Урок русского языка по теме "Обобщение знаний о склонении имен прилагательных в единственном числе"

Разделы: Начальная школа


Тема: Обобщение знаний о склонении имён прилагательных в единственном числе, знакомство со склонением прилагательных во множественном числе.

Цели урока:

  • Совершенствовать знания о склонении имён прилагательных.
  • Развивать умения правильной постановки вопросов к имени прилагательному и сопоставления окончаний имён прилагательных с именами существительными.
  • Развивать умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
  • Познакомить со склонением прилагательных во множественном числе, обобщить знания детей о склонения прилагательных в единственном числе.

Оборудование: плакат – «Город прилагательных», названия станций, сигнальные карточки (для учеников), перфокарты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Осмотреть своё рабочее место, определите готовность к року.

2. Тренинг-настрой

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

– Дети тихо присели. Открыли книги.

3. Минута чтения. (Чтение художественного текста – жужжащее чтение)

II. Объявление темы

– Я прочитаю стихотворение, а вы должны определить к какой части речи относятся используемые в нем слова.

Белый, красный и зелёный
Кислый, вкусный и солёный
Плоский, мягкий и колючий
Добрый, тёплый и трескучий
Ясный, солнечный, прямой
И хороший, и плохой.

(Ответы детей)

– Сегодня мы продолжаем работать с именем прилагательным. А для этого отправимся в город прилагательных. Этот город большой, поэтому нам придётся посетить много станций, а на каждой станции выполнять задания, связанные с именем прилагательным.

III. Фронтальный опрос

Первая станция: «Думайка»

– Что вы знаете об имени прилагательном? (Ответы детей)
– Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?
– Как определить падеж имени прилагательного?
– Прилагательные, какого рода склоняются одинаково? (М.р. и ср.р.)
– На какие вопросы отвечают и какие окончания имеют прилагательные м.р. и ср.р. в Т.п. и П.п.? (Каким? [им] – Т.п., о каком? [ом] – П.п.).
– В каких падежах прилагательные ж.р. имеют одинаковые окончание? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п., - [ой]).

IV.Устный диктант с использованием сигнальных карточек

Вторая станция: «Упражняйка»

– В названом словосочетании определить падеж прилагательных: в свежем воздухе, в ненастную осень, могучий дуб, широким поясом, к морскому берегу, до позднего вечера, в тёплом вагоне, от рыхлого снега, в билетной кассе.

V. Словарная работа по группам в тетрадях

Дифференцированная работа

Третья станция: «Словознайка»

Работают пять учеников по указанной перфокарте.

а) Вставить пропущенные окончания имён прилагательных, укажи падеж:

Красн[ ] лентой
могуч[ ] дуба
ранн[ ]м утром
душис[ ] клевера
весел[ ] песню
в чист[ ]м воздухе
трескуч[ ]м морозом
по извилист[ ] тропе
из интересн[ ] книги
к далёк[ ]му городу

б) Добавить к существительным прилагательные и записать словосочетания. Выделить окончания прилагательных, определить падеж.

(Строгий) директор, в (школьной) библиотеке, по (липовой) аллее, (большое) расстояние, около (правого) берега, в (билетной) кассе. (Работают те ученики у кого на партах зелённые кружки)

в) Подобрать слова противоположные по значению.

Глубокий – (мелкий), острый – (тупой), могучий – (слабый), частый – (редкий), сытый – (голодный), гладкий – (шершавый), полезный – (вредный).

(Работу выполняют те дети, у которых жёлтые кружки).

г) Образовать от имён существительных – прилагательные. Выделить окончания (работа с учителем).

Телефон, металл, календарь, газета, Россия, трамвай, багаж, тетрадь, электричество.

VI. Физминутка

VII. Проверка домашнего задания

Четвёртая станция: «Проверяйка»

– Назовите однокоренные слова, с корнем вечер. (Ответы детей)

VIII. Сообщение новой темы и постановка учебной задачи

Пятая станция: «Наблюдайка» (ученик у доски, весь класс в тетрадях)

– Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: яркие солнечные (Лучи)
– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (По падежам)
– Назовите окончания имён прилагательных в Р.п. и П.п. Сравните вопросы.
– В каких падежах окончания и вопросы одинаковые?
– Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в единственном, по падежу имени существительного)
– Прочитайте правило на стр. 150 – 151 учебника.
– Что узнали об изменении имени прилагательного во множественном числе?

IX. Закрепление

Шестая станция: «Выбирайка»

  • Вставьте пропущенные окончания прилагательных. Спишите, определив падеж имён прилагательных во множественном числе.
  • В разн… страны полетели приглашения на свадьбу.
  • И вот для счастлив… принца и принцессы настал долгожданн… день.
  • Из далёк… стран съехались короли и королевы.
  • Гости приехали в золочён… каретах.
  • А некотор… явились на огромн… слонах.
  • Выполнить разбор предложений по вариантам (1 вариант: 3-е предложение, 2 вариант: 4-е предложение). Проверка в парах.

X. Итог урока

Седьмая станция: «Отвечайка»

– На этой станции мы подводим итог нашего урока-путешествия. Оно закончилось.
– Что вы узнали о склонении имён прилагательных во множественном числе?
– Дети, вы прекрасно работали на уроке. Спасибо вам.

XI. Домашнее задание: упр. 343, правило стр. 150-151.

Выставление отметок за урок.