Урок русского языка в 7-м классе "Описание состояния человека"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Обобщение знаний, полученные при изучении типов речи – описание.
  2. Формирование умений выделять типовые фрагменты со значением состояния лица.
  3. Совершенствование навыков исследовательской работы с текстом, анализировать фрагменты текста, содержащие состояние героев.

Ход урока

1. Введение в тему (по учебнику под ред. В. Бабайцева упражнение № 475, стр. 120 – текс проецируется).

Взаимность.
Если из гнезда упала птица –
Мне не спиться.
Если где-то умер зверь в берлоге –
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно –
Мне больно.
Если ствол рвануло бесшабашно –
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете –
Я в ответе.
Я ведь тоже ими – как ни мерьте –
Защищен от смерти.

Вчитайтесь в строки данного стихотворения. Что хотел сказать Сергей Островой? Обратите внимание на расположение строк. (чувства человека, его душевное состояние поэт выделяет отдельной строкой).

Можете ли вы предположить, какова тема сегодняшнего разговора? (записать тему урока или открыть вспомогательную доску).

2. Тренировочные упражнения.

  • Назовите. Какие разновидности описаний вы знаете?
  • Тест-опрос. Предлагается несколько видов описаний, необходимо выявить описанием чего является данный отрывок? (раздаточный материал на парте у каждого учащегося – списать по вариантам).

А чего только нет на песке у моря. Вот красные, мокрые медузы, оставшиеся после отлива. Есть звезды морские с искривленными лучами. Грудами лежат водоросли, тяжело и важно пахнут. А слева все бревна и бревна.(места)

Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротеньких штанишек. Темные волосы лохматились над черными и задумчивыми глазами. (внешности)

Какой вид описания строится по такой схеме (схемы проецируются на экран):

  • - “Данное” (Кто? Что?) – предмет – “Новое” (Какой?) – признак (Описание предмета).
  • - “Данное” (Где?) – место – “Новое” (Что?) – предмет (Описание места).

3. Актуализация знаний.

  • Рассмотрите цветную иллюстрацию – вкладыш № 4, попробуйте описать состояние героев этих картин. (выслушивать мнения всех желающих сказать, не обрывать, если ответ неудачен).
  • Упражнение № 489. Вдумайтесь в содержание текста. Найдите указания на то, что предшествовало описанию, чем вызвано это состояние.

Я кивнул головой. Не знаю отчего, но эти планы на весну меня почему-то совсем не радовали. Мне было грустно, и все казалось, что сам Петр Иванович не очень верит в то, что все это сбудется… Поэтому я от всей души обрадовался, когда хлопнула входная дверь и в комнату вошла мама. (Г. Скребницкий.)

  • По аналогии со схемами описания предмета, места составьте схему описания состояния человека. (за удачно выполненную схему отметка “5”).
  • Прочитайте материал учебника, упражнение 485 (остальные).

4. Тренировочные упражнения.

  • Упражнение 486: анализ материала таблицы. Записать по одному своему примеру к каждому способу выражения состояния лица.
  • Подберите синонимичные конструкции к данным выражениям.

Она грустит. Им весело. Я нездоров. У нее тоска. Я простужен.

  • Обратимся к тексту упражнения № 435 (по учебнику под ред. В. Бабайцева, стр. 111)

Заметьте, как меняется контакт, если два человека начали разговор со слова “Здравствуйте”. После этого слова никак нельзя сказать грубость. Проявить невнимательность. Оно удивительно быстро и точно настраивает на доброжелательность. В нем заключена необыкновенная сила – способность создавать особое душевное состояние.

Деревня хранит обычай. Идешь утром улицей, каждый встречный говорит: “Здравствуйте”, и ты говоришь: “Здравствуйте”, со знакомыми перемолвишься двумя-тремя словами, незнакомому просто поклонишься и идешь себе дальше. Улица недлинная, а десять раз пожелаешь людям здоровья. И у самого на душе приятно. (И. Васильев)

- образуйте наречия от выделенных слов. Составьте с ними словосочетания. Каково значение наречий? Подберите к наречия антонимы.

  • Посмотрите, пожалуйста, на тему урока, скажите, насколько важно уметь определять состояние человека и насколько важно уметь рассказывать об этом.

Очень важно, так как это помогает в общении людей, в понимании их. Где чаще мы можем встретиться с описание состояния человека:

  • художественный текст;
  • в разговоре;
  • дневнике – обратимся к эпиграфу урока.

5. Домашнее задание:

  • Упражнение 491 (продолжить текст, введя описание состояние человека).
  • Страничка из дневника “Один день из школьной жизни” (элементами описания состояния человека).

Приложение.