Цели:
- Создание условий для формирования знаний об обязанности гражданина РФ - “Защищать Отечество”; подвести учащихся к пониманию роли Вооруженных сил в нашей стране.
- Развитие логического мышления и способностей учащихся получать знания в ходе активного поиска и коллективного решения проблем.
- Воспитание активной творческой личности, умеющей работать в нестандартных ситуациях на уроке.
Задачи:
- Определить особенности формирования ВС РФ на основе анализа документов.
- Познакомиться с информацией о роли Российской Армии в государстве.
- Развивать умения формулировать основную проблему урока и решать ее в ходе “мозгового штурма”.
- Проводить представление результатов работы в группе.
Оборудование урока:
Оформление доски: высказывания, тема урока, словарь, нормативные документы, памятки, раздаточный материал: таблицы, задания, ТСО: компьютер и мультимедиапроектор для демонстрации презентации.
Тип урока: усвоение новых знаний и понятий.
Вид урока: проблемно-практический урок версионного характера с использованием технологии “мозговой штурм”
Проблемно-практический урок версионного характера предполагает:
- решение проблемных ситуаций содержащих противоречия;
- решение проблем в ходе групповой дискуссии с помощью логических аргументов;
- поисковая деятельность учащихся по самостоятельному изучению источников с целью решения учебной проблемы;
Инновационный подход: предполагает организацию и управление деятельностью учащихся с опорой на активные методы обучения – технология “мозговой штурм”
Методы обучения:
- словесный, наглядный, практический;
- проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;
- аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.
Словарь:
Контракт – договор (в данном случае) между гражданином и Министерством обороны РФ или иным органом о том, что он добровольно поступает на военную службу.
Вооруженные Силы- государственная военная организация для обороны и отражения агрессии.
Агрессия- незаконное применение силы одним государством против другого.
Нормативные документы:
- Конституция РФ (ст.57-59)
- Федеральный закон РФ “ О воинской обязанности и военной службе” от 28.03.1998 N 53-ФЗ.
- Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” от 1 января 2004 года.
- Федеральная целевая программа о военной службе по контракту. Вестник Правительства РФ № 12 2002 г.
Ход урока
1. Организационный этап.
- Психологический настрой учащихся - организация рабочего места.
- Мотивация учащихся:
Учитель: Приветствие. Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Мы имеем с вами возможность продолжить разговор о Человеке – бесконечной теме для размышлений не только философов, историков, правоведов, писателей, но и всех образованных людей. Человек – целый мир, который включает в себя такие понятия: индивид, личность, общество и Гражданин.
2. Актуализация знаний. Приложение 1. (Презентация по теме урока)
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын,-…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…
Н.А. Некрасов
Понятие “Гражданин” имеет правовой и нравственный смысл.
Задание 1. Слайд 1. Назвать основные качества гражданина, подтверждающие этот вывод.
“Гражданин”
правовой смысл
- соблюдает законы;
- имеет права и обязанности;
- пользуется защитой государства;
- участник общественной жизни;
- управление государством.
нравственный смысл
- любит и гордится Родиной;
- готов защищать Родину;
- ответственный перед государством;
- гражданский выбор.
3. Сообщение темы урока. (На доске тема написана при помощи отдельных напечатанных слов)
Вы все обратили внимание, что Человек – Гражданин постоянно сталкивается с такими понятиями как “право”, “нравственный долг”, “обязанность”. Попробуйте объяснить эти слова:
- “долг” означает…? (обязанность сделать что-то, но не связано с законом)
- “право” …? (связано с законом, а значит с понятием “обязан”, что означает обязанность возложенную государством на каждого члена общества)
- Чем больше прав имеет гражданин…? (тем больше у него обязанностей)
Я предлагаю вам самим сформулировать тему сегодняшнего урока:
Защита Отечества – это…(почетный долг) или … (принудительная обязанность)?
Учитель. Как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока?
Учащиеся формулируют цель со своих позиций.
Корректировка цели урока учителем.
Цель урока: (слайд 2)
4. Мотивация учащихся.
Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что Защита Отечества – это долг и обязанность каждого гражданина страны.
Учитель. К тем, кто защищал Родину в разные периоды истории, наш народ всегда относился с большим уважением и гордостью. Мужество и слава – эти слова связаны со служением Отечеству.
Презентация по теме, подготовленная учащимися класса (4 мин). Слайды № 3-13
5. Работа со словарем урока.
Для защиты страны от проявления агрессии создана государственная военная организация – Вооруженные силы РФ.
6. Работа в группах.
Учитель. Инструктаж.
В папках есть инструктивные материалы для работы в группах: выдержки из нормативных документов об особенностях формирования Вооруженных сил РФ. Прочитайте их, вместе обсудите и заполните таблицы. Объяснение заданий.
(Приложение 2. Таблица №1. Задания и документы для работы в группах)
7. Подведение итогов работы по первой части урока.
Учитель. Итак, мы увидели, что служба в армии, защита Отечества является почетной и важной обязанностью гражданина. Но в тоже время сегодня – это серьезная школа жизни, испытание на прочность духа.
Увы, не все проходят его с честью. Каждый год возникает проблема с набором юношей для прохождения службы в рядах ВС.
Я предлагаю вам попробовать самостоятельно сформулировать эту проблему
(учащиеся предлагают свои варианты формулировки проблемы).
Совместный выбор варианта (слайд 14).
Проблема: Современные молодые люди не хотят служить в армии. Почему?
Учитель. Наша задача сегодня назвать причины этого явления и предложить возможные варианты решения.
Для данной работы мы проведем “мозговой штурм”.
8. “Мозговой штурм”.
Цель: создать условия для интенсивной мыслительной деятельности учащихся, формирования умений и навыков, для успешного решения учебных и практических задач.
Учитель. Инструктаж для учащихся по проведению “Мозгового штурма”. (Приложение3)
Работа учащихся по выполнению задания №3 – 15 мин.
9. Выступление представителей групп. Представление результатов “мозгового штурма” - 3-4 мин. Вопросы представителей групп.
10. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель: За один урок невозможно найти решения проблем современных Вооруженных Сил РФ. Над этим думают ученые, законодатели, государственные деятели. У нас еще будет возможность тоже вернуться к обсуждению этих вопросов. Очень важно, что мы с вами сегодня рассмотрели содержание одной из обязанностей гражданина “Защита Отечества” с двух противоречивых позиций.
Вы должны помнить:
Предлагается учащимся предложить варианты изменения темы урока (можно переставить слова темы)
Рейтинг мнений. Определение позиции по итогам урока. Учащиеся могут выбрать кружок:
Зеленый – “Защита Отечества – почетный долг и
обязанность”;
Синий – “Защита Отечества – принудительная
обязанность”;
Желтый – “Защита Отечества – почетный долг и
обязанность, но проблемы современной армии
необходимо решать”.
Наш урок хотелось бы закончить этими строками:
Когда он подвиг совершает,
то не заботится ничуть,
узнает кто, иль не узнает
о нем самом когда-нибудь.
Но жизнь подарена планете
и небо мирное над ней
лишь потому, что есть на свете
солдаты Родины моей.
Домашнее задание.
Желающим принять участие в продолжении обсуждения темы:
Напишите рассуждение или создайте небольшую презентацию по теме урока.