Повторение ранее изученного материала - одно из важных направлений в реализации дидактического принципа прочного усвоения знаний, которое происходит из-за того, что дальнейшее накопление знаний невозможно, если изученный ранее материал забыт. Психологической основой прочности считают память, её закономерности, заставляющие прибегать к повторению, возвращаться к тому, что было усвоено ранее. Прочному усвоению знаний способствует чёткая первоначальная целевая установка при изложении материала преподавателем, последовательно проводимая система закрепления.
При повторении, как и при изложении нового материала, решение определенных познавательных задач должно развивать у учащихся: логическую память, активное логическое мышление, способность мобилизовать знания для выполнения предстоящей работы, воображение (воспроизводящее и творческое). Необходимо обеспечить положительное эмоциональное отношение учащихся к процессу повторения введением в повторяемый материал элементов новизны, использования новых ярких примеров, заданий, требующих активного размышления, поисков рациональных решений, проверки результатов.
Повторяемый материал полезно разбивать на структурные смысловые части, озаглавливать их, ставить к ним вопросы, формулировать в виде тезисов. Необходимо выделять для повторения стержневые идеи, вопросы и проблемы.
Эффективность повторения и закрепления обеспечивается разнообразием применяемых подходов, методов и форм.
Виды повторения
В методической литературе по математике наибольшее распространение получили следующие виды повторения: повторение в начале учебного года; текущее повторение ранее пройденного материала в связи с изучением нового и вне связи с новым материалом; тематическое повторение с целью систематизации и обобщения учебного материала, изученных тем; заключительное повторение в конце учебного года или после прохождения всего курса
Рассмотрим повторение в начале учебного года, которое обусловлено необходимостью восстановить в памяти учащихся минимум знаний, которые стали бы опорой для дальнейшего изучения самой математики и других предметов. Планируя такое повторение на первом курсе, следует учитывать, что общий уровень математической подготовки поступающих в колледж выпускников девятилетней школы зачастую недостаточен для успешного овладения нового программного материала по математике.
Как показывает опыт, наиболее целесообразно повторение в начале учебного года на первом курсе организовать по принципу обзора и систематизации фактов, понятий и зависимостей, отмеченных выше. Это облегчает включение учащихся в круг новых идей и методов, рассматриваемых в курсах алгебры с началами анализа и геометрии.
Повторение должно быть направлено также на ликвидацию пробелов в математической подготовке учащихся, на выравнивание их знаний.
В процессе вводного повторения приходится систематизировать сведения из учебников по математике с 4-ого по 9-ый классы. И это определяет специфику работы преподавателя и учащихся: отдаётся преимущество повторению на уроке, а домашние задания с использованием учащимися нескольких учебников исключаются.
Наряду с обзорными беседами преподавателя широко применяются обобщающие таблицы на классификацию понятий, таблицы-справочники, задачи на готовых чертежах, схемы, фолии, DVD и CD диски.
Стараюсь добиться, чтобы на этих уроках работали все учащиеся и притом каждый в меру своих сил, возможностей и способностей.
Я выделяю из всего пройденного материала наиболее важные темы:
- Алгебраические дроби (десятичные и обыкновенные) - 2 часа.
- Действия над отрицательными числами - 1 час.
- Уравнения и неравенства - 2 часа.
- Простейшие функции и их графики - 1 час.
- Действия со степенями – 1 час.
- На восьмом уроке даю входной контроль.
Организую повторение материала на практической основе:
- по каждой теме предусмотрено выполнение учащимися самостоятельных работ. Для проведения каждой самостоятельной работы заготавливаю 6 вариантов карточек;
- готовлю тексты математических диктантов.
Начинается каждый урок с математического диктанта. Проверку выполнения математического диктанта на доске провожу сама, а учащиеся меняются тетрадями, оценивая друг друга. Те, у кого работа выполнена правильно, а их немного, оцениваются пятёрками. Им даю более сложное задание. Учащиеся, не получившие пятёрок за диктант, продолжают работать со мной над темой урока.
В конце урока даю небольшую самостоятельную работу. Если работа выполнена правильно, ставлю четвёрку. Остальные учащиеся доделывают работу дома.
Итак, для организации повторения учебного материала с учащимися первого курса колледжа использую математические диктанты, таблицы, упражнения, тексты для самостоятельной работы.
Результаты этого вводного повторения фиксирую в таблице в виде оценок “5”, “4”, “3”.
Группа №_____
№ п/п |
Ф.И.О. учащегося |
дроби |
отрицательные числа |
квадратныеуравнения |
действия со степенями |
элементарные графики |
Продолжаю повторение по мере прохождения нового материала и на консультациях после уроков. В конце ноября, как правило, все учащиеся сдают материал по теме: “Вводное повторение”.
Пример математического диктанта по теме: “Отрицательные числа”.
Вычислить:
–5 + 10 =
–10 + 5 =
– (–5) + 10 =
–10 + (–5) =
10 – (–5) + 0 + (–8) =
На первый взгляд, диктант излишне лёгкий, но, учитывая минимальные математические знания поступивших в колледж учеников, хочется отметить, что получая за него первые пятерки, мы вызываем интерес к обучению математике.
Утверждать, что пришедшие к нам учащиеся все не способные, нельзя! Не редко попадаются и “светлые головы”, но их обладатели совершенно не приучены даже к самым малым умственным усилиям, поэтому задача номер один преодолеть негативное отношение к предмету “математика”.