Цели:
1. Образовательные:
- дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК;
- уяснить, с какими усилиями были выполнены планы первой пятилетки;
- обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации;
- познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка.
2. Развивающие:
- формировать умение работать с картой города изучаемого периода;
- устанавливать причинно-следственные связи (подвести к мысли о истоках неблагополучной экологической обстановки города);
- развивать речь, память, умение обобщать.
3. Воспитательные:
- воспитание интереса к истории родного города.
Задача: установление связи теории с жизнью.
Анализ урока.
1-ый урок в разделе “Сталинская модернизация России”.
Тип урока: усвоение новых знаний, нетрадиционный (заочная экскурсия), с учетом регионального компонента.
Для реализации целей использованы принципы научности, наглядности, связи обучения с жизнью. В работе применяется фронтальная форма и социоигровой прием. В начале урока перед учащимися ставится цель – задание, которое должно мобилизовать их внимание, чтобы избежать пассивного восприятия информации.
С целью актуализации знаний по истории города учащимся предлагается блиц-опрос. В ходе фронтальной работы развивается речь, исправляются речевые ошибки, учащиеся побуждаются к полному ответу. Цель данного этапа: вызвать интерес к теме урока.
В качестве активизирующего средства применяются межпредметные связи - чтение стихотворения Маяковского.
Вступительное слово позволяет мотивировать учащихся на получение новых знаний, объявляет цели урока, что способствует усвоению знаний.
В ходе урока используются следующие средства обучения:
- предметные – наглядность;
- интеллектуальные – логичность, воображение;
- эмоциональные – интерес, переживание, гордость, огорчение.
Подача нового материала опирается на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках.
Сообщения учащихся и комментарии учителя, являющиеся смысловым ядром урока, позволяют акцентировать внимание на особенностях индустриализации в Кузбассе, что потом даст возможность самостоятельно обобщить и сделать вывод об индустриализации во всем СССР. Сообщения сопровождаются демонстрацией фотографий города в 30-е годы и в наше время. Использование карт дает возможность оценить масштаб строительства.
Для смысловой обработки материала целесообразно применение привычной для учащихся записи главного (имена, даты), а в конце урока рефлексивные вопросы. Изучение нового материала проводится с помощью исследовательского метода с опорой на наглядность и связью с жизнью.
На этапе закрепления был применяется социоигровой прием, который пробуждает интерес учащихся друг к другу, обеспечивает интерес к материалу, повышение внимательности и работоспособности, рассеивает нежелание некоторых учеников работать и намечает связь со следующим уроком.
Таким образом, предусматривается комплексный учет знаний: вопросы репродуктивного характера на понимание учебного материала и вопросы, на которые будет сделан акцент на следующем уроке (возможно, что учащиеся сами смогут ответить на них после выполнения домашнего задания).
Поучительным моментом урока является упоминание об отношении строителей КМК к природе и, соответственно, истоках неблагоприятной экологической обстановки в городе.
Ход урока
Опережающее задание ко всему уроку (запись на доске):
В конце разбора новой темы написать на листочках два вопроса:
- Вопрос, проверяющий понимание темы.
- Вопрос, на который ответ вы хотели бы узнать.
За лучший вопрос будет поставлена оценка “5”.
В конце урока мы попробуем ответить на вопросы первой группы. А ответы на вопросы второй группы мы проработаем на следующем уроке.
I. 1. Блиц-опрос. (выяснение уровня знаний по истории города до 1929 года)
- Как назывался наш город до 1917 года?
- В каком году он был основан?
- Что изображено на гербе города? Почему?
- Сколько названий было у нашего города?
- На территории какого района современного Новокузнецка располагался Кузнецк?
2. Работа с картами города.
- Показать на карте Кузнецкий район.
- Показать на карте Центральный район.
- Какие улицы центрального района вы знаете?
II. Чтение стихотворения Маяковского “Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка”.
(Демонстрация фотографии площади Маяковского)
По небу тучи бегают,
Дождями сумрак сжат.
Под старою телегою рабочие лежат.
И слышит шепот гордый
Вода и под, и над:
“Через четыре года
Здесь будет Город-сад!”
Темно свинцовоночие,
И дождик толст, как жгут,
Сидят в грязи рабочие,
Сидят лучину жгут.
Сливеют губы с холода.
Но губы шепчут в лад:
“Через четыре года
Здесь будет Город-сад!”
Свела промозглость корчею –
Неважный мокр уют,
Сидят впотьмах рабочие,
Подмокший хлеб жуют.
Но шепот громче голода –
Он кроет капель спад:
“Через четыре года
Здесь будет Город-сад!”
Здесь взрывы закудахтают
В разгон медвежьих банд,
И взроет недра шахтою
Стоугольный “Гигант”.
Здесь встанут стройки стенами.
Гудками, пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами
Воспламеним Сибирь.
Здесь дом дадут хороший нам
И ситный без пайка.
Аж за Байкал отброшенная
Попятится тайга.
Рос шепоток рабочего
Над темью тучных стад,
А дальше неразборчиво,
Лишь слышно – “город-сад”.
Я знаю – город будет,
Я знаю – саду цвесть,
Когда такие люди
В стране Советской есть!
- О строительстве какого предприятия говорится в стихотворении?
III. 1. Вступительное слово. (записать число, тему)
В газете “Сибирская жизнь” от 22 июля 1919 года написано:
“Кузнецк, лежащий в 500 верстах от Томска вверх по Томи, представляет собой самый захудалый городишко Томской губернии. Прогнившие дома, нередко с заколоченными ставнями или сплошными дырами столетних крыш, рисуют его богатство. Но зато табаком мы богаты. Здесь все буквально садят табак, ввиду огромного его спроса…”
До 1925 года на месте нынешнего КМК колосились хлеба. Там, где сегодня проспекты, улицы, были беспорядочно разбросаны домишки деревушек Бессоново и Араличево. А на месте современных улиц Кирова, Тольятти и Франкфурта было болото.
История КМК началась еще в 1912 году, когда несколько европейских банков создали акционерную компанию “КопиКуз”. (Копи Кузбасского бассейна.) Они предполагали разместить металлургический завод в районе Осинников. Для этого был приглашен лучший специалист того времени в этой области – Михаил Курако. Его именем назван проспект, протянувшийся от вокзала до КМК.
- Какие исторические события помешали осуществить задуманное?
В 1918 году Общество сибирских инженеров предложили разместить металлургический комбинат рядом с Байкалом около Иркутска. Проект был признан неудачны, т.к. завод расположился бы слишком близко к границе.
15 января 1929 года стало исторической датой – в этот день Совет народных комиссаров, Совет Труда и Обороны приняли окончательное решение о постройке Кузнецкого и Магнитогорского заводов. Свершился беспрецедентный факт – разрешено было приступить к строительству еще до утверждения экономического пятилетнего плана партийным съездом.
2. Разберемся, как подобное могло случиться ( задание на опережение):
Цели и задачи советской экономики в конце 1925 года (запись на доске и в тетради):
- ликвидация технико-экономической отсталости страны;
- достижение экономической независимости;
- создание мощной оборонной промышленности;
- первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, химической, металлургии, машиностроения).
В 1927 году советские экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана, который должен был предусмотреть комплексное развитие всех районов и использование всех ресурсов для индустриализации страны.
- Что такое индустриализация? (первый урок в этом учебном году: процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях экономики)
Когда этот план был составлен, Сталин собственноручно скорректировал его, подняв все плановые показатели на головокружительную высоту. Но этого ему показалось недостаточным. В декабре 1929 года на съезде ударников был выдвинут лозунг: “Пятилетку за четыре года!” Обосновывая этот призыв, Сталин заявил: “ Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми… Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут”.
Масштабность задач и крайняя ограниченность заставляли усиливать централизованное планирование, жестко регламентировать задания, ресурсы для их выполнения, формы оплаты труда, режим работы.
3. Откуда СССР, страна, ввозящая машины и оборудование, возьмет средства для превращения в мощную промышленную державу? ( записи в тетради по теме “НЭП”)
Источники индустриализации (запись в тетрадь):
- высокий налог с частных предпринимателей;
- система госзаймов;
- экспорт зерна, масла, пушнины, золота и т. д.;
- перераспределение средств бюджета в пользу индустриальных отраслей;
- организация соцсоревнований;
- режим строжайшей экономии в расходовании гос. средств.
4. Наш город - это детище сталинской индустриализации. Нам сегодня предстоит отправиться в путешествие в прошлое Новокузнецка, мы узнаем, с какими усилиями был построен гигант металлургической промышленности – КМК.
Один из руководителей Кузнецкстроя, Сергей Франкфурт, в своей книге “Рождение стали и человека” вспоминал:
“В Кузнецк пришли ночью. “Вокзал” состоял из 2-3 вагонов. Шел дождь. Темно. Крики… С большим волнением ждал утра, чтобы увидеть то место, где предстоит построить гигантский завод и город возле него. Вместе с рабочими, спешившими к утренней смене, я поехал на площадку. Площадка была покрыта травой. Вдали отдельными светлыми пятнами разбросаны большие деревянные строения”.
7 ноября 1929 года была произведена закладка постоянного железнодорожного моста через Абу.
С 1 января 1931 года установлено прямое сообщение поездов Москва – Ново-Кузнецк.
5. Великая стройка требовала огромного количества рабочих и специалистов. Завод строила вся страна. Почти каждый пятый завод страны выполнял заказы Кузнецкстроя. По призыву партии на стройку ехала молодежь, инженеры, ученые.
Действительно, квартир в старом городе и близлежащих деревнях не хватало. И под Старой Гривой вырос палаточный городок. Рыли землянки, ставили бараки, скупали деревенские дома, разбирали и перевозили поближе к стройплощадке. Там быстро вырос поселок Верхняя колония.
Предпринималось все возможное, чтобы хоть как-то укрыть под крышей рабочих. Палаток, землянок и бараков не хватало на всех. Случалось ночевать на открытом воздухе, где защитой служил какой-нибудь навес. (фото барака, строчка из стихотворения)
6. В воспоминаниях главного инженера Кузнецкстроя академика Ивана Бардина написано:
“Работали круглые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружились плывуны, продолжали рыть, стоя по пояс в ледяной воде…
Земляные работы не прекращались и тогда, когда сильные морозы сковывали вязкую, глинистую почву площадки. Экскаваторщики задыхались на морозе, но каменную землю надо во что бы то ни стало разломать. Комсомольцы объявили субботник. Дезертиров не было. Были энтузиасты, борцы. В густом морозном тумане начали колотить землю кайлами. Коченели ноги, обмерзали пальцы, но ни один боец не покинул фронта. На освещенной прожекторами площадке работали всю ночь. И победили мороз, стужу, победили упрямую Сибирь”
(грунт, насыщенный водой и обладающий большой подвижностью)
(фото здания заводоуправления и площади побед)
Здание заводоуправления является памятником архитектуры и состоит из раздельных частей на плавающем фундаменте, чтобы во время движения почвы не давало трещин.
1 мая 1930 года заложен фундамент доменной печи.
7. В декабре 1929 года Президиум ЦК Союза строителей постановил: считать необходимым возведение при Кузнецком металлургическом заводе первого в Сибири социалистического городка. Жилищное строительство отставало. В жилом фонде Кузнецкстроя на одного человека приходилось 2 квадратных метра площади. Под застройку был отведен участок, расположенный на расстоянии 1-3 км к юго-востоку от заводоуправления, ограниченный с севера рекой Аба, с юга – склонами горы у Сад-города и с востока – моховым болотом.
(фото соцгорода, показать на карте соцгород)
8. В качестве специалиста жилищно-гражданского профиля в 1930 году в Советскую Россию был приглашен немецкий архитектор Эрнст Май. Дома, построенные по его проекту, были трех- и четырехэтажными, квартиры состояли из 2-3 комнат. Строились они в выходные дни силами энтузиастов. Ныне это улицы Энтузиастов, Хитарова, Школьная.
(фото домов соцгорода)
По проспекту Энтузиастов были проложены первые 600 метров асфальта. От желающих по нему пройти требовали или вымыть обувь, или разуться.
9. В 1932 год Кузнецкстрой с жилыми поселками и Кузнецк были объединены в одну административную единицу – Ново-Кузнецк..
3 апреля 1931 года выдан первый чугун первой доменной печи. Через три с половиной месяца первый чугун выдала вторая печь.
30 декабря 1932 года прокатаны первые рельсы. Металлургический цикл был завершен.
1933 год . Построен первый звуковой кинотеатр “Коммунар”. Внешний облик кинотеатра, первых домов на проспекте Энтузиастов, Дворец Культуры и техники КМК на театральной площади и здание заводоуправления соответствовали архитектурному стилю конструктивизм. Современный вид кинотеатр приобрел после реконструкции в 50-е годы.
30 ноября 1933 года пущен первый в Сибири трамвай по проспекту Молотова (ныне проспект Металлургов). По просьбе ударников труда трамваю присвоено имя секретаря заводского райкома партии Рафаэля Хитарова.
Активное благоустройство города началось с 1936 года: построены ресторан “Москва”, гастроном, Дом Связи (главпочтамт), Центральный универмаг, фонтан в саду “Металлургов”.
(фото фонтана)
В центре фонтана скульптурная группа “Рабочие-бурильщики”, украшением стали каменные лягушки, утки, рыбы, лепные гирлянды и барельефы.
1938 год. Ново-Кузнецк переименован в Сталинск.
10. За свою вековую историю Новокузнецк-Сталинск четырежды менял план генеральной застройки, но каждый раз опаздывал. Город рос с огромной скоростью. В далекие 30-е годы строители КМК не думали о влиянии промышленности на экологию. Там, где сейчас промышленная, “мертвая” зона, в 30-е годы жили люди. Они с восторгом любовались вечерами огнями , вырывающимися из заводских труб.
- Как вы думаете, сбылось пророчество Маяковского “Здесь будет город-сад”?
IV. Подведение итогов.
1. - Какие особенности строительства КМК вы заметили ?
- пренебрежение к решению бытовых проблем;
- масштабность;
- реализация планов пятилетки в рекордно короткие сроки .
2. Домашнее задание: параграф 25 “Великий перелом”. Становление экономической модели сталинизма. п.1-4,
3. Записать на листочках свои вопросы, не забыв указать свою фамилию.
4. Ответы учащихся на вопросы первой группы. (сначала желающие)
Использованная литература:
- Сыроваткин А. Новокузнецк. – Кемеровское книжное издательство, 1973.
- Кацюба Д. В. История Кузбасса. – Кемеровское книжное издательство, 1983.
- Сборники “Кузнецкая старина”. – издательство “Кузнецкая крепость”, 1999-2004.
- Журнал “Город наш Новокузнецк”.- март, апрель, 2006.
- Журнал “Домино (Новокузнецк)”. – июль, ноябрь, 2005.
- Иностранные рабочие и специалисты на Кузнецком металлургическом комбинате. 31 Главы истории Кузнецкстроя (1913-1920); Кузнецкстрой в воспоминаниях. planetadisser.com/see/dis_61569.html 65 КБ
- Форум на Дидюля.ру :: Просмотр темы - Уроки истории. "...В этот чудный и лихой год, Кузнецкстрой походил не на ударную стройку, а, скорее, на Дикий Запад времен банды Джесси Джеймса.didula.ru/gbf/viewtopic.php?t=2683&start=10& · 63 КБ
- В.И. Исаев Кузнецкстрой в воспоминаниях.www.philosophy.nsc.ru/journals/humscience/2_00/10_isaev.htm · 26 КБ
- Кузнецкстрой и его люди: хроника выживания (1930-1935)”. kuzbasshistory.narod.ru/Biobib/R_1/97_01.htm · 128 КБ
Презентация к уроку. Приложение.