Урок в 6-м классе по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Формирование знаний о правилах умножения положительных и отрицательных чисел и умений применять их в простейших случаях.
  2. Развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.
  3. Воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Оборудование:

  • модель магнитной координатной прямой;
  • модель термометра;
  • плакат с изображением рисунка 89 из учебника;
  • переносные доски;
  • таблицы для устного счета.

Структура урока

  1. Постановка цели урока. (1 минута)
  2. Подготовка к изучению нового материала. (4 минуты)
  3. Ознакомление с новым материалом. (20 минут)
  4. Первичное осмысление и применение изученного. (10 минут)
  5. Постановка домашнего задания .(2 минуты)
  6. Подведение итогов урока. (3 минуты)
  7. Дополнительные задания. (1136, 1138, 1142).

Ход урока

1. Постановка цели урока.

- Ребята, мы с вами продолжаем изучать положительные и отрицательные числа. С правилами сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел вы знакомы.

Сегодня будем рассматривать вопрос о том, как умножать положительные и отрицательные числа.

Запишите тему урока: “Умножение положительных и отрицательных чисел”.

2. Подготовка к изучению нового материала.

Фронтальный опрос обучающихся:

  1. Приведите примеры положительных и отрицательных чисел.
  2. Сформулируйте правила сложения и вычитания положительных чисел. Приведите соответствующие им примеры.
  3. Вставьте пропущенное число:

а) … – 3 = –2,

б) 2 – … = –6,

в) 8 + … = 5,

г) 3 + … = –3,

д) (–4) + … = –6.

4)

10; -3; 12; -0,9; - 5,6; 8,2; - 12;

- назовите модуль каждого из чисел;

- выберите два числа с одинаковыми и два числа с разными знаками;

- выберите противоположные числа;

- корень уравнения |х| = –7 (не существует)

- назовите результат умножения (произведение).

3. Ознакомление с новым материалом.

Задача № 1120.

С помощью плаката с изображением рисунка 89 из учебника решают 2 ученика на переносных досках.

1 ученик № 1120 (а, б).

2 ученик № 1120 (в, г).

Остальные ученики класса решают в тетрадях.

Решения записываются в следующем виде:

5 * 4 = 20,

(–5) * 4 = –20,

5 * (–4) = –20,

(–5) * (–4) = 20.

Задачи №1 - №4 записаны на доске:

Задача № 1. Температура воздуха повышается каждый день на 2?С. Сейчас термометр показывает 0?С. Какую температуру воздуха будет показывать термометр через 3 дня?

Задача № 2. Температура воздуха понижается каждый день на 2?С. Сейчас термометр показывает 0?С. Какую температуру покажет термометр через 3 дня?

Задача № 3. Температура воздуха повышалась каждый день на 2?С. Сейчас термометр показывает 0?С. Какую температуру показывал термометр 3 дня назад?

Задача № 4. Температура воздуха понижается каждый день на 2?С. Сейчас термометр показывает 0?С. Какую температуру воздуха показывал термометр 3 дня назад?

(3-4 ученики с использованием модели термометра решают задачи 1-4 на переносных досках; 3 ученик решает задачи 1 и 2; 4 ученик решает задачи 3 и 4. Остальные ученики класса решают в тетрадях).

Записываются их решения:

(+2) * (–3) = –6,

(+2) * (+3) = +6,

(–2) * (–3) = +6,

(–2) * (+3) = –6.

Результаты обсуждаются и сравниваются с учениками класса, выявляются закономерности в определении знака произведения и его модуля.

Ученики делают вывод, формулируют правила умножения двух чисел с разными знаками и двух отрицательных чисел.

Вывод: произведение двух чисел одного знака положительно, а произведение чисел разных знаков отрицательно.

Подключаем зрительные анализаторы в процессе восприятия учащимися содержания введенных правил умножения через их самостоятельное ознакомление с объяснительным текстом П. 35 учебника.

Задача №1 и №2 учебника.

Даем ученикам следующую таблицу, которая наглядно показывает зависимость знака произведения от знаков компонентов действия.

    Знак числа

    а

    Знак числа

    в

    Знак чисел

    а * в

    +

    +

    +

    +

    +

    +

Запомнить ее очень легко.

Например, последнюю комбинацию знаков обычно читают так: “Минус на минус дает плюс”. Предпоследнюю комбинацию знаков читают: “Минус на плюс дает минус”.

- Ребята, необходимо помнить, как ведут себя при умножении особенные числа: 1, -1 и 0. Особую роль при умножении играет число -1, при умножении на -1 число заменяется на противоположное.

Устно:

10 * (–1) = – (10 * 1) = –10; 0 * (–30) = 0;
–1 * (10) = –10; (–20) * 0 = 0.

Запишите эти свойства формулами.

а * (–1) = – а; а * 0 = 0;
(–1) * а = – а; 0 * а = 0.

Если один из множителей равен 0, то произведение равно 0.

Объяснение нового материала завершается обобщением изученного и формулировкой правил умножения чисел с разными и одинаковыми знаками. Они записываются учащимися в тетради.

Правило 1. Произведение двух чисел с разными знаками есть отрицательное число, модуль которого равен произведению модулей сомножителей.

Правило 2. Произведение двух чисел с одинаковыми знаками есть положительное число, модуль которого равен произведению модулей сомножителей.

(Правила 1 и 2 дополняют материал учебника и способствуют предупреждению типичных ошибок учащихся, связанных с потерей знака произведения.)

4. Первичное осмысление и применение изученного.

Осмысление изученного начинается с устных вычислений произведений с пояснениями при помощи таблиц 1-2 для устного счета.

Образец ответа в данном случае может быть таким:

- Произведение минус шести и трех равно минус восемнадцати, потому что при умножении двух чисел с разными знаками получается отрицательное число, а его модуль равен произведению модулей сомножителей, то есть шести и трех.

Далее опрашиваются еще 4 ученика (5-8 ученики). Они решают самостоятельно № 1118, № 1119, № 1121 (1 столбик), № 1122.

Образец записи № 1121.

–5 * 6 = – (5 * 6) = –30,

9 * (–3) = – (9 * 3) = –27,

(–8) * (–7) = + (8 * 7) = 56,

–1,45 * 0 = 0.

Добиваемся правильных и полных записей их решений учащимися.

5. Постановка домашнего задания.

П. 35 учебника, выучить правила №1 и №2, записанные в тетрадях, решить № 1143, № 1146.

Учащиеся знакомятся с содержанием домашнего задания, получают необходимые пояснения.

6. Подведение итогов урока.

Фронтальный опрос:

- Как прочитать запись 12 * (–7)?

- Как перемножить два числа с разными знаками?

- Привести пример на умножение двух чисел с разными знаками и решить его.

- Как перемножить два числа с одинаковыми знаками?

- Привести пример на умножение чисел с одинаковыми знаками и решить его.

- Найдите неизвестный множитель:

–10 * х = 70; –1 * х = 64;
х * (–12) = –24; х * (–4) = –20.

- Определите знак произведения:

–15 * (10 – 20); –25 * (–13) * (–14).

Ответы восьми учеников оцениваются с учетом работы в течение всего урока.

7. Дополнительные задания: № 1136, № 1138, № 1142.

(Для обеспечения занятости и развития наиболее подготовленных учащихся, которые досрочно выполнили все предложенные задания).