Проект как основной элемент в организации внеурочной деятельности младших школьников

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В современном российском образовании идет затяжной и мучительный, но, хочется верить, необратимый процесс перехода от репродуктивного обучения к развивающему, при котором главным становится умение самостоятельно пользоваться знаниями и приобретать новые.

Распространение в школьной практике проектной деятельности среди учащихся младших классов связано с тем, что в результате исследовательской деятельности ребенка идет активизация его творческих начал, развиваются воображение и фантазия, а это непременные составляющие творческого мышления.

Исследовательское поведение и исследовательское обучение входят в жизнь ребенка уже с первого года обучения в школе. Ребенок любопытен по своей природе. Умный активный учитель может развить детское любопытство в любознательность, так как неутомимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать свойственны детскому поведению.

В первом классе мы с детьми читали изумительный по подбору художественных текстов и манере преподнесения “уроков вежливости” учебник по литературному чтению “Капельки солнца” (Авторы Р. Н. и Е. В. Бунеевы). Моих первоклассников живо заинтересовали яркие запоминающиеся образы неживых предметов, которые под пером И. Токмаковой, Н. Сладкова, К. Паустовского, М. Пришвина “оживали”.

Удивление и радость от прочитанного и стали той отправной точкой, с которой началась наша совместная творческая деятельность. “А что, если и мы будем “оживлять” предметы? Как они изменятся? Что с ними станет происходить?”. Во второй половине дня я и дети рассказывали друг другу о том, что нафантазировали, придумывая все новые и новые детали. Так мы дозрели до мысли создать коллективный проект “Первые рассказы учащихся первого класса”.

Ребята с увлечением рисовали “ожившие” предметы, устно описывали их свойства, придумывали ситуации, где “оживший” предмет проявляет себя (как правило, с необычной для него стороны).

Мои юные сочинители столкнулись с неожиданными трудностями. Как озарение возникла мысль: “А трудно придумать так, чтобы другим было интересно!”. Состоялся содержательный разговор об умении фантазировать. Мучителен был поиск и нужных слов, образных выражений, сравнений. Много раз ребята проговаривали вслух свои истории. Потом нам помогли родители: они записали сочинения детей. Однажды кто-то из мальчишек предложил: “А давайте напишем свою книгу!” Предложение было принято на “Ура!”.

Наша работа по первому литературному проекту, направленному на развитие фантазии и воображения, словарного запаса и личностных качеств каждого ребенка продолжалась 3,5 месяца.

Презентация книги “Наши первые рассказы” прошла в конце первого учебного года. 26 рассказов, таких разных, непохожих друг на друга, по-детски наивных и умилительных, прозвучали на празднике “До свидания, первый класс! Здравствуй, класс второй!”. Ребята со сцены актового зала читали свои авторские работы, а родители, бабушки и дедушки испытывали чувство гордости за своих детей. Я же с радостью отмечала, как изменились мои девчонки и мальчишки: на сцене стояли творческие личности. Эта продолжительная коллективная работа способствовала развитию у учащихся интеллектуальной активности, творческой деятельности, трудолюбия.

Закономерным явилось желание моих учеников создать “что-то интересное” и во 2-м классе. Мы стали разрабатывать коллективный проект “Путешествие литературного героя в пространстве”. Эта работа явилась продолжением в развитии детского воображения и фантазии.

Обычными стали групповые встречи во второй половине дня. После выполнения домашних заданий ребята приходили на “творческие посиделки”. Уже в сентябре был составлен коллективный план работы по проекту. Перед детьми стояла задача: разработать своего литературного героя, которого до сих пор не было. Для этого надо было сначала прочитать сказки разных народов, затем авторские. Поближе “познакомиться” с литературными героями, придуманными К. Чуковским, Э. Успенским, А. Линдгрен, Дж. Родари, Т. Янсон, Дж. Толкином, А. Милном. При анализе литературных образов обращали внимание на детали, которые делают главное действующее лицо привлекательным и запоминающимся.

Следующий этап проектной деятельности был самым трудным (придумать своего героя): внешность, черты характера, элементы быта. Одним это удавалось сделать с первого раза, другие (их было большинство) мучительно раздумывали, изменяли по несколько раз придуманное. Наконец, герой придуман! Теперь создаем друзей, моделируем сказочные ситуации. Всем нафантазированным щедро делимся друг с другом.

Во второй половине дня на занятиях кружка по изобразительному искусству ребята создавали своих героев на плоскости и в объеме. Так наши литературные герои обретали вполне реальные черты.

В это же время съездили на экскурсию в Переделкино к Чуковскому, посетили дом-музей Васнецова, смотрели картины в Третьяковской галерее.

После посещения Переделкина возникла мысль создать свое литературное чудо-дерево. Вскоре на дереве, искусно выполненном папой-художником, мы развесили сконструированных из разных материалов наших героев. Это дерево стало символом совместной творческой деятельности детей, родителей, педагогов.

Наконец мы приблизились к очень важному моменту в нашей деятельности – написанию сказок со своими литературными героями.

И вновь муки творчества! Я вспоминаю бесконечные черновики, исписанные детским неустоявшимся почерком, свои заметки на полях, вновь черновики, перечеркнутые фразы, а то и целые страницы. Словесный труд, тяжелый, подчас надоедающий, но вновь манящий, захватил нас целиком.

И вот книга сказок под названием “Путешествие литературного героя в пространстве” закончена!

Родители заказали в типографии переплет нашей книги, ребята аккуратно переписали свои сказки, нарисовали иллюстрации.

Работа завершена!

Мои второклассники представляли проект на школьном туре, затем – на муниципальном, и вот последний этап: “Ярмарка идей на Юго-Западе” (конкурс проектных и исследовательских работ).

Диплом II степени и  большая радость – итог нашей работы над коллективным проектом во 2-м классе. Как изменились мои ученики! Потребность в творчестве стала для них постоянной. Им нравится развивать свои творческие способности, все то, что связано с “лица необщим выражением”. Их личностное развитие меня радует.

Подойдя к 3-му году работы с этими детьми, я решила предложить им индивидуальные и групповые (3-5 чел.) проекты. К этому времени книга А. И. Савенкова “Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания” была мною не только прочитана, но и изучена до мельчайших подробностей. У ребят появилось пособие А. И. Савенкова “Я – исследователь” (учебник-тетрадь). Теперь наши творческие “посиделки” во второй половине дня стали называться кружком “Юных исследователей”. Мы учились определять цель и задачи исследования, выдвигать гипотезы. Мои повзрослевшие третьеклассники сами составляли план работы, учились работать по нему и готовились к защите своих исследовательских работ.

Все проекты (4 групповых, 10 индивидуальных) были представлены родителям, бабушкам и дедушкам, все получили одобрение.

На школьный тур мы, взрослые и дети, отобрали 2 групповых и 5 индивидуальных проектов. На муниципальный тур прошли 2 групповых и 1 индивидуальный. И вот долгожданная “Ярмарка идей на Юго-Западе”. Все 3 наших проекта удостоены наград: “Слово как слепок вечности, победа как вечная память” (групповой проект) и “Приключения корейцев в России” (индивидуальный) отмечены Дипломами I степени; “Витражная техника оформления окон начальной школы” (групповой проект) – Дипломом II степени.

Развивая своих учащихся через проектную деятельность, я, их учитель и классный руководитель, выступала посредником между ними и Взрослым миром, и одновременно соучастником детской деятельности.

Занятия во второй половине дня исследовательской работой – это реальные действия по развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Стимулируя его исследовательскую активность, поддерживая в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, обучая его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности, мы выполняем социальный заказ нашего общества – вырастить функционально грамотную личность. Именно эта цель – выращивание функционально грамотной личности – является главной целью Образовательной системы “Школа 2100”, самой массовой из развивающих систем российского образования.