Оценка образовательной эффективности нормативно-подушевого финансирования колледжа

Разделы: Администрирование школы


Идея нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений (ОУ), именно в таком словосочетании, была выдвинута М.Фридманом в середине 50-х годов прошлого столетия. Сущность идеи состояла в том, чтобы в государственную систему образования, ввести некоторые элементы рыночного инструмента, которые позволили бы сочетать преимущества рыночного механизма предоставления образовательных услуг с государственными гарантиями финансирования ОУ.

При этом, имелось ввиду создание механизма свободной конкуренции ОУ за обучающихся, рост их направленности на индивидуальные потребности образовательных услуг, повышение возможностей выбора в образовательной сфере, а также рост эффективности бюджетных расходов.

В связи с этим, предполагалось, что ОУ получат большую, чем ранее, возможность в расходовании поступающих бюджетных средств, естественно, в первую очередь на оплату труда наиболее эффективно работающих преподавателей.

Исходя из этого, выделялись следующие основные цели нормативно-подушевого финансирования (НПФ) ОУ:

  • создание конкурентной ситуации в образовательной системе;
  • стимулирование процессов развития и инноваций в ОУ;
  • рост автономии ОУ;
  • повышение эффективности бюджетных расходов.

Следует отметить, что данная тема была и остается одной из ключевых проблем в образовательной политике страны.

Подобная система финансирования ОУ давно введена в развитых странах, и все больше опыта работы в этой области приобретают страны Восточной Европы и постсоветские государства. В этих странах основным принципом НПФ является бюджет ОУ, который определяется по соответствующим формулам и меняется в зависимости от внешних и внутренних условий экономики стран, но во всех случаях ОУ напрямую распоряжается данным бюджетом.

В нашем исследовании нового экономического механизма нормативного подушевого бюджетного финансирования колледжей следует рассмотреть две основные модели.

1. Модель институционального финансирования колледжа.

Сущность данной модели заключается в том, что государственный собственник за счет бюджетных средств содержит эту собственность: основные и оборотные фонды, землю, инфраструктуру и т.д. Особенности финансирования институциональной модели основаны на разграничении функций государственного собственника (в лице комитета по управлению госимуществом) и функций государственного учредителя( в лице государственного органа управления образованием).

2. Модель персофиницированного бюджетного финансирования на основе кластеризации образовательных программ колледжа. В этом случае учредитель финансирует свой заказ по установленным правилам. Кластерные группы образовательных программ позволяют рассчитать одинаковые нормативы бюджетного подушевого финансирования для одного субъекта Российской Федерации.

Введение нормативного подушевого бюджетного финансирования в колледже определяется следующими целями:

  • разграничить функции заказчика кадров и колледжей (производителей кадров);
  • соизмерение полученных результатов образовательных услуг с затратами на их производство;
  • повышение эффективности привлечения финансовых инвестиций от заказчиков кадров;
  • создание условий для свободной конкуренции производителей образовательных услуг (колледжей);
  • заинтересованность колледжей в увеличении числа обучающихся и реализуемых образовательных программ на основе принципа: “деньги следуют за учеником и выбранной им образовательной программы”;
  • повышение качества образовательного процесса в колледже;
  • компетентность выпускника колледжа и его востребованность на рынке труда.

Задачами нового экономического механизма финансирования в решении указанных моделей регионального финансирования колледжа становятся:

  • перераспределение ответственности между структурами государственного управления;
  • разработка институциональной и персофиницированной моделей нормативного бюджетного подушевого финансирования;
  • формирование нормативной правовой среды для колледжей, решающих проблемы бюджетного подушевого финансирования;
  • разработка методических материалов для повышения квалификации административно-педагогического персонала колледжей.

Учреждения профессионального образования (УПО) представлены совокупностью образовательных учреждений субъекта РФ (в нашем случае города Москвы), реализующих преемственные образовательные программы. Разнообразие таких программ позволяет удовлетворить спрос граждан на образовательные услуги, а также спрос на компетенции выпускников колледжей и техникумов со стороны экономики города. Проблемы формирования новых экономических механизмов в системе профессионального образования нашли свое отражение в работах видных ученых НИИРПО г.Москвы: И.П.Смирнова, А.Т.Глазунова, Е.В.Ткаченко, А.В.Тодосийчука, В.А.Полякова и многих других.

16 мая 2006 года Правительство города Москвы принимает Постановление № 321-ПП “Об утверждении финансовых нормативов затрат на содержание на содержание одного обучающегося воспитанника в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования системы Департамента образования города Москвы на 2007 год” , которое нормативно переводит УПО на подушевое финансирование.

Как отмечает профессор И.П.Смирнов, что норматив, рассчитанный только на численность обучающихся, делает невыгодным профессиональное обучение по наукоемким и высокотехнологичным профессиям и специальностям, ввиду их количественного ограничения и в то же время дает преимущественную выгоду по подготовке специалистов гуманитарной сферы. Подготовка рабочих различного профиля существенно отличается по своим затратам и требует перехода на расчет нормативов финансирования по каждой профессии и специальности. Задачей учреждений ПО города Москвы является быстрейшая разработка профессионально ориентированных нормативов финансирования, их внедрения в повседневную практику работы.

Это позволит значительно повысить самостоятельность колледжей, сосредоточиться на достижении запланированных результатов по подготовке рабочих кадров, востребованных на рынке труда города. Такая постановка вопроса кардинально изменит одноканальность бюджетного финансирования подготовки кадров, создаст условия для многоканального финансирования и инвестиционного партнерства УПО и работодателей.

В соответствии с Федеральным законом “ Об автономных учреждениях” предлагается в порядке эксперимента перевести ряд колледжей в автономные учреждения. Это будет способствовать их экономической самостоятельности, инвестиционной привлекательности со стороны социальных партнеров, углубит экономические отношения с субъектами бизнеса.

Профессор А.В. Тодосийчук отмечает, что новая организационно-правовая форма будет привлекательной для тех государственных или муниципальных учреждений профессионального образования, в консолидированном бюджете которых преобладают доходы от оказания платных образовательных услуг и выручка от осуществления предпринимательской деятельности. Такие учреждения могут функционировать в условиях рынка на принципах самоокупаемости и самофинансирования и поэтому им необходим более высокий уровень самостоятельности в принятии решений в части финансового планирования и расходования средств в условиях непрерывно изменяющейся рыночной среды.

Постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2008 г. №154- ПП утверждены на 2008 год нормативы финансовых затрат на содержание одного обучающегося, студента в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования системы Департамента образования города Москвы. В соответствии с данным постановлением в норматив финансовых затрат на одного обучающегося включаются расходы на реализацию государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования по текущим расходам на оплату труда и начислениям на заработную плату, компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию, а также на частичное

обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, расходных материалов, канцелярских товаров; хозяйственные расходы, услуги связи, транспортные расходы, услуги по содержанию имущества, приобретение мягкого инвентаря; питание, стипендии и прочие расходы. Не включаются расходы, связанные с приобретением оборудования, в том числе компьютерного, проведением текущего и капитального ремонта, оплатой коммунальных услуг, проведением федеральных и городских целевых программ, общественно значимых и оздоровительных мероприятий.

С.Г. Иванчук, канд. экон. наук, отмечает, что несмотря на определенные недочеты НПФ, следует признать прогрессивный характер данного подхода по сравнению с рутинными процедурами сметного планирования. Одной из дискуссионных тем, связанных с внедрением норматива подушевого финансирования в городе Москве для учреждений профессионального образования, является состав расходов, которые он призван покрывать

Следует заметить, что норматив финансовых затрат на одного обучающегося в строительных колледжах в сумме 90240,2 руб., на 19 000 руб. меньше чем в педагогических колледжах на 2008 учебный год. Но это, не главное. Важным является то обстоятельство, что нормативно-подушевое финансирование профессионального образования стало неотъемлемой частью развития колледжей.

Профессор А.Т.Глазунов, развивая теорию профессионального образования в многомерном пространстве, отмечает необходимость создания сетевого взаимодействия колледжей по отраслевому принципу при подготовке рабочих кадров. Сетевое взаимодействие на базе отраслевых Ресурсных центров при подготовке рабочих кадров по наукоемким и высокотехнологичным профессиям и специальностям заметно уменьшит финансовые затраты на подготовку рабочих кадров, одновременно, не понижая качества их профессионального образования.

Таким образом, вопрос о структуре нормативов подушевого финансирования сегодня остается актуальным не только для города Москвы, но и для всей Российской Федерации.

Можно утверждать, что не все расходы должны быть включены в подушевые нормативы финансирования при реализации образовательных программ. В настоящее время в норматив подушевого финансирования, как нами отмечалось ранее, заложены расходы, связанные только с реализацией государственного образовательного стандарта.

Вопрос о включении в нормативы подушевого финансирования всех затрат, имеющих отношение к профессиональному образованию, остается открытым, поскольку в умах отдельных чиновников эта проблема еще не созрела.

Позицией ученых НИИРПО города Москвы, выработанной в ходе многолетних научных исследований, является необходимость и особая значимость включения в норматив подушевого финансирования всех расходов, которое несет УПО в ходе подготовки рабочих кадров.