Организация взаимодействия классного руководителя с другими участниками воспитательного процесса в системе воспитательной работы колледжа

Разделы: Классное руководство


Организация взаимодействия  классного руководителя с другими участниками воспитательного процесса  в системе воспитательной работы колледжа.

Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности колледжа, которая рассматривается как целостная динамическая система, целью которой является развитие нравственной, здоровой, духовно-обогащенной,  активной личности, способной к самопознанию и самореализации.
Колледж Метростроя № 53 имени героя Советского Союза М.Ф. Панова готовит специалистов начального профессионального образования по строительным профессиям и  профессии «Автомеханик».
Основным структурным элементом колледжа является учебная группа. Организатором деятельности учащихся в учебной группе является классный руководитель. Работа классного руководителя строится в соответствии с общей программой колледжа, планами учебно-воспитательной работы, а также решениями Педагогического совета.

Цели:

  • создать условия максимально полного освоения воспитанником материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством;
  • помочь воспитаннику раскрыть свой внутренний потенциал, содействовать тем усилиям, которые он сам предпринимает для самоопределения, самоутверждения, самореализации;
  • стимулировать процесс познания молодым человеком самого себя, выработку индивидуального образа жизни и поведения.

Принципы построения воспитательной системы:

  • гуманистический принцип;
  • развитие и саморазвитие приоритетных ценностей -  духовно-нравственных качеств личности, ее культуры, интеллигентности, любви к выбранной профессии;
  • интеграция образования с системами мировой и национальной культур;
  • личностно-целостный подход к воспитанию;
  • принцип взаимосвязи воспитания и самовоспитания;
  • принцип системности;
  • единство деятельности и личности.

Ключевые дела воспитательной системы учебной группы строятся на основе воспитательной работы колледжа, которая ведется по следующим  направлениям:

Направления воспитательной работы:

  • процесс обучения;
  • воспитание духовно-нравственной культуры;
  • воспитание эстетической культуры;
  • воспитание профессионального самосознания;
  • военно-патриотическое воспитание;
  • воспитание активной жизненной позиции;
  • воспитание здорового образа жизни;
  • физическое воспитание;
  • воспитание толерантности;
  • трудовое воспитание;
  • развитие студенческого самоуправления;
  • профилактика безнадзорности и правонарушений;
  • антинаркотическая и антиалкогольная пропаганда;
  • работа с семьей.

Формирование высокой духовной и гражданско-нравственной позиции учащихся является приоритетной задачей воспитательной политики колледжа. Духовному  и эстетическому обогащению способствуют экскурсионные поездки по Подмосковью – архитектурно - исторические «Иосифо-Волоцкий монастырь», «Троице-Сергиева Лавра», военно-технические «Музей бронетанковой техники в Кубинке», «Музей танка Т-34», «Музей авиации в Монино», «Звездный городок», «РКЦ «Энергия».

Учащиеся регулярно посещают театры: «Новый Драматический театр», «На Малой Бронной» и другие. Посещают Третьяковскую галерею, картинную галерею народного художника СССР А.М. Шилова, Дарвиновский музей, музей-усадьбу «Останкино», музей-заповедник  «Царицыно».
Значение профессионального самосознания учащихся очень велико в условиях сегодняшней действительности и является залогом его профессиональной успешности.  
В течение последних ряда лет учащиеся занимают первые места в конкурсе «АРТ-Профи-Форум»  в номинации «Моя профессия в фотографиях».
Большое значение в военно-патриотическом воспитании играют 3 действующих музея в колледже, созданных руками учащихся и сотрудников - Музей «Солдаты России» 1-го Гвардейского Танкового корпуса и «Музей памяти участников локальных войн в Афганистане и Чечне», в котором открыта Галерея памяти выпускников, погибших в Афганистане и Чечне. Большая работа проводится в музеях совместно с афганским обществом Метростроя «Контингент», связь с которым поддерживается уже несколько лет. Афганцы проводят в колледже вечера-встречи, посвященные «Дню матери», «Дню вывода войск из Афганистана». Активную работу в подготовке, выступлении к таким датам выполняют учащиеся группы.
Военно-патриотическое воспитание строится в духе толерантности. Воспитание толерантности – основное условие современного воспитания.  В основе принципов толерантности заложена преемственность поколений, сохранение и приумножение традиций колледжа.

Проводятся тематические классные часы «Уроки Победы» с участием ветеранов ВОВ 1-го  Гвардейского Танкового корпуса, воинов-интернационалистов локальных войн.  
Толерантность на уровне группы осуществляется путем вовлечения учащихся в кружки, секции, работу военно-патриотической группы «Поиск», где учащиеся приобретают качества сплоченности, солидарности в совместной деятельности, чувство «локтя».
В прошлом учебном году учащиеся группы принимали участие в работе группы «Поиск» и захоронении около 100 останков погибших воинов Великой Отечественной войны в Тверской области.

Становлению активной жизненной позиции способствует  участие в районных и городских конкурсах, поисковой работе, выступлениях в других группах,  так как воспитывают коммуникативные качества, помогают найти свое место в жизни, активно участвовать в инновационных процессах развития общества.
Физическое развитие воспитанников реализуется через проведение спортивных мероприятий, соревнований, работу секций тяжелой атлетики и футбола. Учащиеся группы занимают первые места по городу Москве и даже по России.

Формированию здорового образа жизни способствуют тематические классные часы, участие в спортивных мероприятиях - «Днях здоровья». Трудовое воспитание   реализуется через дежурство группы по колледжу, уборки кабинетов, спортивного зала, территории колледжа, участие в субботниках по благоустройству территории округа, участие в зимнем и летнем ежегодных трудовых лагерях.

Студенческое  самоуправление осуществляется в группе по следующей схеме (рис. 1):

Рис.1

Интеллектуальный сектор отвечает за учебу, участие в олимпиадах, научных конференциях, интеллектуальных марафонах. Трудовой сектор отвечает за дежурство по кабинету, помощь в ремонте кабинета, организации генеральных уборок, субботников. Культмассовый сектор – за экскурсии, посещение театров, помощь в подготовке и проведении классных собраний. Спортивный сектор отвечает за спортивные мероприятия, подготовку Дней здоровья. Редколлегия выпускает стенные газеты, плакаты, фотоколлажи, помогает в оформлении кабинета. Информационный сектор отвечает за информационные технологии при проведении тех или иных мероприятий. Совет самоуправления организует и координирует работу всех  секторов и входит в совет самоуправления колледжа, как правило,  - это ребята, отличающиеся высокой ответственностью, являющиеся надежной опорой классному руководителю.
Профилактические мероприятия по нарушениям правил внутреннего распорядка проводятся в виде индивидуальных бесед, бесед совместно с заместителем директора по УВР, вызовом на совет по профилактике правонарушений, который проводится совместно с ОВД «Ярославский».
Также проводится антинаркотическая и антиалкогольная пропаганда в виде классных часов и тренингов с участием врача нарколога, психологов социально-реабилитационного центра «Возрождение».
Взаимодействия группы с учреждениями за пределами колледжа могут осуществляться по следующей схеме (рис. 2):

Рис.2

Анализ результатов воспитательной работы за год давали возможность определить направления, цели и задачи воспитательной деятельности на каждый последующий год.