Цели:
Опережающее задание:
Изучить дополнительную литературу. Класс разбивается на команды по 5-7 человек, от каждой команды выбирается элленодик - судья.
Формы познавательной деятельности: Индивидуальная, парно - групповая, межгрупповая работа.
Оборудование:
- Карта настенная "Древняя Греция".
- Атлас по истории Древнего мира и контурная карта.
- Листы с заданиями.
- Контрольные листы.
- Приложение 1.
- Компьютер.
- Проектор.
Оформление доски:
- Тема урока.
- Программа состязаний.
- Иллюстрации.
Ход игры
Организационный момент.
Объяснение нового материала
Цель нашего урока при помощи ролевой театрализованной игры с элементами конкурса, дискуссии познакомиться с историей организации и проведении Олимпийских игр в древности.
Учитель: А что вы знаете об Олимпийских играх?
Олимпийские игры зародились в Древней Греции (кратко рассказывается об истории возникновения Олимпийских игр и традициях их проведения)
Эпиграф урока.
"Нет другой звезды благороднее солнца - дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней - Олимпийские игры. (Пиндар).
Учитель: Откройте атлас. Вы уже не в первый раз находили расположенной в Южной Греции городок Олимпия (не путайте с горой Олимп, где жили боги). Знаменитые игры проводились один раз в четыре года отсюда и их название олимпийские игры.
Учитель: Вот как историки Древней Греции рассказывают о городе Олимпии (исследовательские работы учеников - анализ)
Учитель: Существует две версии об основателе Олимпийских игр (исследовательские работы учеников - анализ)
Учитель: Первые Олимпийские игры состоялись 776 году до нашей эры в Греции. От этой даты греки вели свое летосчисление.
Познавательное задание на весь урок:
Что с точки зрения древнего грека имело большее значение для победы олимпийца - мастерство спортсмена или любовь к нему богов?
Учитель: Давайте побываем в древней Олимпии. Нет, скажем скромнее - попробуем побывать. Ведь достоверных сведений история оставила нам не так уж много. Что ж, не достающее попробуем восполнить своим воображением.
Учитель: Олимпийские игры открывались призывом глашатаев (примерно это было так - ученик, одетый глашатаем произносит речь).
Священный мир объявлен по всей Элладе.
Дороги на суше и на море безопасны.
Ступайте же в Олимпию!
Учитель: На Олимпийские игры приезжали из разных городов Греции и соседних государств. Участники Олимпийских игр, приезжавшие из одного города, были членами одной команды (у нас 2 команды).
Учитель: Ребята, как вы думаете, кто определял очередность выступления?
Очередность устанавливалось жеребьевкой (проходит процедура жеребьевки, эллинодик - судья занимает свое место, записывает участников, проверяет их гражданство, наблюдает за их тренировками).
После жеребьевки и установленной очередности ребята выступают с заданием 1
Учитель: Все участники Олимпийских игр в сборе. Олимпийские игры проходили 5 дней.
Первый день: торжественное открытие.
Объявляется программа трех дней состязаний:
Второй день: бег, прыжки в длину, др. состязание.
Третий день: метание диска или копья;
Четвертый день: бег колесниц и скачки;
Пятый день: заключительный день состязаний.
Торжественное шествие (участники олимпиады подсчитывают очки)
- судьи;
- победитель и жрецы;
- лошади, выигравшие состязание.
Награждение.
Заключение.
- Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
- Чего нового вы узнали?
Рефлексия.
Ребята, а вы хотели бы участвовать в олимпийских играх?
А что вы будете защищать: только свое имя или честь страны?
(ребята говорят о своем участии в малых Олимпийских играх в школе и о достигнутых ими результатах)
Домашнее задание:
Учебник п. 33 , индивидуальные задания: найти ошибку в раздаточном материале.
Литература.
- История Древнего мира: учеб. для 5 кл./ А.А. Вигасин, Г.И. Годар, И.С. Свенцициал, - М.: Просвещение, 2005.
- Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя/ Г.И. Годор,- М.: Просвещение, 2003.
- Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории,- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- История Древней Греции, учеб. для высших учебных заведений/ В.И. Кузищина,-М.: Высшая школа, 1986.