Нестандартный урок окружающего мира с использованием информационных технологий по теме "Обобщение знаний о природных зонах России" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема:  Обобщение знаний о природных зонах России.
Цели:

  1. Обобщить и углубить знания учащихся о разнообразии природы нашей Родины..
  2. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные
    знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
  3. Закрепить умение работать в парах, группах.
  4. Прививать любовь к родному краю, показать необходимость бережного отношения к природе.
  5. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину.
  6. Развивать познавательный интерес и творческую  активность.

Оборудование: Карта природных зон России; карточки-задания, карточки с загадками; толковый словарь С.И.Ожигова; мультимедийная установка.

Ход урока

1.Организационный момент, сообщение темы и  целей урока

Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!      

- Сегодня мы отправимся в мысленное путешествие по природным зонам нашей Родины.

(Приложение. Слайд 1)

- Совершая путешествие, мы должны вспомнить природные условия, разнообразие животного мира и растительного мира, занятия населения каждой природной зоны.

2. Проверка знаний

- Путешествие будет необычным. Вам предстоит проделать большую работу. Сегодня на уроке вы будете географами, ботаниками, зоологами, социологами ( уточнить значение слова по толковому словарю), экологами. Вы разделитесь на научные группы, которые изучают природные зоны. Работать вы будите по карточкам, которые лежат на столах. У каждой группы своё задание. На корточках вы должны установить соответствия:

географы – между природной зоной,  её расположением и климатом соответствующим заданной природной зоне
ботаники – между природными зонами и растениями, относящимися к заданной природной зоне
зоологи – между природными зонами и животными
социологи – отметят занятия населения каждой природной зоны
экологи – расскажут, как меняется природа каждой зоны под влиянием человека, что нужно делать для её охраны

(Самостоятельная работа  по карточкам в парах)

3. Работа по теме урока

- По описанию вы должны определить, в какую природную зону мы отправимся. Работа сопровождается показом каждой природной зоны на экране.

В холодных водах моря идёт своя жизнь. Как только льдины откочуют на север, оживают прибрежные воды. Стада усатых моржей уплывают на север вслед за льдинами. Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла.

 (Ледяная зона) (Приложение2. Слайд 2)

Выслушиваются и обсуждаются сообщения географов, ботаников, зоологов, социологов и экологов по ледяной зоне.

Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы… Неизъяснимая тишина западает в душу.   

(Лесная зона)  (Приложение2. Слайд 3)

Выступление научных групп.

Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела. Иди в любую сторону… Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолёте – и будет подниматься перед тобой всё новые и новые просторы     

(Степная зона)  (Приложение2. Слайд 4)

Выступление научных групп.

До самого горизонта расстилается холмистая равнина, покрытая снегом. Не видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднеются стада олений, да снег скрипит под полозьями нарт.  

(Зона тундры ) (Приложение2. Слайд 5)

Выступление научных групп.

Солнце печёт немилосердно. С вершин барханов во все стороны сыпучие пески. Кажется, что вокруг расстилаются высокие волны внезапно застывшего моря. 

(Зона пустынь)  (Приложение2. Слайд 6)

Выступление научных групп.
Все группы с заданием справились.  Перечислите, природные зоны России.
Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?
(Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Северные участки нашей страны получают от солнца меньше тепла, южные – больше. Поэтому изменение природы мы наблюдаем в таком направлении.)
Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. Наша страна так велика, что когда на севере воют вьюги и метели, на юге собирают урожай персиков и винограда.

4. Физкультминутка

5. Работа по краеведению.

- Вспомните, в какой природной зоне расположена Московская область?
- Какие леса в Московской области? (лиственные, хвойные, смешанные)
- Вспомним, какие растения и животные встречаются в Подмосковных лесах.
-  Отгадывание загадок сопровождается показом картинок с изображением животных и растений на экране.

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а он дрожит?  (Осина) (Приложение2. Слайд 7)

У неё одёжки колки –
Всё иголки да иголки.
Звери шутят: «Дядя Ёж
На неё слегка похож».  (Ель)  (Приложение2. Слайд 8)

По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одёжки,
Золото – Серёжки,
С расплетённой косой
Умывается росой. (Берёза)  (Приложение2. Слайд 9)

Сучки – рогатые,
Плоды – крылатые,
А лист – с ладошку
С длинной ножкой. (Клён)  (Приложение2. Слайд 10)

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)  (Приложение2. Слайд 11)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога,  раскинув широко. (Лось)  (Приложение2. Слайд 12)

Впрок маслят набрать стараюсь
Нанизать их на сучки,
Словно делать собираюсь
Я грибные шашлыки. (Белка)  (Приложение2. Слайд 13)

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел) (Приложение2. Слайд 14)

 

- Природа нашего края очень красива. Но, к сожалению, и в нашей местности существуют экологические проблемы. В результате выброса отходов предприятий наносится вред флоре и фауне. В целях охраны природы созданы заповедные места. Назовите заповедники, расположенные на территории Московской области.

6. Закрепление.

а) Обсуждение экологической ситуации..

- А знаете ли вы правила поведения в лесу?
Предлагаю обсудить следующую ситуацию.

В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики.
Мальчик вошёл в вагон. Пассажиры посмотрели на него с осуждением.

- Что бы вы сказали этому мальчику?

- Расскажите, как должен вести себя человек в лесу?

 б) Повторение правил поведения в лесу.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Ваши ответы показали, что вы знаете правила поведения в природе. Надеюсь, что не только знаете, но и выполняете их. Экологическая пословица гласит: «Не нарушить пришёл я закон, а исполнить!»  (Приложение2. Слайд 15)

Речь идёт о нас, людях. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.
Мы совершили сегодня мысленное путешествие по природным зонам России и убедились, что природа каждой зоны по-своему уникальна и требует бережного отношения. Ведь жизнь человека тесно связана с природой.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили слова замечательного русского писатель М.М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину». (Приложение2. Слайд 16)

8. Домашнее задание.

9. Самоанализ урока

Тип урока – урок обобщение, что способствует развитию у детей способности анализировать изученный материал. Сравнивать и сопоставлять полученные знания, рассуждать и делать выводы.
Урок выполняет и контрольно-оценочную функцию. Была возможность оценить уровень и прочность знаний учащихся.
Выбранная мною структура урока предполагает систематизацию и закрепление знаний учащихся в процессе практической деятельности.
На итоговом уроке повторения обобщение учебного материала в форме простого повторения малоэффективно. Поэтому учащимся была предложена занимательная форма проверки усвоения изученного материала.
Урок проводится в виде заочного путешествия по природным зонам России.
В ходе урока ученикам предстояло вспомнить всё то, что они узнали при изучении темы «Природные зоны России»: состояние неживой природы; особенности растительного и животного мира; экология и охрана природы; использование человеком природных ресурсов каждой зоны.
Класс был разбит на научные группы, что подвигает детей к сотрудничеству, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, ответственность за свою микрогруппу. Работа  велась по карточкам, что позволило ученикам вспомнить и повторить большой объём материала за короткий промежуток времени.
Быстрая утомляемость требует частой смены деятельности. Поэтому следующий этап урока «Повторение знаний о природе родного края» был проведён в игровой форме. Дети вспомнили флору и фауну московской области, получили базисные экологические знания.
Решая одну из задач современной школы – воспитание экологической культуры, на уроке использовался материал экологического содержания. Детям была предложена экологическая ситуация, в ходе решения корой у них формировались определённые ценные моральные качества.
Полученные детьми знания помогут им в дальнейшем  при изучении природы нашей Родины на уроках природоведения, ботаники, зоологии, географии.