Одним из проявлений глубокого кризиса Российского общества стало резкое падение нравственности в целом и гражданско-патриотических чувств, в частности. Экономический кризис, житейские трудности, отсутствие чёткой государственной идеи, “наводнение” западной масс-культуры, разрушение старой системы ценностей породили у многих, в том числе у молодёжи, неуважение к своей стране, Родине, её прошлому, безразличие к собственной культуре, истории. По стране ширится число организаций, групп, исповедующих псевдорусские национальные, а то и просто фашистские идеи. Работа школы должна стать своеобразным противовесом, прививкой от подобных идей. Мы забыли одну философскую мудрость: “ Без прошлого нет будущего!”. А будущее – это наши дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа. Славные примеры боевого прошлого являются благодатной почвой для восстановления гордости за свою страну, свой народ. Поэтому сегодня нужно уделить особое внимание воспитанию патриота – гражданина России. Дети всегда любят играть. Поэтому мы придумали игровую программу “ Родные истоки”. Она представляет собой программу жизнедеятельности детей от 6 до 12 лет в летнее время в детском оздоровительном лагере, педагогический коллектив которого поставил перед собой задачу воспитания у детей патриотизма, любви к Отечеству, заботы о своём здоровье. Игра очень важна для детей: она учит, развивает, воспитывает, соответствует природе детства. Цели и задачи программы обусловили ее форму. Путешествие на воздушных шарах вокруг Земли.
Концептуальные основы деятельности:
1.Развитие личности – непрерывный процесс, чем обусловлена эффективность программы целенаправленного непрерывного взаимодействия педагогов с разновозрастной группой ребят.
2. Ребёнок стремится к развитию, и эффективность педагогического воздействия достигается в результате реализации его субъективной позиции.
3. Ребёнок – маленькая частица Вселенной, несущий в себе огромный потенциал, открытие и реализация которого в свободной разнообразной творческой деятельности в процессе активного взаимодействия с окружающей природной и социальной средой.
4. Гармонизация внутреннего мира ребёнка и его взаимоотношений с природой и социумом – оптимальное условие для развития личности, сочетающее для ребёнка ситуацию успеха, благополучия, психологического комфорта.
5. Целостное образование и эффективное развитие личности обусловлены комплексным характером воздействия на все его сферы: эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную.
6. Интенсивность педагогического воздействия на образ жизни школьников позволяет прогнозировать не только отдалённые педагогические результаты, но и мощный импульс в личностном развитии на ближайший временной отрезок.
7. Акценты личности на самореализацию, подкрепленную творческими успехами и достижениями, формирование у ребёнка наглядного представления о своих возможностях задаёт позитивные тенденции в развитии личности, формирует готовность к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.
Цель: смоделировать и построить воспитательную систему, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить со своими товарищами отношения дружбы и взаимопомощи.
Задачи:
- Воспитание внутренней ответственности перед самим собой, другими людьми, готовности к защите Родины.
- Развитие творческого, лидерского, интеллектуального и нравственного потенциала детей.
- Возрождение традиций народного творчества, коллективной деятельности и свободного общения.
- изучить личностные качества отдыхающих складывающие отношения в коллективе;
- осуществлять проектирование образа жизнедеятельности коллектива;
- Содействовать формированию коллектива и созданию в нём нравственной эмоционально благоприятной среды для развития детей;
- Прививать любовь к родине, своему родному краю через любовь к самым близким.
Принципы программы:
- Приоритет воспитания над обучением;
- Гуманистическая ориентация воспитательной работы;
- Разумное сочетание индивидуальных и коллективных подходов в воспитательной работе;
- Охрана здоровья и становление здорового образа жизни;
- Стимулирование различных форм работы с одарёнными детьми;
- Создание правовой атмосферы: обеспечение свободного выбора деятельности, обеспечение права голоса и собственного мнения;
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- Взаимодействие педагогического и детского самоуправления;
- Природосообразность и культуросообразность деятельности;
- Опора на национальные традиции народа;
Методологические основы деятельности:
Как бы разнообразны и многоцветны не были характеры детей, как бы ни отличались младшие от старших, девчонки от мальчишек, есть нечто общее, объединяющее, сильное и единое для всех ребят - жажда увлекательного и яркого, красивого и заманчивого, героического и возвышенного – это жажда путешествий и открытий - это общий интерес детства. Перед тем, как отправиться в путь, нужно вступить в “ Клуб Путешественников”. В основе жизнедеятельности детей лежит троичный ритм, основанный на развитии воли, чувств, мышления. Поэтому деятельность детей подразделяется на:
- умственную деятельность (ежедневная
рефлексия, проблемная деятельность);
- практическую деятельность (ежедневный труд,
шефская работа, экология, спорт);
- досуговую деятельность (игры, КТД, экскурсии в
природу, творческую деятельность)
Игра выполняет коммуникативную функцию, помогает создавать и поддерживать положительный настрой, создаёт хорошее настроение, являясь “школой радости” для детей. “Игра – это зеркало жизни, не забывай про своё отражение и почаще смотрись в зеркало”. Открытия, совершаемые детьми, происходят в следующих пространствах:
- Внутренний мир ребёнка
- Внешний мир
На пространстве – внутренний мир – ребёнок совершает открытия, связанные с формированием новых нравственных качеств личности и способностей, которые были не присущи данному ребёнку раннее, активной жизненной позиции по отношению к другим личностям.
На пространстве – внешний мир – открытия на данном уровне взаимодействия принадлежат отряду целиком как единому целому временному объединению детей и становятся для него этапом развития и становления новых гуманных и толерантных отношений между его членами.
Открытия, которые совершает ребёнок и коллектив, в котором он проживает смену, находят отражение на карте открытий.
“Мы, такие разные, но всё – таки мы вместе” совершается в первые два дня пребывания в лагере, а именно – на огоньке знакомств.
“У нас есть цель, мы знаем, как её достичь” – происходит на момент проведения организационных собраний.
“Я знаю, я умею, но хочу научиться”. Данное открытие дети могут совершить на протяжении длительного периода (с 7 –по 15 день смены), причём, существенную роль играет то, что данное открытие к каждому ребёнку приходит в разное время.
“Мы часть своей страны”. Достижению данного открытия способствует ряд дел смены: интеллектуальные игры по истории края, города, страны, военно-патриотические игры. Дети должны знать историю и традиции России , ощущать себя частью страны, готовым принять на себя трудные моменты, осознать то, что мы живём благодаря тем, кто погиб за лучшее, за мир.
“Мы – команда”. Достижение ребятами цели отрядной деятельности, поставленной на организационном сборе; самореализация подростков при её достижении. Осознание того, что можно горы свернуть, если работать вместе и сообща.
Основные законы путешественников:
- Закон добра - дари людям добро.
- Закон заботы – позаботься о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите.
- Закон милосердия – прояви милосердие, этим ты проявишь свою силу духа.
- Закон мира - согрей мир своим участием и добротой.
- Закон леса – не навреди природе.
- Закон человека – соблюдай нравственность в общении друг с другом.
- Закон 0: 0 – делай всё вовремя.
- Закон закрытой двери – не уходи никуда, не предупредив педагогов.
- Не тот капитан, кто впереди идёт, а тот капитан, кто за собой ведёт.
- Не думай, что ты выше друзей, и нос задирать, зазнаваться не смей!
Модель смены:
В организационный период проходит запуск игры: объяснение её сути, выбор ролей, органов самоуправления, команд для путешествия.
В основной период развивается сюжет игры – путешествие по блокам программы:
- Морской флот
- Олимпийское движение
- Пермский край
В итоговый период проводятся игры, анализируется участие каждого ребёнка, проходит награждение самых активных. В ходе путешествия каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные и творческие возможности. В результате поиска дети открывают для себя три основных секрета жизни:
- Постоянно расширяй свои знания о себе и своём здоровье;
- Изучай и пополняй свои знания о родном крае, знай свои корни;
- Стань патриотом родного края.
1 этап игры “ История флота России”
Задачи:
- Рассказать ребятам о великом этапе в жизни России – создание её национального флота;
- Воспитывать уважение к святому делу и долгу – служение Отечеству;
- Познакомить с великими флотоводцами;
- Научить морским умениям.
Основные мероприятия:
а) изучение истории русского флота;
основоположниками, великими людьми, званиями на
флоте, парусными судами, морскими песнями;
б) спортивные состязания на воде;
в) изготовление макетов, поделок кораблей;
г) заочные путешествия “ По морям, по волнам”;
д) Игра “ Что берём с собой в дорогу?”
е) День Памяти;
ж) Конкурс “ Вперёд, боцман!”
з) Праздник Нептуна;
и) “ А ну-ка, матросы!”
к) Викторины “ Вопросы для матросов”
2 этап “ О спорт, ты мир!”
Задачи:
- Изучение истории Олимпийского движения;
- Приобщение детей к спорту;
- Закаливание.
Основные мероприятия:
а) Современные Олимпийские игры;
б) Олимпийские виды спорта
в) Олимпийские спортсмены
г) История Олимпиад
д) Открытие Малой Олимпиады, эстафеты.
е) Морской бой
ж) Робинзонада
3 этап “ Мы живём в Пермском крае”
Задачи:
- Познакомить ребят с историей Пермского края;
- Рассказать и научить некоторым видам народного творчества;
- Разучить народные игры;
- Научить различать лекарственные растения, которые обитают в Пермском крае.
Основные мероприятия:
а) Викторина “ Мой родной город”
б) Русские народные игрища
в) Конкурс рисунков “ Народный костюм”
г) Конкурс поделок “ Данила- мастер”
д) Брейн-ринг “ Травознай”
е) Игра “ По морям, по волнам”
Тематическое планирование
Первый день: “Будем знакомы”
- Встреча детей, создание экипажей, оформление палуб
- “Мир твоих увлечений”
- Выборы в совет Экипажей
- Спортивные игры “ Крабики и сороконожки”
- “В гостях у капитана Врунгеля” – беседа “Береги свою жизнь”
Второй день “Порт странствий”
- Торжественное вступление в “Клуб путешественников”
- Старт – шоу “Попутного ветра”
- “Морской бой” - игра – эстафета
- “В гостях у капитана Немо” – беседа “Для чего нужна зарядка?”
Третий день – “Порт природы”
- Конкурс экологического рисунка
- Игра “Лесные номера”
- Конкурс морских модельеров
- “По морям, по волнам” викторина о морских обитателях
- “В гостях у Водяного” - беседа “Сохраним морских обитателей”
Четвёртый день “Сказочная мозаика”
- Зоологические забеги
- “ Пятьдесят лье под водой” - викторина по сказкам
- “Гостиная Садко” - инсценировка сказок
- “В гостях у пиратов” – беседа “Почему болят зубы?”
Пятый день “Окно в природу”
- Игровая программа “Кладоискатели”
- Брейн-ринг травознаев
- Конкурс поделок из морского материала “Осьминоговы забавы”
- Праздник Ивана Купалы
- “В гостях у Черепахи” – беседа “Лекарство под ногами”
Шестой день “По следам Робинзона”
- Игровая программа “Необитаемый остров”
- Туристическая полоса
- Конкурс весёлых поваров
- Расследование Шерлока Холмса “Куда пропал аппетит?”
Седьмой день “Мыс Родничок”
- Поле чудес “Наши истоки”
- “Богатырские потешки”
- Конкурс русских народных песен
- “В гостях у бабушки Арины” - беседа “Уважай старших”
Восьмой день “Преданья старины глубокой”
- Конкурс частушек
- Праздник русской старины
- Экскурсия в музей “Достопримечательности нашего города”
- “В гостях у царя Берендея” – беседа “Как вести себя в лесу?”
Девятый день “Фестиваль искусств”
- Конкурс “Ассорти–пирог”
- “Караоке по- русски”
- Игра “Угадай мелодию”
- Экскурсия в картинную галерею
- “В гостях у феи Музыки” – беседа “Как вести себя на концерте, в кино, театре!”
Десятый день “Гора Олимп”
- Спортивный праздник “ Из истории олимпиады”
- Олимпийские виды спорта
- Шарикиада
- Выпуск газеты “Медалисты России”
Одиннадцатый день “Мыс Золушки”
- Операция “Сюрприз”
- Работа на пришкольном участке
- Конкурс поделок “В царстве Марьи – искусницы”
- “В гостях у Мойдодыра” – беседа “Мойте руки!”
Двенадцатый день “Королевство Обжории”
- Конкурс “Хозяюшка”
- Конкурс “Шуточное меню”
- Карнавал Здоровья
- “Советы доктора Пилюлькина” – беседа “В здоровом теле- здоровый дух”
Тринадцатый день “Хорошо спортсменом быть”
- Малые Олимпийские игры
- Народные игрища
- “Мы строим спортивный комплекс” – конкурс рисунков на лучший спортзал
- “В гостях у доктора Айболита” – беседа “ Закаляйся, если хочешь быть здоров!”
Четырнадцатый день “Остров Олимпионика”
- Водные процедуры
- Шашечный турнир
- “Джунгли зовут”
- Встреча с лучшими спортсменами города
- “Советы Олимпионика” – беседа о пользе спорта
Пятнадцатый день “ Мыс родичей”
- Игра “Крестики- нолики”
- Изучение народных промыслов
- Игра “Следопыт”
- Выпуск газеты “Мы живём в Пермском крае”
Шестнадцатый день “Путешествие в Спортландию”
- Ралли бегунов
- Спортивное многоборье
- Праздник “Да здравствует страна Спортландия!”
- “Советы Незнайке” – беседа о вреде курения
Семнадцатый день “ Морские забавы”
- Игра “Морские причуды”
- Морской КВН
- День Нептуна
- “Советы морского царя” – беседа “Как вести себя на воде”
Восемнадцатый день “Мыс Экономики”
- Конкурс реклам
- Игровая программа “Экономическая дюжина”
- “Открытие своего магазина” – ярмарка-продажа
- “В гостях у кота Леопольда” – беседа “Давайте жить дружно!”
Девятнадцатый день “Море музыки!”
- Музыкальная гостиная
- Конкурс видеоклипов
- Праздник красок
- “Записки композитора” – “ Умение слушать музыку”
Двадцатый день “Летний калейдоскоп”
- Игровая программа “Крестики-нолики”
- Конкурс на лучшее украшение корабля
- “Рисуем лето” – конкурс рисунков
- Лекция профессора Знайки о правильном питании
Двадцать первый день “Здравствуй, дом!”
- КВГ “Кто во что горазд”
- Воробьиная дискотека
- Верёвканиада
- Выпуск газеты “Путешествие вокруг земли”
Результативность программы:
Результативность коллективно-творческой игры “Родные истоки” отслеживается в нескольких направлениях:
- Личные успехи отслеживаются в рейтинговой таблице, в которую заносятся их ежедневные достижения.
- Творческие достижения записываются на карте – ориентире “Наш путь”
- Палитру настроений можно отследить по “Карте настроений”.
- Добрые дела оцениваются в валюте страны - которая выдаётся жителям страны.
Ожидаемые результаты:
- Снижение заболеваемости детей в течение учебного года;
- Отсутствие правонарушений среди малолетних в летнее время;
- Рост самоуважения, снижения уровня общей тревожности;
- Усвоение ребёнком норм позитивного взаимодействия с окружающими;
- Улучшение психического и физического здоровья;
- Повышение экологической культуры учащихся;
- Сформированные нравственные ценности: природа, труд, Родина, родной край, коллектив, здоровье;
- Улучшение отношений среди детей;
- Укрепление убеждения в необходимости саморазвития;
- Положительное отношение детей к трудовой деятельности;
- Расширение актива учащихся;
- Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
Использованная литература:
- В помощь организатору детского оздоровительного лагеря, М. 2000г.
- С.В. Титов “ Здравствуй, лето!”, Учитель 2001г.
- Сборник “Лето и мы”, Новгород 1997г.