Необходимые пояснения.
В 7 классе уроки темы «Литосфера и ее строение» несколько дублируют аналогичную тему в 6 классе. Материал этот сложный, поэтому объяснение его ведется с опорой на знания, полученные в 5 и 6 классах, но на новом уровне. Ученикам даются не готовые формулировки, но усвоение знаний методами анализа, аналогий и поиска. При объяснении материала задействовано много межпредметных связей: биологии, химии, физики. Есть элементы опережающего обучения. Например, понятие «щит», приуроченность полезных ископаемых к определенным формам рельефа и т.д.
Планирование уроков темы 1 «Литосфера и ее строение»
1 урок – Вещественный состав и строение земной коры
2 урок - Дрейф материков и эволюция земной коры.
3 урок – Теория литосферных плит и ее практическое значение. Рельеф Земли.
Обобщающее повторение в форме игры «Географическое лото».
Дополнительный урок (по возможности) – «Камни-самоцветы» дается после 1 урока или после 3 урока совместно с учителем химии и требует обязательной красочно оформленной выставки.
Урок "Вещественный состав и строение земной коры"
Цель урока- сформировать представление об эволюции оболочек Земли и возникновении в процессе эволюции земной коры различного типа и состава.
Оборудование:
- Коллекция минералов и горных пород.
- Демонстрационная таблица или слайд «Образование Солнечной системы»
- Демонстрационные рисунки или слайды «Строение материковой и океанической земной коры».
- Демонстрационная таблица или слайд «Классификация полезных ископаемых».
Ход урока.
1. Повторение пройденного.
Знания о строении нашей планеты и ее оболочках невозможно получить без правильных представлений и Вселенной. Наша планета Земля – одна из планет Солнечной системы, расположенной во Вселенной. Вспомним материал из курса природоведения 5 класса и физической географии 6 класса.
- Что такое Вселенная?
(Это огромное и бесконечное пространство, которое нас окружает)
- Что мы называет Галактикой?
(Это звездная система, часть Вселенной)
- Как называется наша Галактика?
(Млечный путь)
- За что она получила такое название?
(На небе можно разглядеть широкую светящуюся полосу неправильной формы, вид которой напоминал древним людям пролитое молоко)
- Сколько звезд расположено в нашей Галактике.
(100 миллионов звезд разных размеров и яркости)
- Назовите ближайшую к нам звезду.
(Солнце)
- Что называется Солнечной системой?
(Солнце с вращающимися вокруг него планетами)
- Чем отличаются планеты от звезд?
(Светят отраженным светом)
- Как можно охарактеризовать положение нашей планеты в Солнечной системе?
(Это третья от Солнца планета, расположенная на расстоянии 149 млн. 600 тыс. километров.)
- Сколько лет существует Земля как космическое тело?
(Приблизительно 4,5 млрд. лет)
- Сколько лет назад сформировалась твердая поверхность планеты?
(Примерно 2 млрд. лет назад)
2. Объяснение нового материала.
- . Существует много гипотез о происхождении планет. Современные представления таковы. Солнечная система образовалась из холодного газово-пылевого облака, имеющего форму диска. При вращении облака его частицы слипались, сгущались и превращались в более крупные тела. Облако уплотнялось. Вместо беспорядочного движения его содержимое начало медленное вращение. В центе облака оформилось в округлое тело основная его масса, из которого вспыхнуло Солнце, вокруг сформировалась Земля и другие планеты. Планеты образовались примерно 5 млрд. лет назад. Наша Земля – первоначально холодная разогревалась изнутри, где сильнее было давление и трение. При повышении температуры в глубине Земли образовался расплав ее вещества.
Тяжелые вещества расплава скопились в центре, образовав ядро, а легкие – стремились к поверхности. Такое перераспределение вещества вызвало образование оболочек Земли.
В результате длительных процессов изменения вещества Земли, она, из звездной стадии переходит в планетарную. Именно появление земной коры означает начало нового этапа развития Земли – его называют геологическим этапом. На этом этапе образуются горные породы и минералы. Они, как и все, что нас окружает, состоят из мельчайших частиц, о существовании которых догадались еще в Древней Греции.
- Чтобы хорошо это представить, нам предстоит опять вернуться к тому, что мы проходили в 5 и 6 классах.
- Из чего состоят все тела и вещества природы?
(Из атомов и молекул)
- Как устроен атом?
(Атом состоит из положительно заряженного ядра и вращающихся вокруг ядра отрицательно заряженных электронов.)
- Чем отличаются атомы друг от друга?
(Массой ядра и количеством электронов)
- Как называется определенный вид атомов?
(Химическим элементом)
- Для чего атомы объединяются в молекулы?
(Для большей устойчивости)
- Как называется соединение разных химических элементов?
(Минералом)
- Какие бывают минералы?
(Аморфные и кристаллические. Аморфных или бесформенных минералов очень мало.)
- Иногда кристаллы в земной коре вырастают крупные и красивые. У нас еще будет возможность поговорить об этих уникальных образованиях. Чаще же при разглядывании камней мы видим в общей массе отдельные мелкие «зернышки», отличающиеся по цвету, блеску, шероховатости и т. д. Это отдельные минералы образуют горные породы. Итак, отличие минералов от горных пород в том, что минералы – это однородные по составу и строению части горных пород, а горные породы – чаще всего неоднородны и состоят из различных минералов.
Породы, слагающие земную кору, имеют разный возраст. Самые древние -3,7 – 3,8 млрд. лет - были обнаружены в Антарктиде.
Первичная земная кора была очень тонкой. Из расплавов под земной корой изливалась магма, вырывались газы и водяной пар. Формировалась атмосфера. Когда температура на поверхности Земли опустилась ниже 100 градусов, начали выпадать первые дожди.
- Рассмотрим схему 1 на стр. 9 «Классификация горных пород».
- Как вы думаете, образование каких горных пород происходило в начале геологической стадии развития Земли?
(Магматических)
Действительно, из верхней части мантии происходило образование базальтового слоя земной коры. Схема №1 напоминает вам, что магматические породы делятся на глубинные и излившиеся.
- К какому типу магматических пород относятся базальты?
(Излившихся)
- Давайте рассмотрим образцы базальта. Они имеют темный цвет и однообразную структуру. Излившиеся базальты застывали быстро. Газ и водяной пар из них выделились, остались железо и магний, поэтому они тяжелые. Базальтовый слой составил основание земной коры, ее первый этаж.
- Если же магма прорывала образовавшуюся земную кору и остывала в глубинах Земли, то остывание происходило по-другому: путем перераспределения вещества. Молекулы успевали «устроиться» рядом с себе подобными - появлялись минералы в виде кристаллов. Образовавшаяся порода в таком случае однородной выглядеть уже не будет.
- Сейчас я покажу вам одну из самых распространенных кристаллических горных пород.
- Вспомните, как называется горная порода, название которой переводится как «зернистая».
(Гранит)
- К какому типу магматических горных пород можно отнести гранит?
(Глубинные)
Граниты, поднявшиеся из глубины, могли образовывать поднятия в виде куполов. Одно из таких поднятий мы с вами найдем при изучении Австралии. Это очень красивая гора – Айерс Рок. При разрушении магматических горных пород образовались осадочные. При изменении под действием температуры, давления и горячих растворов магмы магматические и осадочные породы превращались в метаморфические – измененные.
- - С помощью схемы 1 на стр. 9 вспомните и назовите группы осадочных пород земной коры.
(Обломочные, глинистые, органические, химические)
- Назовите метаморфические горные породы, которые я вам продемонстрирую, и скажите, из каких пород они образовались.
(Гнейс – из гранита, мрамор – из известняка.)
- Уже на ранней стадии формирования земной коры наметилось ее различие в материковой и океанической части. Материковая и океаническая земная кора образовались из одного и того же вещества мантии, а различия между ними образовались в результате из-за разности в их выплавлении.
Вода, образовавшаяся в результате обращения пара в жидкость, скапливалась там, где земная кора образовывала впадины и была тоньше. Наиболее устойчивые участки коры, состоящие из магматических и метаморфических горных пород, сцементированные внедряющейся магмой, образовывали ядра будущих материков.
- Рассмотрим рис. 1 на стр. 10 и ответим на вопросы поставленной перед нами географической задачи:
- Определите различия в количестве слоев земной коры материков и океанов.
(Земная кора материков – базальтовый слой, гранитный слой, осадочный слой. Земная кора океанов – базальтовый слой, осадочный слой).
- Как отличается толщина земной коры материков и океанов?
(Земная кора материков толще океанической)
- Назовите толщину материковой и океанической земной коры, пользуясь информацией на стр. 8 учебника.
(5- 10 км в океанах и от 30 до 80 км на материках)
- Глядя на рисунок 1 стр. 10, объясните, что называется земной корой и что – литосферой.
(Земная кора – верхняя твердая оболочка Земли. Литосфера – оболочка Земли, включающая в себя земную кору и часть верхней мантии).
- Границей между земной корой и мантией служит раздел Мохо.Он назван по имени хорватского ученого – сейсмолога Мохоровичича, который его открыл.
Верхнюю часть мантии объединяют вместе с земной корой, потому что она обладает свойствами твердого тела. Раздел между верхней и нижней мантией происходит по слою, названному астеносферой. Это частично расплавленное и потому менее плотное вещество, по которому происходит скольжение верхнего твердого вещества. Она – основной источник магмы.
Астеносфера расположена на глубине 100-250 км под материками и 50-100 км под океанами.
В земной коре обоих типов происходило образование полезных ископаемых – образований, которые человек использует в хозяйственной деятельности. Полезные ископаемые можно разделить как горные породы – по происхождению: на магматические, осадочные и метаморфические. Можно разделить их по принципу использования человеком.
- Рассмотрите классификацию на схеме 2 стр. 9.
- Приведите примеры горных пород каждой группы.
(Топливные – нефть, газ, уголь.
Строительные – песок, глина, гранит, базальт.
Рудные – соединения железа, алюминия, меди и др. с неметаллами
Химическое сырье – соли, апатиты, фосфориты).
К полезным ископаемым относят как некоторые горные породы, так и минералы.
- Как вы думаете, что из перечисленного чаще встречается в недрах земли?
(Горные породы)
Действительно, в природе, где происходит круговорот вещества и энергии, взаимодействие и взаимопроникновение молекул и атомов, минералы встретить труднее. Особенно ценятся минералы, которые образовали крупные кристаллы. Некоторые кристаллы очень красивы. Бывают красивы и сочетания кристаллов в горных породах, выглядящие в виде различных линий и расцветок. Такие горные породы и минералы образуют особую группу полезных ископаемых – поделочные и драгоценные камни.
3. Закрепление пройденного.
- Расположите перечисленные процессы в нужной последовательности.
Образование газового облака во Вселенной, разогрев недр в результате сближения частиц и нарастании сил трения, появление базальтовых пород, образование ядра планеты, вращение и сгущение газового облака, образование сгустков будущих планет и Солнца в центре облака, появление гранитов, формирование мантии и первичной тонкой земной коры, появление осадочных пород.
(Образование газового облака во Вселенной, вращение и сгущение газового облака, образование сгустков будущих планет и Солнца в центре облака, разогрев недр в результате сближения частиц и нарастании сил трения, образование ядра планеты, формирование мантии и первичной тонкой земной коры, появление базальтовых пород, появление гранитов, появление осадочных пород).
- Где и почему следует искать осадочные полезные ископаемые – на возвышенностях или в понижениях? Поясните ответ.
(Осадочные породы накапливались в понижениях, поэтому в месте древних прогибов следует искать осадочные полезные ископаемые)
- Правда ли то, что магматические полезные ископаемые есть в любом месте, только не везде их можно достать? Поясните ответ.
(Так как магматический слой земной коры есть в любом месте, то теоретически, везде есть магматические полезные ископаемые. Только «добраться» к ним через многокилометровый слой осадков трудно. Надо искать места неглубоко залегания)
- Может ли одно и то же полезное ископаемое находиться как в форме минерала, так и в составе горной породы?
(Конечно. Например кварц входит в состав как горной породы – гранита, так может быть в виде минералов. Красивые и прозрачные кристаллы кварца называют горным хрусталем).
- Может ли минерал быть искусственным?
(Если минерал – это соединение разных химических элементов, то такое соединение можно создать искусственным путем. Первый искусственно созданный кристалл назвали фианитом. Сейчас научились выращивать разные кристаллы. Например, большинство рубинов в современных украшениях выращены искусственно).
4. Домашнее задание:
- Выписать в тетрадь определения:
- минерал
- горная порода
- земная кора
- литосфера
- географическая оболочка
При желании сделать пояснительные рисунки к выписанным определениям.
- Узнать название ювелирных и поделочных камней, которые хранятся дома у вас или у ваших знакомых. Расспросить, что им известно о свойствах камней, которые они надевают в виде украшений.
5. Литература.
- Герасимова Т. П. «Общая география. Учебник для 10 класса». С-Пб. «Спец. Лит». 2001
- Детская энциклопедия. Земля. М. «Педагогика». 1971
- Крылова О. В. «Материки и океаны. Учебник для 7 класса». М. «Просвещение». 2002.
- Кондратьев Б. А. Метревели П. М. «Уроки географии». М. «Просвещение» 1985
- Музафаров В. Г. «Основы геологии». М. «Просвещение». 1982
- Сухов П. В. «География. Учебник для 8 класса» М. «Просвещение». 1991.
- Ушаков С. А., Ясаманов Н. А. «Дрейф материков и климаты Земли». М. «Мысль». 1984