Пояснительная записка
Данная программа предназначена для
учащихся 7 и 8 классов. Она предоставляет
учащимся реализовать свой интерес к наукам
биология, химия и экология, а также лучше
узнать свой край. Программа курса “Химия и
охрана окружающей среды” базируется на идеях
личностно-ориентированного обучения и
предполагает использование в учебном процессе
развивающего и проблемного обучения, проектной
технологии. Много внимания уделяется
исследовательской деятельности, проведения
практических работ, а также походы и экскурсии.
Курс является подготовительным перед введением
науки химия, что способствует привитие интереса
к нему. Создание программы обусловлено
необходимостью выполнения социального заказа
общества по воспитанию у школьников этого
возраста экологической грамотности и культуры
поведения в природе, по формированию
природоохранных навыков общения с объектами
живой и неживой природы, т. к. очень важно именно в
этом возрасте заложить привычку бережно
относиться к природе и разумно использовать
её богатства и ресурсы.
В программу включены как занятия, направленные
на знакомство с теоретическими сведениями
пропагандистско-информативного характера, так и
практические занятия. С целью более близкого
общения с природой запланированы экскурсии и
походы по родному краю.
Содержание программы предоставляет широкие
возможности для осуществления
дифференцированного подхода к учащимся при их
обучении, для развития творческих и
интеллектуальных способностей,
наблюдательности, эмоциональности, логического
мышления.
Практическая часть курса позволяет организовать
деятельность учащихся в рамках нетрадиционных
методов, таких как экологическое
прогнозирование, моделирование, исследование и
изучение свойств веществ на практике.
Новизна программы заключается в том, что учащиеся, еще не знакомились с наукой химия, а на занятиях кружка уже могут работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и практические работы. Программа адаптирована для категории учащихся с различными базовыми знаниями по предметам интеграции. Занятия в кружке доступны буквально всем желающим. Курс выстроен таким образом, чтобы учащиеся получили не только сумму определенных знаний по основам наук, но и научились самостоятельности, терпению, развить свою психо – эмоциональную сферу. В курсе даются знания о полезных вещах, необходимых каждому человеку в его повседневной жизни. Большое внимание уделяется практическим работам по проведению природоохранных мероприятий на территории своего населенного пункта.
Задачи данной программы:
- Наряду с усвоением знаний основ химии, расширить и углубить представления о природе своего родного края, о мерах его охраны.
- Повысить интерес к изучаемому предмету;
- Воспитать экологическую культуру, ответственное отношение к природе.
- Усовершенствовать умение проводить опыты и анализы, образцов почвы и воды. Уметь их объяснять.
- Развивать мыслительную, аналитическую и логическую деятельность учащихся;
- Научить работать самостоятельно, применять знания на практике;
- Развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, защищать творческий проект;
- Развивать умение обращаться с химическими приборами, учить соблюдению правил ТБ;
- Развивать умения анализировать статистическую информацию, экологическую ситуацию в отдельных районах; прогнозировать экологические последствия антропогенной деятельности;
В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, которое предполагает, что ученик должен
Знать:
- взаимосвязь и зависимость природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека;
- о роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности;
Уметь:
- выполнять измерения, выдвигать гипотезы, описывать результаты измерений, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;
- сравнивать, анализировать и давать оценку веществам, окружающим нас;
- проводить наблюдения, эксперименты с веществами, окружающими нас;
- использовать положительные свойства веществ, окружающих нас, и предотвращать их отрицательное влияние на живую природу;
- собирать информацию о веществах и их физиологических свойствах;
- использовать дополнительную литературу и информацию;
- использовать лабораторное оборудование для проведения экспериментальных работ;
- бережно относиться к окружающей среде;
- применять полученные знания и умения на практике;
После изучения программы данного курса учащиеся должны уметь:
- проводить опыты с помощью учителя и самостоятельно;
- работать в группах;
- проводить микроисследования, обрабатывать полученную информацию;
- писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.
- формы проведения занятий могут быть различны: семинар, урок-практикум, практическая работа, мини проекты, лекция.
Особое внимание уделено практическим работам
– формированию практических умений и навыков
учащихся. Организация занятий во многом
зависит от технических возможностей учебного
заведения, особенно от оборудования химической
лаборатории. В качестве инструментария для
оценивания результатов можно использовать
практические работы, устные и письменные
сообщения, индивидуальные дифференцированные
задания, защита проектов.
Курс рассчитан на 34 часа (по одному часу в неделю.)
Методические рекомендации
При реализации программы целесообразно:
- адаптировать материал к уровню подготовки учащихся, он должен быть доступным и понятным;
- ориентировать содержание для практического применения;
- использовать разнообразные методы контроля: отчеты по практическим занятиям и экскурсиям, доклады, презентации творческих работ, конспекты;
Тематическое планирование программного материала.
№ п/п |
Тема занятия. |
Химический эксперимент |
Кол- во часов |
Вид занятий |
Тема 1: Введение 3 часа. |
||||
1. | Введение. Что такое экология? Когда возникла эта наука? Что изучает? | 1 час. | Лекция и элементами беседы. | |
2. | Когда возникла наука химия? Что она изучает? | 1 час. | ||
3. | Какая из наук старше? Какая между ними связь? | 1 час. | Диспут. Установление причинно – следственных связей между этими науками. | |
Тема 2. Воздух. Значение воздуха. Источники его загрязнения. Меры борьбы с загрязнением. 10 часов. |
||||
4. | Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. | Правила работы с нагревательными приборами и другими реактивами. | 1 час. | Беседа. |
5. | Состав и значение воздуха. Чистый воздух – эликсир здоровья. |
Демонстрация опыта, доказывающего состав воздуха. | 1 час. | Практическая работа №1. |
6. | Определение содержания углекислого газа в классной комнате. | Демонстрация опыта. | 1 час. | Комбинированный. |
7. | Загрязнения атмосферного воздуха. | Источники загрязнения. Выявление источников загрязнения на территории хутора. |
1 час. | Комбинированный. |
8. | Изменение газового состава атмосферы. | Постановка проблемы изменения газового состава атмосферы. | 1 час. | Решение проблемы. |
9. | Влияние погоды на степень загрязнения воздуха. | Наблюдение за погодой и определение степени загрязнения воздуха при циклонах и антициклонах. | 1 час. | Творческий отчет по результатам наблюдения. |
10. | Проблема озонового экрана. Что такое озоновая дыра? | Выявление причин образования озоновых дыр. | 1 час. | Беседа. |
11. | Источники загрязнения воздуха в нашей
местности. Что такое кислотные дожди? |
Экскурсия к основным источникам загрязнения
атмосферы на территории нашего населенного
пункта. Исследование осадков на наличие кислотности. |
1 час. | Практическая работа № 2. |
12. | Прогнозирование загрязнения атмосферы. | 1 час. | Диспут. | |
13. | Мероприятия по охране атмосферного воздуха на территории нашего населенного пункта. | Экскурсия. Выявление объектов загрязнения воздуха. | 1 час. | |
Тема 3. Роль воды в природе и жизни человека. Охрана поверхностных вод. 10 часов. |
||||
14. | Роль воды в природе. | Демонстрация схемы круговорота воды в природе. | 1 час. | Лекция с элементами беседы. |
15. | Использование пресных вод в хозяйственной деятельности человека. | Демонстрация презентации по данной теме. | 1 час. | Конференция. |
16. | Свойства воды. Вода растворитель. | Растворение твердых веществ. Зависимость растворения от температуры. | 1 час. | Практическая работа № 3. |
17. | Понятие о растворе. | Растворение жидкостей и газообразных веществ в воде. Явления, сопровождающие реакции. | 1 час. | Практическая работа № 4. |
18. | Источники пресной воды на территории нашего населенного пункта. | Экскурсия к источникам. Взятие проб. | 2 часа. | Экскурсия к водоемам нашего хутора. |
19. | Определение пригодности воды для питья из колодцев, родников и малых рек нашего хутора. | Определение пригодности воды для питья. | 1 час. | Практическая работа № 5. |
20. | Определение и сравнение жесткости воды из колодцев, родников и малых рек нашего населенного пункта. | Определение жесткости воды. | 1 час. | Практическая работа № 6. |
21. | Источники загрязнения поверхностных вод на территории хутора. | Определение источников загрязнения. Очистка воды активированным углем. Другие способы очистки воды. | 1 час. | Практическая работа № 7. |
22. | Прогнозирование водообеспеченности. | Всесторонняя оценка реальных запасов вод нашей местности. | 1 час. | Деловая игра. |
Тема 4. Земельные ресурсы и организация их охраны. 11 часов |
||||
23. | Что такое почва? Из чего состоит почва? | Рассматривание образцов почвы, взятых во время экскурсии. | 1 час. | Составление таблицы. |
24. | Морфологические признаки почв. | Определение окраски, механического состава и структуры почвы. | 1 час. | Практическая работа № 8. |
25. | Исследование строения, мощности почвы и её отдельных горизонтов. | Экскурсия. Рассматривание почвенного монолита. | 1 час. | Исследовательская работа. |
26. | Основные типы почв, встречающихся на территории нашего населенного пункта. | Определение основных типов почв. По результатам экскурсии. |
1 час. | Практическая работа № 9. |
27. | Почвенные исследования земель и составление карты почв нашего хутора. | Экскурсия. | 1 час. | Отчет и составление простейшей карты. |
28. | Состояние почвенного покрова на территории хутора | Определение влажности почв. | 1 час. | Практическая работа № 10. |
29. | Взятие почвенных образцов в разных местах хутора. | Определение гумуса в почвах, взятых с пришкольного участка и на поле. | 1 час. | Практическая работа № 11. |
30. | Что такое мелиорация. | |||
31. | Какие виды мелиорации необходимо провести в нашем населенном пункте. | Мелиорация на солончаках. | 1 час. | Практическая работа № 12. |
32. | Что такое агрохимия. | 1 час. | ||
33. | Какие мероприятия по охране почв необходимо провести в нашем населенном пункте. | Работа над проектом. | 1 час. | Защита проекта. |
34. | Итоговое занятие. | 1 час. |
Содержание программы и методическое обеспечение.
Тема 1. Введение 3 часа.
Возникновение науки экология. Что изучает химия и когда возникла эта наука.
Тема 2. Воздух. Значение воздуха. Источники его загрязнения. Меры борьбы с загрязнением. 10 часов.
Знакомство с приборами, посудой и правилами
техники безопасности при работе в кабинете
химии. Состав и значение воздуха. Чистый воздух –
эликсир здоровья.
Изменение газового состава атмосферы и её
причины. Влияние погоды на степень загрязнения
воздуха. Источники загрязнения воздуха в нашей
местности. Прогнозирование загрязнения
атмосферы.
Практическая работа № 1.
Тема: Определение содержания
кислорода и углекислого газа в воздухе.
Содержание кислорода можно определить, сжигая
фосфор в закрытом пространстве.
Практическая работа № 2.
Тема: Исследование осадков на наличие
кислотности.
Для проведения данной практической работы можно
использовать воду, которую собрали осадкомером
после дождя, а также снег.
Тема 3. Роль воды в природе и жизни человека.
Охрана поверхностных вод.
Использование и свойства воды. Вода как
растворитель. Источники пресной воды и свойства
вод нашей местности. Источники загрязнения
поверхностных вод нашей местности.
Прогнозирование водообеспеченности.
Практическая работа № 3.
Тема: Растворение твердых веществ в
воде. Зависимость растворения от температуры.
Приготовление соляного раствора заданной
концентрации.
Практическая работа № 4.
Тема: Растворение жидкостей и газообразных веществ.
Тема 4. Земельные ресурсы и организация их охраны. 11 часов.
Практическая работа № 8.
Тема: Определение окраски, механического состава и структуры почвы.
Практическая работа № 5.
Тема: Определение пригодности воды для питья в реках нашего хутора.
Практическая работа № 7.
Тема: Определение источников загрязнения. Очистка воды активированным углем.
Тема 4. Земельные ресурсы и организация их охраны. 11 часов.
Что такое почва? Из чего она состоит? Типы почв нашей местности. Составление карты почв нашей местности. Понятие мелиорация. Виды мелиорации на территории нашего хутора.
Практическая работа № 8.
Тема: Определение окраски, механического состава и структуры почвы.
Практическая работа № 9.
Тема: Основные типы почв,
встречающихся на территории хутора.
Заполнение таблицы. Составление карты.
Практическая работа № 10.
Тема: Определение влажности почвы.
Практическая работа № 11.
Тема: Известкование солончаков.