Создание системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в начальной школе. Школьный консилиум

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение

Происходящие  в  обществе   процессы   особенно    болезненно сказываются  на   детях.    Последние годы остро стоит проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и психиического. По официальным   данным   число   детей,   у   которых   были установлены   формы   отклонений   психического   развития, увеличивается   каждые   пять   лет   на   15-20%. 
Около 30% детей, поступающих в школу, имеют хронические заболевания. Из   этого   следует,   что    в    школу   приходят    дети,   испытывающие трудности   в   адаптации   к    школе    и   социальному   окружению, испытывающие   трудности   в   обучении.   И   таких   детей  с   каждым годом   становится    все   больше   и   больше.
Не стоит забывать и об одаренных детях, нуждающихся в специальном сопровождении развития.
Большая часть «проблемных» детей не попадает в поле зрения специалистов до момента поступления в школу, т.к. отклонения в работе нервной системы и развития в целом незначительны. При систематических нагрузках они начинают давать о себе знать в быстрой утомляемости и резком ухудшении соматического здоровья. Временные неудачи перерастают в хроническую неуспеваемость и школьную дезадаптацию.
Проблемы в обучении и развитии не возникают на пустом месте. Эти проблемы являются следствием отклонений от нормального хода развития ребенка. Уловить, где начинается отклонение от нормы, очень непросто. Но чем раньше удается обнаружить нарушение нормального развития и осуществить адекватную и своевременную коррекцию, тем больше шансов помочь ребенку.

Основная часть

Совершенствование   системы   образования   в   соответствии   с Законом   Российской   Федерации    «Об   образовании»    требует внедрения   в   практику   работы   общеобразовательных   учреждений комплексных   мер,   направленных    на   своевременное   обеспечение каждому   ребенку   адекватных   условий   для    развития,   воспитания, получения   полноценного   образования.
В ситуации увеличения детей с особенностями психофизического развития и необходимости их обучения в едином потоке с нормально развивающимися сверстниками, возникает потребность в создании системы психологического сопровождения учебного процесса. Создание  системы психологического сопровождения учебного процесса - одна из важнейших задач в работе администрации школы, педагогического коллектива, школьной психологической службы. На протяжении ряда лет мы постепенно создаем такую систему.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности,  нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Причем  на разных ступенях образования  они различны:

В работе с дошкольниками ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
Работа специалистов ППС школы начинается на дошкольной ступени – в группах  раннего развития «Будущий первоклассник».    Специалистами психолого-педагогической службы нашего ОУ проводится психологическая диагностика возрастного развития дошкольников   на   предмет   готовности   к   школе,  а  также готовность   развития   речи
( звукопроизношение, грамматический строй речи, словарный запас, связная речь). По  результатам диагностики  проводятся консультации для родителей, на которых даются рекомендации по  устранению выявленных проблем.
При поступлении в нашу школу с каждым ребенком проводится знакомство в присутствии родителей.   На каждого ребенка заполняется карта, в которой отражены данные готовности ребенка к школе (психологическая готовность, готовность речи ребенка, знания об окружающем мире, развитие моторики), а также определяются содержание, формы и методы их обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физического и психического развития и разрабатываются рекомендации   учителю      для      обеспечения      обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения.

В первых классахобеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности, Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется школе, учебе, школьным делам и заботам.
Уже в сентябре месяце проводится стартовый психолого-педагогический контроль, где выявляются наиболее сложные дети – «учащиеся группы риска» и далее в течение всего учебного года специалисты школьного консилиума работают с этими детьми. Занятия с учащимися “группы риска” проходят в индивидуальной или групповой форме. Содержание занятий направлено на формирование коммуникативных навыков учащихся. На каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки учащихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей этих детей. Если на групповых занятиях у учащихся “группы риска” возникают какие-то трудности, (не справляются с заданиями, наблюдаются отклонения в поведении и др.), то тогда с этими детьми проводятся дополнительно индивидуальные коррекционные занятия. Тематика, содержание и количество занятий могут изменяться в зависимости от продвижения учащихся и «зоны их ближайшего развития».

Во втором – третьем классах начальной школы - выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.
При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

  • познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
  • мотивационная сфера и динамика ее развития;
  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
  • личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

переход из начальной школы в основную школу -  выявление изменений в умственном развитии школьников, определение общей тенденции  развития, прогнозирование степени успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделение  учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.

Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера  помогает нашему коллективу специально разработанная  программа  «Преемственность», которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно- воспитательного процесса и  психолого-педагогического сопровождения  учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено.

Выявление и поддержка одаренных детей -  разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки; профилактика неврозов; предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
Основной задачей этого направления развития является  создание условий для выявления , поддержки и развития как одаренных, так и мотивированных детей, мониторинга и сопровождения таких учащихся. В начальной школе  осуществляется создание единой системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на развитие личности ребенка.

Направления  психолого-педагогического сопровождения:

  • Психологическая и логопедическая диагностика (индивидуальная и групповая )
  •  Анализ результатов
  • Рекомендации, консультации
  •  Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
  •  Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
  •  Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Психологическое сопровождение  реализует:

  • получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе ;
  • предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
  • структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной деятельности

Большое место в системе психолого-педагогического сопровождения
учебного процесса занимает сопровождение экспериментальной работы в начальной, а именно сопровождение Городской экспериментальной площадки «Развивающая среда в начальной школе и окружной экспериментальной площадки «Разработка модели организации образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся»
Осуществление психологической поддержки происходит по следующим направлениям:

  • диагностический блок ;
  • коррекционно – развивающая работа;
  • консультационная деятельность.

Предметом исследования диагностического блока является определение уровня развития познавательных способностей (память, внимание, мышление) и мотивации учения, а также выявление общего эмоционально –личностного состояния  учащихся начального звена.
В результате проводимой комплексной психологической поддержки был отмечен ряд позитивных изменений:

  • гармонизация межличностных отношений между учащимися;
  • повышение волевого уровня и мотивации к обучению;
  • улучшение общего эмоционального состояния учащихся, что проявляется в снижении уровня тревожности и уменьшении количества возрастных страхов;
  • происходит более быстрая и успешная адаптация к школе учащихся 1 классов и вновь пришедших учеников.

Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития,  помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.
Результаты фронтальных психологических диагностик психолого-педагогического сопровождения мы отражаем в психолого-педагогических характеристиках каждого класса, которая состоит из следующих параметров:

  • Общая информация о классе: количественный состав, успеваемость в количественном соотношении.
  • Сведения о здоровье: наличие хронических заболеваний у детей, определение специальных групп (ЛФК), нервно-психический статус (отклонения от нормы).
  • Познавательная сфера: мышление, внимание, зрительная и слуховая память.
  • Речевое развитие. Уровни: низкий, средний. Устная речь.
  • Учебная мотивация (желание потребности в знаниях).
  • Эмоциональное самочувствие. Поведение в школе, на уроках, на переменах, в классе, во дворе, в семье и т.д.
  • Взаимоотношения с учителями.
  • Положение учащихся в классе: «звезда», «предпочитаемый», «принятый», «изолированный», «отверженный», «отрицательный лидер».
  • Взаимоотношения в классе, умение жить в коллективе.
  •  Отношение к труду, школе, стране. Взаимоотношение с родителями. Отношение к окружающим.

Для составления психолого-педагогических  характеристик класса   задействованы:

  • психолог-  проводит диагностическое обследование познавательной и эмоционально- личностной сферы учащихся;
  • логопед -  проводит  обследование речи учащихся
  • классные руководители -  информация о классе, о взаимоотношениях учащихся;
  • работники медицинской службы школы -  представляют сведения о состоянии здоровья учащихся.

В результате на каждый класс составляются психолого-педагогические характеристики
Работу индидуального психологического сопровождения способен осуществить школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Сегодня создание медико-психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении  – необходимое дело. В нашем образовательном учреждении такой консилиум работает с 1997 года. ПМПк – это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников и администраторов образовательного учреждения для решения задач адресной медико-психолого-педагогической помощи детям Он создается приказом директора, в его  состав  входят заместители директора по учебно-воспитательной работе, школьный врач-педиатр, психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог и опытные учителя, имеющие большой опыт работы с детьми.

Специалистами консилиума  обследуются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (незрелость эмоционально-волевой сферы, соматическая ослабленность, цереброастенические состояния, нарушения в развитии речи, низкая познавательная активность, эмоциональная неустойчивость, двигательная расторможенность,  неустойчивость внимания, аффектные состояния, низкий уровень учебной мотивации, недоразвитие отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, нарушения моторики).

Ведь такие дети есть в каждом классе. Всё это составляющие страшного для родителей диагноза ЗПР-задержка психического развития. На самом деле многие проблемы решаемы. Главное вовремя помочь  ребенку. Трудности обучения и трудности адаптации могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении ребенка, его успеваемости, отношениях в коллективе, но их причины физиологические и психологические механизмы их этиология могут быть совершенно различны. Поэтому и помощь ребенку в каждом отдельном случае должна быть ИНДИВИДУАЛЬНА.

Однако индивидуальное обследование детей и проведение коррекционной работы специалистами психолого-педагогической службы  проводится только с согласия родителей (лиц их заменяющих) на основании Договора, который заключается с каждым родителем.
И вот начинается кропотливая работа с родителями каждого ученика.
Изучение ребенка на медико-психолого-педагогическом консилиуме не сводится только к накоплению данных о ребенке и разработке системы коррекционно-развивающих мероприятий. Необходима также психотерапевтически ориентированная работа с родителями и близкими ребенка.  Участие родителей в реабилитационных мероприятиях - решающий фактор эффективной коррекционной работы. Каждому родителю разъясняются проблемы ребенка и пути их устранения, до каждого родителя доводится , что без тесного и эффективного контакта со специалистами , постоянного взаимодействия не только с учителем, но и с психологом, логопедом, дефектологом эффективная помощь ребенку невозможна.
Сначала родители довольно настороженно воспринимали такую форму работы с   детьми, но постепенно усилиями администрации, учителей, специалистов консилиума нам удалось сломить эту настороженность и в процессе работы доказать родителям, что это очень эффективная форма  для устранения многих проблем ребенка путем разных коррекционных мероприятий.

При записи ребенка на ПМПК обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально. По результатам обследования на каждого ребенка заполняется пакет документов:

  • педагогическое представление
  • представление школьного психолога на учащегося
  • логопедическое представление
  • медицинское представление на консилиум ( по мере необходимости)

Каждым специалистом на основании проведенных обследований, составляется план коррекционных мероприятий по устранению выявленных недостатков (индивидуальные или групповые занятия со специалистами, отслеживание и проведение комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий, определение образовательного маршрута, рекомендации учителю, подготовка материалов на Консилиум с характеристикой динамики развития ребенка и динамики коррекционной работы, в которой должна быть оценена эффективность проводимой развивающей или коррекционной работы и даны рекомендации по дальнейшему выбору оптимальной для развития ребенка учебной программы и т.д.)
Таким образом, психолого-медико-педагогический консилиум можно считать средством ранней профилактики, раннего выявления, коррекции и динамического наблюдения за учащимися с особенностями в психофизическом развитии, а также сопровождения одаренных детей. Консилиум благоприятствует взаимодействию медиков, педагогов, социальных работников и психологов, что обогащает их знания, способствует скоординированности деятельности, а, следовательно, и повышению качества реабилитационных и развивающих мероприятий.
В сложных или конфликтных случаях окончательное заключение о необходимости коррекционного маршрута для данного ребенка дают специалисты ПМПК округа. Наиболее сложных детей направляем к ним на консультации, чтобы с их помощью найти оптимальное решение для преодоления трудностей в обучении.

У нас заключен договор о сотрудничестве с ЦПМСС «Ново-Переделкино». Специалисты этого центра проводят скрининг-диагностику с учащимися нашей начальной школы в классах повышенного уровня, а также в классах с низкой успеваемостью. Специалисты Центра оказывают практическую помощь специалистам психологической службы. При необходимости мы  имеем возможность на консультации родителей.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения школы не ограничивается областью непосредственного взаимодействия специалиста с учащимся, но реализуется как работа с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса. Грамотные, своевременные и квалифицированные  консультации  очень важны не только для самих учащихся, но и для педагогов и для родителей. Большое внимание специалисты психолого-педагогической службы уделяют работе с родителями.
Специалисты службы принимают активное участие в    «Неделях открытых дверей», которые в школе проходят 2 раза в год. Проводят   семинары для родителей,  консультации, выступают на родительских собраниях, педагогических советах.  Темы обращений родителей связаны с особенностями адаптации детей к условиям школьной жизни и  учебной деятельности, с характером складывающихся отношений с одноклассниками, индивидуальные особенности и особенности семейной ситуации.
Если кого-то заинтересовали наши наработки –м ы всегда готовы к встрече с Вами.