Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "А.Митта. "Шар в окошке" с использованием компьютера

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Учить подробному пересказу.
  2. Формировать у учащихся умение сопереживать, проявлять заботу, желание помочь окружающим.

Оборудование. Поисковые таблицы, иллюстрации-загадки, тексты песни “Ты, да я, да мы с тобой”.

Ход урока

I. 1. Организационный момент. (1 слайд)

Учитель входит на урок с воздушным шариком в руках.

- Как вы думаете, зачем воздушный шарик появился на уроке литературного чтения?

Дети высказывают предположения по данному вопросу.

- Правы ли вы, мы выясним это в ходе урока.

Игровая ситуация.

- Ой, а к шарику прикреплен конверт. Что же в нем?

Один ученик вытаскивает рисунки, а на конверте находит задание.

2. Загадка.

По первым буквам данных слов отгадайте слово. На доске рисунки: дятел, рысь, радуга, улитка, жук, бабочка, аист. (Дружба) (2 слайд)

Объясните значение этого слова. Что такое дружба?

Вывод. Дружба – это умение сочувствовать, сострадать, сопереживать, проявление заботы, внимания, отзывчивости, желание помочь, защитить в случае необходимости. (3 слайд)

3. Работа с поисковой таблицей. (4 слайд)

- Найдите слова-синонимы, то есть близкие по значению к слову “дружба”, подчеркните слова простым карандашом.

Проверка. (5 слайд) Друг, дружить, дружный. Эти слова еще не раз будут звучать сегодня на уроке.

II. Работа с текстом.

- Прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться и его автора: А. Митта “Шар в окошке”. (6 слайд)

1. Первичное восприятие: читает учитель.

Перед чтением: - Послушайте произведение, а после чтения постарайтесь ответить на вопрос: Почему автор назвал произведение “Шар в окошке”?

После чтения:

- Почему же автор А. Митта назвал произведение “Шар в окошке”?
- А сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа будет моделировать обложку этого произведения, используя схемы жанров, которые находятся у вас на партах. (7 слайд)

Проверка. Старший защищает модель обложки, составленную группой. (8 слайд)

2. Вторичное восприятие (дети).

Перед чтением:

- Прочтем рассказ еще раз и попробуем ответить на вопрос.
- Почему Коле стало хорошо?

После чтения:

- Что же случилось с Колей? (Коля заболел)
- Какое настроение было у больного? (грустное, он скучал)
- Почему же Коле стало хорошо?

III. 1. Самостоятельная работа по карточкам.

- Какие друзья у Коли? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к карточкам. Задание № 2. Выбери нужное. Выберите слова, которые характеризуют друзей Коли.

На доске: (9 слайд)

верные
равнодушные
находчивые
веселые

трусливые

2. Словарная работа.

- Что значит верные друзья? (10 слайд)

У композитора В. Шаинского есть песня, в которой есть прекрасные строки:

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий, верный друг”.

- А что значит находчивый? (умеет найти выход из любой ситуации) (11 слайд)

Физминутка “Дружба”.

Дружит орел с небом,
А молоко – с хлебом,
Ручьи – с овражками,
Пчелы – с ромашками,
Дымок голубой дружит с трубой,
А мы – с тобой.

IV. 1. Самостоятельное чтение.

- Одна из задач нашего урока: научиться подробному пересказу. Чтобы облегчить эту работу, попробуем весь текст разделить на смысловые части.

Перед чтением: - Для этого прочитайте текст самостоятельно и попробуйте определить, на сколько частей можно разделить рассказ?

После чтения: - На сколько частей вы бы разделили рассказ? Нас предлагают разделить на 3 части.

На доске: Тетрадь с. 18 №3. (Работа в тетради.)

- О чем говорится в первой части? Определим границу этой части.

А) прочитайте эту часть.
Б) Какова главная мысль этой части? (Запишем заголовок в тетрадь)
В) пересказ этой части.

То же со второй и третьей частями.

1 часть. Коля заболел.
2 часть. Шар в окошке.
3 часть. Коля и друзья. (12 слайд)

- А кто попробует пересказать весь текст?

2. Выборочное чтение.

- Прочтите последнее предложение. Как вы его понимаете? (Человеку горе, беду легче пережить, когда друзья рядом)

3. Игра “Собери слова”. (13 слайд)

- Какое предложение можно составить из слов? (Человек без друзей, что дерево без корней) (14 слайд)
- Что получилось? (Пословица)
- Как вы понимаете эту пословицу?
- А у кого из вас есть верный друг?
- Расскажите о нем. Что вам в нем нравится?

Д/з: с. 47-48 – подробный пересказ. Подобрать пословицы о дружбе. (15 слайд)

Итог.

- Закончить урок мне бы хотелось народной мудростью.

На доске:

Друзья познаются в беде,
настоящие друзья – в радости.

(Народная мудрость) (16 слайд)

- Дорожите своим другом.

Исполнение песни “Ты, да я, да мы с тобой”

- Дети! Я благодарю вас за урок. И если у вас появилось желание быть верным, настоящим другом, я буду рада. Протяните руку к такому дорогому, надежному, и так важному в жизни слову “Дружба”.

Дети обводят свою ладонь на цветную бумагу, вырезают и приклеивают на плакат, где в центре написано слово “Дружба”.