Организация взаимодействия классного руководителя с другими участниками воспитательного процесса в системе воспитательной работы колледжа.
Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности колледжа, которая рассматривается как целостная динамическая система, целью которой является развитие нравственной, здоровой, духовно-обогащенной, активной личности, способной к самопознанию и самореализации.
Колледж Метростроя № 53 имени героя Советского Союза М.Ф. Панова готовит специалистов начального профессионального образования по строительным профессиям и профессии «Автомеханик».
Основным структурным элементом колледжа является учебная группа. Организатором деятельности учащихся в учебной группе является классный руководитель. Работа классного руководителя строится в соответствии с общей программой колледжа, планами учебно-воспитательной работы, а также решениями Педагогического совета.
Цели:
- создать условия максимально полного освоения воспитанником материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством;
- помочь воспитаннику раскрыть свой внутренний потенциал, содействовать тем усилиям, которые он сам предпринимает для самоопределения, самоутверждения, самореализации;
- стимулировать процесс познания молодым человеком самого себя, выработку индивидуального образа жизни и поведения.
Принципы построения воспитательной системы:
- гуманистический принцип;
- развитие и саморазвитие приоритетных ценностей - духовно-нравственных качеств личности, ее культуры, интеллигентности, любви к выбранной профессии;
- интеграция образования с системами мировой и национальной культур;
- личностно-целостный подход к воспитанию;
- принцип взаимосвязи воспитания и самовоспитания;
- принцип системности;
- единство деятельности и личности.
Ключевые дела воспитательной системы учебной группы строятся на основе воспитательной работы колледжа, которая ведется по следующим направлениям:
Направления воспитательной работы:
- процесс обучения;
- воспитание духовно-нравственной культуры;
- воспитание эстетической культуры;
- воспитание профессионального самосознания;
- военно-патриотическое воспитание;
- воспитание активной жизненной позиции;
- воспитание здорового образа жизни;
- физическое воспитание;
- воспитание толерантности;
- трудовое воспитание;
- развитие студенческого самоуправления;
- профилактика безнадзорности и правонарушений;
- антинаркотическая и антиалкогольная пропаганда;
- работа с семьей.
Формирование высокой духовной и гражданско-нравственной позиции учащихся является приоритетной задачей воспитательной политики колледжа. Духовному и эстетическому обогащению способствуют экскурсионные поездки по Подмосковью – архитектурно - исторические «Иосифо-Волоцкий монастырь», «Троице-Сергиева Лавра», военно-технические «Музей бронетанковой техники в Кубинке», «Музей танка Т-34», «Музей авиации в Монино», «Звездный городок», «РКЦ «Энергия».
Учащиеся регулярно посещают театры: «Новый Драматический театр», «На Малой Бронной» и другие.
Посещают Третьяковскую галерею, картинную галерею народного художника СССР А.М. Шилова, Дарвиновский музей, музей-усадьбу «Останкино», музей-заповедник «Царицыно».
Значение профессионального самосознания учащихся очень велико в условиях сегодняшней действительности и является залогом его профессиональной успешности.
В течение последних ряда лет учащиеся занимают первые места в конкурсе «АРТ-Профи-Форум» в номинации «Моя профессия в фотографиях».
Большое значение в военно-патриотическом воспитании играют 3 действующих музея в колледже, созданных руками учащихся и сотрудников - Музей «Солдаты России» 1-го Гвардейского Танкового корпуса и «Музей памяти участников локальных войн в Афганистане и Чечне», в котором открыта Галерея памяти выпускников, погибших в Афганистане и Чечне. Большая работа проводится в музеях совместно с афганским обществом Метростроя «Контингент», связь с которым поддерживается уже несколько лет. Афганцы проводят в колледже вечера-встречи, посвященные «Дню матери», «Дню вывода войск из Афганистана». Активную работу в подготовке, выступлении к таким датам выполняют учащиеся группы.
Военно-патриотическое воспитание строится в духе толерантности. Воспитание толерантности – основное условие современного воспитания. В основе принципов толерантности заложена преемственность поколений, сохранение и приумножение традиций колледжа.
Проводятся тематические классные часы «Уроки Победы» с участием ветеранов ВОВ 1-го Гвардейского Танкового корпуса, воинов-интернационалистов локальных войн.
Толерантность на уровне группы осуществляется путем вовлечения учащихся в кружки, секции, работу военно-патриотической группы «Поиск», где учащиеся приобретают качества сплоченности, солидарности в совместной деятельности, чувство «локтя».
В прошлом учебном году учащиеся группы принимали участие в работе группы «Поиск» и захоронении около 100 останков погибших воинов Великой Отечественной войны в Тверской области.
Становлению активной жизненной позиции способствует участие в районных и городских конкурсах, поисковой работе, выступлениях в других группах, так как воспитывают коммуникативные качества, помогают найти свое место в жизни, активно участвовать в инновационных процессах развития общества.
Физическое развитие воспитанников реализуется через проведение спортивных мероприятий, соревнований, работу секций тяжелой атлетики и футбола. Учащиеся группы занимают первые места по городу Москве и даже по России.
Формированию здорового образа жизни способствуют тематические классные часы, участие в спортивных мероприятиях - «Днях здоровья». Трудовое воспитание реализуется через дежурство группы по колледжу, уборки кабинетов, спортивного зала, территории колледжа, участие в субботниках по благоустройству территории округа, участие в зимнем и летнем ежегодных трудовых лагерях.
Студенческое самоуправление осуществляется в группе по следующей схеме (рис. 1):
Рис.1
Интеллектуальный сектор отвечает за учебу, участие в олимпиадах, научных конференциях, интеллектуальных марафонах. Трудовой сектор отвечает за дежурство по кабинету, помощь в ремонте кабинета, организации генеральных уборок, субботников. Культмассовый сектор – за экскурсии, посещение театров, помощь в подготовке и проведении классных собраний. Спортивный сектор отвечает за спортивные мероприятия, подготовку Дней здоровья. Редколлегия выпускает стенные газеты, плакаты, фотоколлажи, помогает в оформлении кабинета. Информационный сектор отвечает за информационные технологии при проведении тех или иных мероприятий. Совет самоуправления организует и координирует работу всех секторов и входит в совет самоуправления колледжа, как правило, - это ребята, отличающиеся высокой ответственностью, являющиеся надежной опорой классному руководителю.
Профилактические мероприятия по нарушениям правил внутреннего распорядка проводятся в виде индивидуальных бесед, бесед совместно с заместителем директора по УВР, вызовом на совет по профилактике правонарушений, который проводится совместно с ОВД «Ярославский».
Также проводится антинаркотическая и антиалкогольная пропаганда в виде классных часов и тренингов с участием врача нарколога, психологов социально-реабилитационного центра «Возрождение».
Взаимодействия группы с учреждениями за пределами колледжа могут осуществляться по следующей схеме (рис. 2):
Рис.2
Анализ результатов воспитательной работы за год давали возможность определить направления, цели и задачи воспитательной деятельности на каждый последующий год.