Цели:
- Проверить умения последовательно изложить текст по плану и по опорным словам;
- Развивать творческие способности учащихся;
- Обогатить речь учащихся образными выражениями;
- Развивать речь, мышление, память, внимание;
- Работать над словарными словами;
- Воспитывать любовь к природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы
сегодня будем выполнять творческую работу. А вот
название этой работы вы узнаете из ребуса. <Рисунок1>
- Какое это слово?
- Какая в этом слове орфограмма?
- Воробей – это кто?
- Кто видел эту птицу? Где?
Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков,
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей
Я бывалый …
- А кто из вас знает загадки о воробье?
- Пословицы о воробье?
2. Тема урока.
Мы сегодня будем составлять рассказ о воробье. Давайте сначала вспомним, что мы знаем о воробье.
Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают.
“Чик-чирик, чик-чирик! Как хорошо, что к нам пришла весна!”
- А сейчас вы послушаете пение птиц. Подумайте,
какую картину можно представить.
- Что вы представили, слушая птиц?
Если найдёт озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит “принять ванну”, смыть поскорее зимнюю грязь – поплещется в холодной, прозрачной воде, а потом взъерошит пёрышки и отряхнётся.
3. Работа по картине. <Рисунок2>
Ребята, а как вы по картине опишите воробья? (маленькая птичка с коричневато серым оперением, живущая обычно близ жилых строений)
- Какая у него спинка?
- Какая у него головка?
- Какая грудка?
Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: “серый воробышек”. А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными полосами. Хвост тёмно-бурый, крылышки тоже тёмно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло чёрные, а вот головка серая. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют корм из миски собаки, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота. Они смелые и дружные. Могут дать отпор даже ястребу. Когда хищник хочет напасть на них, воробьи мгновенно собираются в плотный рой, и вместе бросаются навстречу врагу. С ними часто происходят разные истории.
Игра в слова.
- А сейчас мы с вами поиграем в слова.
- Найдите и прочитайте те слова, которые
относятся к воробью.
(Курлычет, маленький, бойкий, лес, летает, Ловкий, красногрудый, плавает, проворный, крякает, прыгает, слетается, дерево, песни, болото, смелый, чириканье, перелётная).
- Эти слова потребуются, когда мы будем работать над рассказом.
4. Знакомство с текстом. (По Н. Сладкову).
Воробей.
Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки.
Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На крышах повисли сосульки. Днём с сосулек капала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки.
- Читает учитель.
- О ком говорится в этом тексте?
5. Разбор текста по частям.
- Словарно-орфографическая работа.
Составление плана.
1 ч. Прочитайте 1 часть.
- Что вы узнали в этой части о воробье?
- Какое это время года?
- Как можно озаглавить эту часть?
2 ч. Прочитайте 2 часть.
- А здесь что происходит?
- А какое это время года?
- Почему с сосулек закапала вода?
- Произнесите слово сосулька по слогам.
- Как пишутся слова с предлогами?
- Как озаглавим эту часть?
- Ребята, а ведь история с воробьём не закончена.
Ваша задача в 3 пункте плана придумать самим
интересную историю, которая может произойти с
воробьём весной.
План.
- Зимой в печной трубе.
- Сосулькина вода.
- Интересные истории.
6. Физическая минутка.
- Как воробышек мёрзнет?
- Как купается?
- Как отряхается?
- Машет крыльями?
- Прыгает?
1, 2 – выше голова.
3, 4 – руки шире.
5, 6 – надо очень тихо сесть.
- Давайте вспомним о чём шла речь в тексте?
- А теперь вы запишите этот текст и придумаете
свою историю про воробья. И в 3 пункте плана
используйте подчёркнутые слова.
7. Запись текста.
8. Кто справился с работой? Зачитывается 2 – 3
работы.
9. Итог урока.