Использование метода в практике обучения любому предмету способствует всестороннему развитию ребенка. Проектная методика помогает претворять в жизнь главные идеи личностно-ориентированного обучения. Это способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности школьника, но и обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка. У учащихся появляется возможность больше работать и на уроке и во внеурочное время, развивать свои творческие способности, проявлять себя в лидерстве. Становится явной личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. При работе над проектом школьникам приходится пользоваться различными источниками, они учатся добывать необходимую информацию. Совместная работа сплачивает коллектив. Каждый участник проекта несет ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы.
Чтобы выполнить проект, дети должны обладать определенными коммуникативными, творческими, интеллектуальными умениями. Обучая различным видам речевой деятельности, я стараюсь формировать умение работать с текстом (выделять главную мысль, извлекать конкретную информацию, анализировать факты, делать выводы, обобщения, предвосхищать содержание, выбирать адекватную стратегию в старших классах). Это могут быть такие задания по развитию речи в разделе «Темы широкие и узкие»: «Времена года», «Отечество», «Охрана природы», «Школа»; в разделе «Стили речи. Официально-деловой стиль»: «Афиша»; в разделе «Типы речи. Повествование»: «Загадки»; Киносценарий на основе рассказа. Очень важным является умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения и, не вступая в спор, находить компромисс.
Для действенного, грамотного использования метода проектов требуется большая подготовительная работа, которую провожу постоянно, систематически, планирую всю серию уроков по теме, продумываю систему коммуникативных упражнений. Что предполагает развитие и совершенствование у учащихся всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение). В своей работе я применяю проектную методику с 5 класса. Используя ее, можно активно развивать мотивацию, которая в данном случае является прямым порождением самого метода проектов. Осуществляя коммуникативный подход к овладению всеми аспектами русской культуры, я всегда стараюсь, воспитывая, обучать детей и , обучая, воспитывать.
Для многих учащихся работа над проектом может оказаться новым видом работы, поэтому, приступая к изучению новой темы, я всегда говорю, что на последнем уроке будет предлагаться защита проекта. Далее подробно объясняю цель данного задания. Прежде всего, мы изучаем памятку «Творческий проект – это интересно», в которой даются советы о том, как лучше организовать проект. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала ученика. Для этого, прежде всего, я формирую группы учащихся с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе желательно, чтобы были мальчики и девочки, ученики разного уровня. Работу над проектом начинаю на уроке, дети продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке.
Проект может выполняться индивидуально. Если же работает группа, то я даю одно задание всей группе. В 5-м классе помогаю распределять роли и объясняю, что успех общего дела зависит от вклада каждого ученика. В следующих классах дети сами могут распределить участки работы. В первых проектах в 5 классе доминирует творческо-информационная направленность. Когда шестиклассникам предлагается работа над проектом, дети воодушевляются. Дух коллективного творчества, сотрудничества, соревнования между группами побуждает к активной деятельности.
При использовании метода проектов моя роль меняется. Она различна на разных этапах проектирования. Мне приходится выступать в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Процесс работы не менее важен, чем результат.
В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных. Наиболее интересные проекты мы помещаем в классе для общего обозрения. В 6 классе дети с удовольствием работают по разделу «Художественное описание» над проектами «Отношение к помещениям» «Моя комната – мое лицо»; в разделе «Рассказ»: «Полминутки – на шутки », «Моя книга»; в разделе «Рассуждение»: «Слова-хамелеоны», «Морфемы-близнецы», «Почему слово издалека – наречие». Для учеников 7-х и 8-х классов этот вид работы уже хорошо знаком. Сбор материала при подготовке к проекту начинается с первого урока. Практика показывает, что учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе – вот суть метода проектов. Идея обучения в сотрудничестве воплощает принцип гуманизации образовательного процесса. В ходе подготовки проекта дети учатся сопереживать, сочувствовать, не быть равнодушными, активно заявлять свою гражданскую позицию. Они говорят о себе, выдвигают свои собственные идеи.
Их проекты могут найти практическое применение. Например, дети предлагают помогать одиноким пожилым людям по дому, организовать шефские концерты в Доме престарелых в Заостровье (после подготовки проекта «Моя семья»). Меняются формы презентации проекта. Дети проводят исследование с последующим оформлением, выпускают газеты, плакаты, записывают интервью, снимают видеофильм. Ошибки я исправляю в черном варианте. Работа оценивается всей группой в целом. Дети сами могут назвать самый интересный проект, самый забавный (юмор очень ценится), самый красиво оформленный и т. д.
Оценивается не только знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). Если слабый школьник в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы одноклассников, значит, цель достигнута.
Вывод: проектная работа позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русского языка, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для подростков. В ходе выполнения проекта школьники активны, они проявляют творчество. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и активизировать учащихся для достижения практического результата.