Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по средствами приобщения к искусству родного города

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Не секрет, что изобразительное искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие её проявлений.

Всем известно, как важно научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений и как по-разному их в своем творчестве отображают художники. Современные образовательные программы знакомят детей с произведениями великих отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства, однако, в них недостаточно внимания уделяется региональному компоненту в области изобразительного искусства. Художники и скульпторы родного города, воспевающие его красоту и трудовые подвиги проживающих в нем людей, известны только небольшому кругу общественности, дети имеют весьма слабое представление об их творчестве. А ведь любовь к тому месту, где ты родился и живешь, ответственность за тех, кто тебя окружает, возникает только тогда, когда ты обладаешь разносторонними знаниями о своем городе, крае, стране.
А стоит ли останавливаться только на знакомстве детей с мастерами мирового значения?

Нам и нашим детям посчастливилось жить в одном из самых красивейших мест Земли. Родные пейзажи суровой и прекрасной сибирской природы  любимы детьми. Наш город хоть и небольшой, но богат талантливыми художниками. Их работы часто экспонируются в городском музее и выставочном зале. У нас есть уникальная возможность приобщить детей к изобразительному искусству не через репродукции, которые зачастую оставляют желать лучшего, а посредством подлинных картин - работ художников нашего города, монументальной скульптуры - мемориала шахтерской славы, монумента Славы, памятного знака «Геологам Междуреченска». Работы наших художников - это прекрасный материал,  с помощью которого можно успешно решать задачи нравственно-патриотического воспитания.

На первом этапе работы в данном направлении был собран необходимый материал о художниках и скульптуре города. Определены объекты для экскурсий с детьми: краеведческий  музей, городской выставочный зал,  памятники, здания, представляющие архитектурный интерес. Разработан диагностический материал, серия занятий «Искусство родного города».
На  занятиях воспитанники знакомились с творчеством О.Н. Киселевой, Н.А. Евдокимова, С.М. Власова, В.Б. Смирнова, посещали выставки их картин и скульптур, слушали рассказы самих авторов о себе и своих работах, беседовали с художниками, выезжали на экскурсии к памятникам города.
Приобщаясь к изобразительному искусству и архитектуре города, дети учились не только выделять образы картин, видеть перспективу, определять цветовую гамму, получали знания о жанрах и видах изобразительного искусства, формировали умения использовать техники и приемы рисования и лепки, но и узнавали историю родного города, особенности его природы и архитектуры, знакомились с его жителями. И, конечно же, у детей возникало чувство любви, и гордости за свою малую Родину, так как они реально видели и общались с талантливыми людьми, в произведениях которых отражена красота родного края. Тогда я поняла, что занятия помогают решать как задачи изобразительной деятельности,  так и задачи нравственно-патриотического воспитания.
Первое время разработанные мною занятия проводились дополнительно к разделу программы «Радуга». Но образовательный процесс по ознакомлению детей с изобразительным искусством потерял системность и последовательность, нарушилось тематическое планирование работы в группах. Возникла необходимость в разработке методического пособия, которое бы объединило и систематизировало обучающий материал.

Основная часть

Поэтому, на втором этапе, я разработала методическое пособие, реализация которого органично влилась в педагогический процесс  детского сада.
Пособие разработано к разделу «Изобразительная деятельность» комплексной программы «Радуга» /Т.Н. Доронова/. Содержание подразделов «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке» конкретизировано и дополнено материалами о художниках, архитектурных сооружений, скульптурах родного города.
Методическое пособие предназначено для работы с детьми 6-7 лет, составлено с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

«Развитие речи»;
«Познавательное развитие»;
«Изодеятельность».

Пособие направлено на решение следующих  задач:

  • Приобщение детей к искусству, знакомя их с архитектурными сооружениями, скульптурами и памятниками Междуреченска;
  • Знакомство с творчеством знаменитых художников, скульпторов родного города;
  • Формирование умения понимать содержание произведений и выражать свое отношение;
  • Воспитание любви к своему краю, чувство гордости за него.

Данное пособие содержит тематическое планирование работы по приобщению к изобразительному искусству родного города, конспекты занятий, методические рекомендации для педагогов и родителей, диагностические методики.
Предусмотрены следующие формы работы: занятие, посещение выставок (в музее, выставочном зале, выставки репродукций в детском саду), экскурсии к памятникам города, встречи с художниками города, беседы.

Выставки по всем видам изобразительного искусства проводятся перед занятиями или после занятий, на которых знакомят детей с данным видом искусства. На выставках предполагается индивидуальная работа с отдельными детьми, с небольшой подгруппой. Чтобы успеть побеседовать с каждым ребенком, понять, как он воспринимает произведение искусства.

Беседы о произведениях изобразительного искусства проводятся один раз в неделю воспитателем группы или воспитателем по изобразительной деятельности. Материал, предложенный детям в ходе беседы, является предшествующим для дальнейшей работы на занятиях по рисованию и лепке.

Ознакомление с произведениями искусства как часть занятия по изобразительной деятельности (ри­сование, лепка, аппликации).

В первой части занятия, с учетом темы и вида изобразительной деятельности, продолжается работа по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Рассматривая произведения искусства, дети учатся выделять выразительные средства, которыми пользуется автор произведения (цвет, композиция, материалы и т.д.). Например: какого цвета снег, небо и как это передает художник, какие цвета характерны для осени, зимы и т.п.
Во второй части занятия дети выпол­няют задание по рисованию, лепке или аппликации на тему, которая соответствует содержанию занятия.

Занятие может быть посвящено одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пей­заж, натюрморт и пр.) или на определенную тему подби­раются разные виды искусства (образ детей в живописи, графике, скульптуре малой формы). Занятие может быть посвящено теме сочетания разных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, художественное слово).
На занятиях, беседах активно используется художественное слово, которое помогает понять образ, услышать, как то, или иное событие описали поэты родного города.
Современные возможности дошкольного образовательного учреждения позволяют иметь в своем арсенале и использовать элементарные технические средства: магнитофон, фильмоскоп, видеомагнитофон, DVD. Относящиеся к активным методам обучения, ТСО (аудиозаписи, слайды, фрагменты видеофильмов и т.д.) позволяют более продуктивно включать произведения искусства в учебно-познавательный процесс, развивать познавательный интерес детей, расширять их зрительные, слуховые образы, объединяя и интегрируя в целостные картины.

Грамотное и творческое руководство процессом формирования нравственно-патриотических чувств  у детей посредством приобщения к изобразительному искусству напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов в области художественно-эстетического воспитания. Для педагогов разработаны консультации по ознакомлению дошкольников с видами изобразительного искусства:

  • «Ознакомление дошкольников с живописью»
  • «Ознакомление дошкольников со скульптурой»
  • «Ознакомление дошкольников с графикой»
  • «Ознакомление дошкольников с архитектурой»
  • «Методы и приемы, используемые при рассматривании произведения  изобразительного искусства.
  • «Что такое книжная иллюстрация»

Проводимая работа дала следующие результаты: 79% детей знают виды и жанры изобразительного искусства, творчество художников Междуреченска. У воспитанников наблюдается постоянный рост познавательной активности, высокий уровень сформированности умственных процессов и личностных качеств. Работы детей стали отличаться оригинальностью, индивидуальностью, выразительностью за счет использования разнообразных техник и средств изображения.
Дети ежегодно участвуют в городских выставках детского изобразительно творчества, в конкурсах станции юных туристов и натуралистов, центра «Семья». Их работы отмечены Почетными грамотами, дипломами и благодарственными письмами.
Мы не останавливаемся на достигнутом: продолжаем пополнять художественный фонд детского сада, в планах -  работа над созданием фильма об изобразительном искусстве Междуреченска, планирую организовать передвижную выставку работ художников города.

Фрагмент занятия по изобразительной деятельности  в подготовительной группе «Нежный натюрморт»

Программное содержание.

Познакомить детей с натюрмортом междуреченской художницы, О.Киселевой. Вызвать эмоциональный отклик на настроение картины, желание высказаться по поводу увиденного. Учить рисовать с натуры, передавая форму цветочного горшка, форму листьев, их относительную величину, характерную особенность растения. Учить использовать разные изобразительные средства для изображения зимнего фона. Развивать чувство композиции, учить  размещать элементы рисунка на листе бумаги. Вызвать интерес к творчеству междуреченских художников.

Материал.

Картина О.Киселевой «Цветы на окне», бумага А4 разных цветов, гуашь, кисти, стекла для диотипии.

Ход занятия.

Воспитатель.

- Здравствуй дети! Я принесла вам картину, одной замечательной художницы, которая живет в нашем городе – Ольги Киселевой. Это очень талантливый человек, она нарисовала много картин, а особенно она любит рисовать натюрморты. Кто знает, что такое натюрморт? Это картина, на которой нарисованы предметы: вещи, посуда, цветы, фрукты, овощи.
Когда Ольга Киселева была маленькой девочкой, однажды проснувшись рано утром, она подошла к окну и очень удивилась: за окном зима, мороз, все белым - бело, а на подоконнике стоят красивые комнатные растения. Ей стало радостно. Прошло много лет. Она стала взрослым человеком, художницей. Но также как и в детстве, глядя на зимнее окно,  испытывает чувство радости. Свои воспоминания о детстве она передала  в картине «Цветы на окне».

Рассматривание картины.

- Сейчас, я вам предлагаю, пофантазировать, и представить себя настоящими художниками. И как настоящие художники мы будем рисовать натюрморт, а главным в натюрморте станет комнатное растение, стоящее на окне зимой. А чтобы правильно нарисовать, его нужно внимательно рассмотреть. 

Рассматривание цветка на окне.

- Дорогие художники я приглашаю вас в творческую мастерскую. Вы заметили, что бумага не белого цвета? А для чего, по-вашему?
- Цвет показывает время суток. Утром фон может быть Розовым, днем – бледно-голубой или серый, вечером – темно-синий.
- За окном зима, зимний фон нам поможет создать техника – диотипия. А как это сделать, я вам сейчас покажу.

Показ воспитателя.

- А теперь я предлагаю вам нарисовать свой натюрморт. Воспитатель убирает образец, дети приступают к работе. (Во время рисования звучит негромкая музыка).

Анализ работ и итог занятия.

- Ребята, у Ольги Киселевой много картин, и я вам на память хочу подарить альбом  с её работами, который вы рассмотрите в группе с воспитателем.