Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Кто такие птицы?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей с разнообразием птиц на планете Земля;
  2. Учить определять по различным признакам животных, птиц, насекомых и т.д.;
  3. Воспитывать бережное отношение к животному миру, к природе.

Оборудование:

  • конверт с письмом для первоклассников;
  • картинки с изображением различных “насекомых”;
  • перья птиц, разные по форме, цвету, размеру;
  • ножницы, стакан с водой;
  • музыка, компакт-диск “Песни птиц”;
  • птица в клетке.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок
Значит, начался урок.
Посмотрите, все в порядке
Книжки, ручки и тетрадки
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно следят?

II. Проверка ранее полученных знаний.

- На прошлом уроке мы с вами ребята говорили о друзьях “Муравьишки”. Давайте их еще раз вспомним. Я буду загадывать вам загадки, кто знает правильный ответ-выходит к доске и вешает на доску изображение насекомого, которого он отгадал.

1.

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

(кузнечик)

2.

Я поменьше, чем пчела,
А зовут меня…

(оса)

3.

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.

(комар)

4.

Целый день летает,
Всем надоедает
Ночь настанет
Тогда и перестанет.

(муха)

5.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

6.

Летит – гудит
Сядет – молчит.

(шмель)

7.

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

(стрекоза)

8.

Без работы, хоть убей
Жить не может…

(муравей)

- Так кто друзья Муравьишки? Как их всех назвать одним словом? (насекомые)
- А каких животных можно назвать насекомыми? Назовите их основные отличия от других живых обитателей на Земле? (по 6 ног и т.д.)

III. Вступительная беседа.

(раздается стук в дверь, входит почтальон и говорит, что для первоклассников пришло срочное письмо)

- Ребята, от Муравьишки и Вопросика нам пришло письмо!

“Дорогие первоклассники! Недавно я был в лесу и вот что я услышал…”

(включается компакт-диск с записью пения птиц)

- Догадайтесь, кого я встретил в зеленом доме? (птиц)
- О ком сегодня будем говорить на уроке?
- Ребята представьте, что к нам прилетели инопланетяне и нам предстоит объяснить им, кто такие птицы, что мы им скажем? (выслушиваются разные ответы детей и выделяются ключевые слова, которые выносятся на доску)

Полет,
Перья,
Крылья

- А дальше мы посмотрим, все ли птицы одинаковы или встречаются исключения из правил. Посмотрите на доске фотографии нескольких животных, что между ними общего? ( они все летают)

- летучая мышь
- бабочка
- курица
- белка-летяга

- Тогда можно ли их отнести к одной группе? (нет)
- А какое животное на доске – птица? (курица)
- Да верно, ребята, хоть курица летает и плохо, но ее ученые относят к группе птиц, потому как главный признак этой группы – перья!

V. Работа по учебнику.

- Рассмотрите тело птицы. Назовите его части?
- Что за птица, она постоянный городской житель? (голубь)
- Каких еще птиц вы видите на рисунке? (гуси)
- Какой части тела у них не хватает? (не видно ног)
- Как вы думаете, почему? (когда они летят, то прижимают лапки к телу)

Физминутка:

Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх!

VI. Практическая работа.

- На партах у вас перья. Чем они отличаются? (цветом, формой, размером)
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
- Еще у пера есть бородки. Они крепятся между содой, особой жидкостью. Больную птицу сразу можно узнать, если перышки у нее не гладкие, взъерошенные.
- Разрежьте стержень пера. Что вы видите внутри него? (ничего)
- Как эта пустота помогает птицам?
- Обмакните перо в воду. Что изменилось? (оно не намокло, перья защищают птицу от воды и сырости)
- Встаньте возле своих парт, поработаем ветерком – подуйте на перо. Что видим? (перья летят)
- Для чего нужны перья птицам? (большие – для полета, маленькие – для тепла)
- Ведь и людям перья птиц приносили много пользы. В учебнике посмотрите, почему нарисована чернильница? (раньше перья использовали для письма)

- Часто ребята можно встретить очень красивых птиц, ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы, привлечь внимание подруг. Самки же менее красивы, что позволяет им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

Распустила хвост жар-птица,
Она горит и золотится
Из заморских нам долин
Этот хвост принес…

(павлин)

- Еще об одной красивой, необычной птичке колибри нам расскажет Никита. (ребенок рассказывает то, что дома приготовил о птице)

VII. Итог урока.

- По каким основным признакам можно понять, что перед нами – птицы? (летают, покрыты перьями и есть крылья)

Верно ребята! Мы сегодня весь урок говорили о птицах и не справедливо, что мы видели их только на фотографиях.

(в класс вносится клетка с попугаем)

VIII. Домашнее задание.

- Приготовить кормушку для птиц из любых подручных средств.