Тема урока: «В. Драгунский. Тайное становится явным»
Цель: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.
Задачи:
- познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»;
- развивать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста;
- формировать коммуникативные навыки работы в группе;
- воспитывать честность, правдивость.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
– Ребята, дома вы приготовили выразительное чтение отрывков из произведений В. Драгунского. Смогли ли вы определить по содержанию названия рассказов?
1) «А мы остались возле ёлки.
Она лежала большая, лохматая и так вкусно пахла
морозом, что мы стояли как дураки и улыбались.
Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:
– Смотрите, а на ёлке сыски висят.
«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой
так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково,
но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня
пересмеять.
Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я
сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто
ему очень больно, и кричал:
– Ой, умру от смеха! Сыски!
А я, конечно, поддавал жару:
– Пять лет девчонке, а говорит «сыски»…
Ха-ха-ха!» (Заколдованная буква)
2) «И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на шаг не расставался, повсюду таскал его за собой. И нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…» (Друг детства)
3) «И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой.
А я остался со своим светлячком, глядел на него и
никак не мог наглядеться: какой он зелёный,
словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони,
а светит словно издалека… И я не мог ровно
дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и
чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось
плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было
вокруг. И я забыл про всех на белом свете. Но тут
пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли
домой». (Он живой и светится)
– Как вы думаете, что объединяет все прочитанные вами отрывки?
III. Изучение нового материала
1. Вызов
– Сегодня на уроке мы будем учиться думать,
размышлять, рассуждать, понимать смысл
услышанного и прочитанного, а также делать для
себя какие-то выводы. Рассказ, с которым мы
сегодня познакомимся, называется не совсем
обычно (запись темы на доске) «Все тайное
становится явным». Как вы понимаете смысл этой
фразы?
– Попробуйте предположить, о чем может пойти
речь в рассказе с таким названием?
– Можно ли по названию рассказа определить,
будет ли он шуточным, смешным, серьезным,
поучительным?
– Интересно познакомиться еще с одним рассказом
Виктора Драгунского?
2. Осмысление (чтение текста с остановками)
«Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
– Тайное всегда становится явным.
И когда она вошла в комнату, я спросил:
– Что это значит, мама: «Тайное становится
явным»?
– А это значит, что если кто-то поступает
нечестно, все равно про него это узнают, и будет
ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала
мама. – Понял?.. Ложись-ка спать!
Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время
думал: как же так получается, что тайное
становится явным?
И я долго не спал, а когда проснулся, было утро,
папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я
опять почистил зубы и стал завтракать».
– Совпало ли ваше мнение о фразе «Тайное
становится явным» с объяснением мамы?
– Как вы считаете, почему мальчику показались
интересными эти слова?
– Что, по вашему мнению, может произойти в
рассказе дальше?
«Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому
что я выел один желток, а белок раскромсал со
скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом
мама принесла целую тарелку манной каши.
– Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров!
Я сказал:
– Видеть не могу манную кашу!
Но мама закричала: посмотри, на кого ты стал
похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
Я сказал:
– Я ею давлюсь!..
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за
плечи и ласково спросила:
– Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
Ну еще бы… Я не знаю ничего на свете красивее
Кремля. Я там был в Грановитой палате и в
Оружейной, стоял возле Царь-пушки и знаю, где
сидел Иван Грозный. И еще там очень много
интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
– Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
Тогда мама улыбнулась:
– Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду
вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна!
И мама ушла на кухню».
– Вам знакома такая ситуация?
– Почему мама заставляла сына есть кашу?
– Как вы думаете, что произойдет дальше?
«А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее
ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну
невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть,
сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал…
Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
А она к тому же очень густая. Если бы она была
жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил
ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно
было скользко, липко и противно. Главное, когда я
глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает
эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то
хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С
хреном, кажется, почти все можно съесть. Я взял и
вылил в кашу всю баночку, а когда немножко
попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли, и
остановилось дыхание, и я, наверное, потерял
сознание, потому что взял тарелку, быстро
подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом
сразу вернулся и сел за стол».
– Дениска выплеснул кашу в окно. Почему он
так поступил?
– Чем, по-вашему, может закончится рассказ?
«В это время вошла мама. Она посмотрела на
тарелку и обрадовалась
– Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел
всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий
народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня
поцеловала.
В ту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел
милиционер. Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну, поглядел
вниз. – А еще интеллигентный человек.
– Что вам нужно? – спросила мама.
– Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке
«смирно». – Государство предоставляет вам новое
жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с
мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость в
окно!
– Не клевещите. Ничего я не выливаю!
– Ах, не выливаете?! – язвительно рассмеялся
милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: –
Пострадавший!
И к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в
Кремль я не пойду».
– Что же могло произойти? Почему Дениска понял,
что в Кремль он не пойдет?
– Что значит слово «пострадавший»?
«На голове у этого дяденьки была шляпа. А на
шляпе наша каша. Она лежала почти в середине
шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и
немножко за воротником, и на плечах, и на левой
брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться.
– Главное, я иду фотографироваться… И вдруг
такая история… Каша… мм…манная… Горячая, между
прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю
свое… фф… фото, когда я весь в каше?!
Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали
зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета,
что мама ужасно рассердилась.
– Извините, пожалуйста, сказала она тихо, –
разрешите я вас почищу, пройдите сюда!
И они все трое вышли в коридор».
– Какие, по вашему мнению, чувства Дениска испытывал в это время? А мама?
«А когда мама вернулась, мне даже страшно было
на нее взглянуть.
Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
– Да, мама ты вчера сказала правильно. Тайное
всегда становится явным!
– Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела
долго-долго и потом спросила:
– Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да».
– Почему мальчику было страшно взглянуть на
маму?
– Можно ли было избежать такой нелепой
ситуации? Как?
– Как вы думаете, что же запомнит на всю жизнь
Дениска? Почему?
– Теперь, когда вы прослушали весь рассказ, вы
сможете ответить на вопрос: совпало ли ваше
мнение о том, что может произойти с реальным
содержанием произведения? Правильно ли вы
определили тему рассказа по его названию?
– Хочется ли вам самим прочитать рассказ?
3. Отработка техники чтения
– Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем целыми словами)
Ста-но-вит-ся – становится, рас-кром-сал – раскромсал, по-пра-вить-ся – поправиться, сжи-ма-ет-ся – сжимается, об-ра-до-ва-лась – обрадовалась, ми-ли-ци-о-нер – милиционер, пре-дос-тав-ля-ет – предоставляет, ин-тел-ли-гент-ный – интеллигентный, му-со-ро-про-во-дом – мусоропроводом, пост-ра-дав-ший – пострадавший, фо-то-гра-фи-ро-вать-ся – фотографироваться.
– Есть ли среди данных слов такие, смысл которых вам непонятен? Если да, то попробуем вместе уточнить их значение.
4. Рефлексия
– А теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, прочитайте текст сами, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение.
Самостоятельное чтение рассказа про себя.
5. Ответы на поставленные перед чтением вопросы
IV. Работа с текстом
– Дома вы подготовите пересказ. Что нужно
для того чтобы справиться с этим заданием?
– Конечно, нам нужно будет составить план.
1. Составление плана рассказа (работа в группах)
– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.
План
- Денис раздумывает над словами мамы.
- Завтрак.
- Предложение мамы.
- Мучения с кашей и избавление от неё.
- Возмущённый милиционер.
- Пострадавший дяденька.
- Рассерженная мама.
- Урок на всю жизнь.
2. Выборочное чтение по пунктам плана
V. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся
– Чему учились сегодня на уроке?
– Что нового интересного узнали?
– Хочется ли вам познакомиться с другими
произведениями В. Драгунского?
– Вы можете взять сборник его рассказов в нашей
школьной библиотеке и почитать. Надеюсь, что они
вам тоже понравятся.
– Спасибо всем за урок.