Урок по теме «Графические операторы языка программирования QBasic» 7 класс (1 год обучения)
Цель урока:
Изучение нового графического оператора языка программирования QBasic, позволяющего рисовать окружность и эллипс.
Задачи:
- Образовательная – закрепление теоретических знаний, полученных на предыдущем уроке по теме «Графические операторы языка программирования QBasic»; изучение новых графических операторов.
- Воспитательная - развитие познавательного интереса учащихся, повышение их мотивации к предмету; формирование творческого подхода к решению задач; совершенствование волевых качеств личности и толерантного отношения к своим одноклассникам.
- Развивающая – развитие памяти, внимания, логического мышления; развитие навыков индивидуальной практической деятельности; развитие умения применять математические знания в практической деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Повторение изученного ранее материала.
Ребята, у нас сегодня второй урок по данной теме. На прошлом уроке мы начали знакомство с графическими операторами языка программирования QBasic, сегодня продолжим. Но сначала мне хотелось бы, чтобы вы напомнили те графические операторы, с которыми мы уже познакомились, и их назначение.
Дети называют ранее изученные операторы и их назначение.
SCREEN 7 | Оператор, устанавливающий графический режим |
PSET(X,Y),C |
Оператор, рисующий точку |
COLOR C1,C2 |
Оператор, устанавливающий цвет фона и символов |
LINE(X1,Y1)-(X2,Y2),C |
Оператор, рисующий прямую линию |
LINE(X1,Y1)-(X2,Y2),C,B |
Оператор, рисующий прямоугольник (рамку) |
LINE(X1,Y1)-(X2,Y2),C,BF |
Оператор, рисующий закрашенный прямоугольник |
Да, действительно, с этими операторами мы познакомились на прошлом уроке. А теперь ещё поработаем с этими операторами. Найдите ошибки (работа с презентацией, слайд 2):
- SKREEN 7
- SCREEN7
- LINE(X,Y)-(X,Y),C
- LINE(20,40),4,B
- LINE(30,40)-(100,40)6,B,F
- PSET(100,150)-(300,50),5
- LINE(200,250)-(500,100),25
А теперь, уточните, пожалуйста, следующие моменты:
- Какое количество точек по оси Ох и оси Оу содержит графический режим, задаваемый оператором SCREEN 7? (315*190) (слайд 3)
- Как направлены оси Ох и Оу?
- Объясните назначение выделенных букв в операторах (слайд 4):
LINE(X1,Y1)-(X2,Y2),C
LINE(X1,Y1)-(X2,Y2),C,B
LINE(X1,Y1)-(X2,Y2),C,BF
- Для того, чтобы нарисовать прямоугольник, координаты каких точек мы должны указать? Как эти точки должны быть расположены в прямоугольнике?
- Числа из какого отрезка используются для обозначения цвета?
Продолжим нашу работу с презентацией (слайд 5). Мы вспомнили оператор PSET, рисующий точку. Любая точка имеет координаты. Запишите в тетради координаты точек А, В и С.
Дети записывают координаты.
Назовите их.
А(140,80); В(50,130); С(200,95)
Теперь запишите изученные операторы, указав в них необходимые координаты, для рисования представленных на слайде фигур (слайд 6).
Дети выполняют задание.
Проверьте свои работы (слайд 7). Кто всё выполнил правильно? У кого в чём были допущены ошибки?
II. Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся ещё с одним графическим оператором – оператором, рисующим окружность. Какой инструмент помогает вам чертить окружность в тетради? (циркуль)
Наш новый оператор созвучен с этим инструментом. Это оператор CIRCLE.
Запишите в тетради (слайд 8):
Оператор, рисующий окружность:
CIRCLE(X,Y),R,C
Как вы думаете, что обозначают переменные Х и Y в записи оператора? (координаты центра)
Что обозначает R? (радиус окружности)
Что обозначает C? (цвет)
Но оператор CIRCLE позволяет рисовать ещё одну фигуру – эллипс (овал). Запишите как для этого случая будет выглядеть оператор (слайд 9):
Оператор, рисующий эллипс (овал):
CIRCLE(X,Y),R,C,,,K
Чем отличается запись этого оператора от предыдущего?
Как вы думаете, что может обозначать переменная К, если мы хотим окружность превратить в овал?
Я подскажу. К – это коэффициент вытянутости.
Тогда логически напрашивается ещё один вопрос. Как, по какой оси можно вытянуть эллипс (овал)? (по вертикали или по горизонтали)
В зависимости от того, какой, вертикальный или горизонтальный, эллипс нам нужен, коэффициент вытянутости будет выражен по-разному (слайд 10).
Если 0<К<1, то эллипс вытянут по горизонтали.
Если К>1, то эллипс вытянут по вертикали.
Это правило тоже запишите в тетрадь.
III. Закрепление изученного материала
Теперь я хочу вам предложить на практике отработать полученные знания по графическим операторам.
Посмотрите на экран (слайд 11) и на те листочки, которые лежат перед вами (Рисунок1). Сегодня вы попробуете нарисовать вашу первую картинку с использованием графических операторов.
Итак, внимательно смотрим на предложенную работу и пытаемся её проанализировать. Какие геометрические фигуры содержит рисунок и сколько их?
Прямоугольники – 4
Прямые линии – 7
Окружности – 4
Точки -2
Все операторы мы с вами повторили. Я прошу, чтобы вы начали свою работу со следующих трёх операторов:
Оператор очистки экрана
Оператор, устанавливающий 7 графический режим
Оператор, устанавливающий цвет фона
Напомните эти операторы.
CLS
SCREEN 7
COLOR 1,15
И далее будут следовать все необходимые графические операторы. Приступайте к работе. Если кто закончит работу быстро, я оценю это задание и дам следующее.
Учащиеся выполняют работу на компьютерах.
IV. Рефлексия
В конце урока давайте подведём итоги. Какой новый оператор вы сегодня узнали и для чего он нужен? Ещё раз перечислите те графические операторы, которые вы сегодня отрабатывали, и их назначение.
Учитель выставляет отметки за урок.
Домашнее задание:
- выучить изученные графические операторы;
- придумать и нарисовать в тетради свой рисунок, для которого необходимо использовать все изученные графические операторы.