Урок природоведения по теме "Вода - удивительное вещество на Земле"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Вода – удивительное вещество на Земле».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Создать условия для открытия учащимися свойств воды.
  • Обеспечить условия для формирования у учащихся практических умений ставить опыты, вести наблюдения и делать соответствующие выводы, выстраивать коммуникативное взаимодействие.
  • Помочь понять учащимся необходимость и важность воды в жизни всей планете и для самого себя.

Оборудование: 4 стакана с водой, коробочки с солью, сахаром, песком, мелом, разноцветные полоски, ложечки, фильтры, пустые стаканчики, воронки.

Оборудование для демонстрации: чаша с горячей водой, чаша со льдом, колба с трубкой, глобус, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

II. Психологический настрой

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазками пожелайте товарищу хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошего настроения, терпения и удачи.

III. Проверка  домашнего задания

Учитель.  Над какой проблемой мы работали на прошлом уроке?
Дети.  Необходимость воздуха для всей планеты и для нас.
Учитель. Проверим, как мы усвоили данную тему. Предлагаю выполнить тест (Приложение 1)

Использую мультимедийный проектор. Дети выполняют задание.

– Оцените свою работу по образцу (Приложение 2).

Дети оценивают работу по образцу на экране: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3».

– Встаньте, те, кто доволен своим результатом? Спасибо, садитесь.
– Можно ли было избежать ошибок? Что для этого нужно делать?
– Рассмотрите наши рисунки на тему: «Берегите воздух» и попробуйте «оживить их».
– Обобщите все ответы. 

Дети. Воздух одно из условий жизни на Земле.

IV. Целеполагание

Учитель. В нашу лабораторию поступило ещё одно вещество, без которого жизнь невозможна. А поможет нам его узнать – отгадывание загадок.

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлита.
Догадайся, кто же я?

Дети. Вода.
Учитель. По каким признакам вы узнали, что это за вещество?
Дети. Льдинка, капля, снежинка в жидком состоянии вода.
Учитель. Ребята, почему воду можно назвать удивительным веществом?
Дети. Любое живое существо не может жить без воды.
Учитель.  Вода играет особую роль в жизни человека. Ведь мы все почти на 70% состоим из воды! Наши мышцы на 75% состоят из воды, печень – 70%, мозг – на79%, почки – 83%. Давайте вычислим количество воды у вас в организме, для этого нужно: массу тела разделить на три и умножить на два. Считают, что именно в воде зародилась жизнь на Земле. Давайте рассмотрим глобус, что вы можете сказать?
Дети. Воды больше, чем суши.
Учитель. Три четверти поверхности нашей планеты покрыты водой. Так что, нашу планету правильнее было бы  назвать – Вода. Запишите тему нашего урока. Задайте вопросы по теме.
Дети. Какое значение имеет вода в жизни живых существ и человека? Свойства воды? Круговорот воды в природе. Охрана и её экономия.
Учитель. Сегодня на уроке мы ответим на первые два вопроса. Сформулируйте цель нашей деятельности на уроке.
Дети. Понять необходимость и важность воды в жизни всей планеты и для меня самого, установить свойства воды.

V. Работа с учебником

Учитель. Откройте учебник с.32, найдите текст Ю.Аркачеева «Вода и жизнь» и рассказ Г.Ганейзера «Как человек использует реки» (Приложение 3)
– Найдите и подчеркните те предложения, в которых говорится о важности воды для жизни на Земле.
Дети. Люди селились на берегах рек. Река поила, кормила, защищала от врагов, возможность по ней передвигаться. Для кувшинок и рыб вода является домом.
Учитель. Давайте сделаем вывод.
Дети. Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Вода одно из самых главных богатств Земли.
Учитель. Перед тем, как нам установить свойства воды, предлагаю отдохнуть.

VI. Физминутка

  1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми (7 раз).
  2. Массируем щёки круговыми движениями пальцев, двумя пальцами рисуем как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.
  3. Массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
  4. Массируем нос подушечками пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей.

VII. Лабораторная работа

Учитель. Какими же свойствами обладает это удивительное вещество, что сама жизнь без него невозможна?
Начертите таблицу в тетради. См.Приложение №4

Опыт 1. Перелить воду из одного стакана в другой. О каком свойстве говорит этот опыт?
Дети. Вода текуча.

Опыт 2. В стакан опустить ложку. О каком свойстве воды говорит данный опыт?
Дети. Вода прозрачна.

Опыт 3. Цвет воды сравните с цветом полоски.
Дети. Вода бесцветна.

Опыт 4. Определите, имеет ли вода запах.
Дети. Запах отсутствует.

Опыт 5. В первый стакан насыпьте соль, во второй – сахар, в третий – глину, в четвертый – мел. Помешайте воду. Что вы заметили? Все ли вещества растворились?
Дети. Вода – растворитель, но она не все вещества растворяет.

Опыт 6. Возможно ли очистить грязную воду? Давайте пропустим воду через песок.
Дети. Фильтром может служить обычный песок.

Опыт 7. Опускаем колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, в горячую воду.
Дети. При наблюдении выяснили, что при нагревании вода расширяется.
Учитель. Эту же колбу ставим в тарелку со льдом. Что случилось? Как это объяснить?
Дети. Вода при охлаждении сжимается.
Учитель. Чтобы проверить, правильно ли мы установили свойства воды, предлагаю прочитать «ключ» к практической работе на стр. 34 учебника и вывод, сравнить по образцу (использование мультимедийного проекта) (Приложение 4).

VIII. Закрепление нового материала

Учитель.  Ребята,  кто заметил какое вещество имеет похожие свойства? Давайте сравним свойства воздуха и свойства воды. (Приложение 5)
Дети. Одинаковые свойства: прозрачность, бесцветность, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

IX. Итог урока

Учитель. Давайте вспомним тему нашего урока.
Дети. Мы доказали, что вода – удивительное вещество на Земле.
Учитель. И мы не перестаем ему удивляться. На парте у вас небольшой листок растения. Потрите его пальчиками. Что можете сказать?
Дети. Вода находится и в растениях.
Учитель. На следующем уроке мы с вами  поговорим об удивительных превращениях воды.

X. Рефлексия

Учитель. Ребята, попробуйте оценить свою работу на уроке по шкале «Интерес» и «Активность». Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке. Кто испытывал трудности и в чём?

XI. Домашнее задание

Учитель. Ребята, кому захотелось поделиться своими открытиями дома с родителями?
– Кто хотел бы удивить нас на следующем уроке?
– Где можно найти сведения? (Использовать дополнительную литературу).
– Спасибо за урок.

Методическое обоснование урока.

Учитель создает условия для эмоциональной открытости, доверия, поощряет инициативу учащихся. Деятельность учащихся на уроке носит развивающий характер в коммуникативной, творческой, познавательной сфере.
При актуализации опорных знаний учитель получает информацию об уровне усвоения учащимися знаний, полученных на прошлом уроке.
Учитель организует самостоятельную деятельность детей по приобретению необходимых знаний. Организует поиск и систематизацию знаний из литературных источников, создает условия для самореализации личности.
Весь урок проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном уровне. В результате у учащихся рождается чувство удовлетворенности от совместной работы, желание повторить успех.
Физминутка, проведенная на уроке, помогает учителю улучшить память у учащихся, повысить их интеллектуальные возможности, активизировать у них работу мозга.
Организация рефлексии позволяет учащимся контролировать и совершенствовать свою деятельность.
Использование мультимедийного проектора помогает развивать у учащихся умения контролировать и оценивать свою деятельность.
На прошлом уроке была изучена тема: «Воздух и его охрана», на котором учащиеся открыты свойства воздуха. Данный урок является логическим продолжением, установление учащимися свойств воды и понятие ими необходимости и важности воды для жизни всей планеты и самих себя. На следующем уроке мы продолжим поиск знаний по разработанному на уроке плану.
Учебный материал усвоен всеми учащимися, закрепление материала осуществляется с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения в виде творческого домашнего задания. Домашнее задание носит дифференцированный характер, что позволяет детям используя дополнительную литературу, учиться выделять главное.