Тема: Обобщение знаний о склонении имён прилагательных в единственном числе, знакомство со склонением прилагательных во множественном числе.
Цели урока:
- Совершенствовать знания о склонении имён прилагательных.
- Развивать умения правильной постановки вопросов к имени прилагательному и сопоставления окончаний имён прилагательных с именами существительными.
- Развивать умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
- Познакомить со склонением прилагательных во множественном числе, обобщить знания детей о склонения прилагательных в единственном числе.
Оборудование: плакат – «Город прилагательных», названия станций, сигнальные карточки (для учеников), перфокарты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Осмотреть своё рабочее место, определите готовность к року.
2. Тренинг-настрой
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
– Дети тихо присели. Открыли книги.
3. Минута чтения. (Чтение художественного текста – жужжащее чтение)
II. Объявление темы
– Я прочитаю стихотворение, а вы должны определить к какой части речи относятся используемые в нем слова.
Белый, красный и зелёный
Кислый, вкусный и солёный
Плоский, мягкий и колючий
Добрый, тёплый и трескучий
Ясный, солнечный, прямой
И хороший, и плохой.
(Ответы детей)
– Сегодня мы продолжаем работать с именем прилагательным. А для этого отправимся в город прилагательных. Этот город большой, поэтому нам придётся посетить много станций, а на каждой станции выполнять задания, связанные с именем прилагательным.
III. Фронтальный опрос
Первая станция: «Думайка»
– Что вы знаете об имени прилагательном? (Ответы
детей)
– Как изменяются имена прилагательные в
единственном числе?
– Как определить падеж имени прилагательного?
– Прилагательные, какого рода склоняются
одинаково? (М.р. и ср.р.)
– На какие вопросы отвечают и какие окончания
имеют прилагательные м.р. и ср.р. в Т.п. и П.п.? (Каким?
[им] – Т.п., о каком? [ом] – П.п.).
– В каких падежах прилагательные ж.р. имеют
одинаковые окончание? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п., - [ой]).
IV.Устный диктант с использованием сигнальных карточек
Вторая станция: «Упражняйка»
– В названом словосочетании определить падеж прилагательных: в свежем воздухе, в ненастную осень, могучий дуб, широким поясом, к морскому берегу, до позднего вечера, в тёплом вагоне, от рыхлого снега, в билетной кассе.
V. Словарная работа по группам в тетрадях
Дифференцированная работа
Третья станция: «Словознайка»
Работают пять учеников по указанной перфокарте.
а) Вставить пропущенные окончания имён прилагательных, укажи падеж:
Красн[ ] лентой
могуч[ ] дуба
ранн[ ]м утром
душис[ ] клевера
весел[ ] песню
в чист[ ]м воздухе
трескуч[ ]м морозом
по извилист[ ] тропе
из интересн[ ] книги
к далёк[ ]му городу
б) Добавить к существительным прилагательные и записать словосочетания. Выделить окончания прилагательных, определить падеж.
(Строгий) директор, в (школьной) библиотеке, по (липовой) аллее, (большое) расстояние, около (правого) берега, в (билетной) кассе. (Работают те ученики у кого на партах зелённые кружки)
в) Подобрать слова противоположные по значению.
Глубокий – (мелкий), острый – (тупой), могучий – (слабый), частый – (редкий), сытый – (голодный), гладкий – (шершавый), полезный – (вредный).
(Работу выполняют те дети, у которых жёлтые кружки).
г) Образовать от имён существительных – прилагательные. Выделить окончания (работа с учителем).
Телефон, металл, календарь, газета, Россия, трамвай, багаж, тетрадь, электричество.
VI. Физминутка
VII. Проверка домашнего задания
Четвёртая станция: «Проверяйка»
– Назовите однокоренные слова, с корнем вечер. (Ответы детей)
VIII. Сообщение новой темы и постановка учебной задачи
Пятая станция: «Наблюдайка» (ученик у доски, весь класс в тетрадях)
– Просклоняйте имена прилагательные во
множественном числе: яркие солнечные (Лучи)
– Как изменяются имена прилагательные во
множественном числе? (По падежам)
– Назовите окончания имён прилагательных в Р.п. и
П.п. Сравните вопросы.
– В каких падежах окончания и вопросы
одинаковые?
– Как определить падеж имени прилагательного во
множественном числе? (Как и в единственном, по
падежу имени существительного)
– Прочитайте правило на стр. 150 – 151 учебника.
– Что узнали об изменении имени прилагательного
во множественном числе?
IX. Закрепление
Шестая станция: «Выбирайка»
- Вставьте пропущенные окончания прилагательных. Спишите, определив падеж имён прилагательных во множественном числе.
- В разн… страны полетели приглашения на свадьбу.
- И вот для счастлив… принца и принцессы настал долгожданн… день.
- Из далёк… стран съехались короли и королевы.
- Гости приехали в золочён… каретах.
- А некотор… явились на огромн… слонах.
- Выполнить разбор предложений по вариантам (1 вариант: 3-е предложение, 2 вариант: 4-е предложение). Проверка в парах.
X. Итог урока
Седьмая станция: «Отвечайка»
– На этой станции мы подводим итог нашего
урока-путешествия. Оно закончилось.
– Что вы узнали о склонении имён прилагательных
во множественном числе?
– Дети, вы прекрасно работали на уроке. Спасибо
вам.
XI. Домашнее задание: упр. 343, правило стр. 150-151.
Выставление отметок за урок.