Урок русского языка в 3 классе по теме: «Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных».
Цели урока:
- Развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос КТО? и слова, отвечающие на вопрос ЧТО? Работать над составом слов, находить однокоренные слова.
- Развивать умение работать в сотрудничестве.
- Прививать навыки работы на компьютере.
- Развивать зрительную память, самооценку, внимание.
Ход урока:
I. Организационный момент. (1 слайд)
II. Словарная работа.
- Сегодня мы проведем словарную работу за компьютерами. Вам нужно будет вставить в тексте в словарных словах пропущенные буквы. После окончания работы и выдачи компьютером результата вашей работы, вы должны будете запомнить все словарные слова из этого текста и записать их по памяти в тетрадь с выделением орфограмм. (Проверка на экране и выставление оценки себе).
III .Введение в тему урока: (2 слайд)
- Сегодня к нам в гости пришел вместе с дедушкой наш друг домовой Афанасий. Он предлагает вам провести следующую работу. В каждой из данных групп слов найдите лишнее слово. Запишите их в тетради через запятую. (Музыка).
- Проверьте, пожалуйста, какие слова вы записали.
Почему именно эти слова вы считаете лишними в каждой группе? (3 слайд)
- На какие вопросы отвечают записанные вами слова? (Сорока (кто?), снег (что?), заяц (кто?), аромат (что?)). (4 слайд)
- О каких предметах вы спросите: что это? А о каких: кто это?
- Давайте попробуем ответить на вопрос Афанасия: О чем мы сегодня будем говорить на уроке русского языка?(5 слайд) (Предположения детей).
- Что же говорит Афанасий? (6 слайд)
IV. Сообщение темы и цели урока:
Тема нашего урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
А это значит, что сегодня у нас по-прежнему в гостях добрый волшебник Имя Существительное. (7 слайд)
(8 слайд) – Что вы представили, прочитав слова «одушевленные» и «неодушевленные»?
- Приведите свои примеры одушевленных имен существительных, неодушевленных имен существительных.
V. Работа по новому материалу: (9 слайд)
- Откройте учебники на стр.151. Найдите упр.218. Прочитайте задание. Первый шаг.
- Почему эти слова однокоренные? (10 слайд )
Душа- внутренний, психический мир человека, его сознание.
Дух:
1.Внутренняя моральная сила.
2.Психические способности, сознание, мышление.
Душевный - полный искреннего дружелюбия.
Душевные переживания - переживания, волнующие душу.
- Какое явление вы наблюдаете в корне в этих однокоренных словах? (Чередование согласных на конце корня х/ш)
- Прочитайте второй шаг. Выполните его. (11 слайд)
- Посмотрите, как наш друг домовой Афанасий продолжил столбики слов. (12 слайд)
- Проверьте его работу. Со всем ли вы согласны?
- А как нужно?
голубь (кто?) школа (что?)
подруга (кто?) весна (что?)
- Выполните следующий шаг. Что вы будете делать? (Обозначать орфограммы)
- Проверьте выделение орфограмм у своего соседа. (13 слайд)
- В каждом столбике есть лишнее слово. Давайте найдем его.
- Почему оно лишнее?( человек)(стихотворение)
(Это сложные слова, остальные – простые).
VI. Закрепление изученного:
1.
- Сейчас мы посмотрим, чему мы научились и что вспомнили сегодня.
- Пройдите к компьютерам и поработайте в парах с тестом. (Наставник)
- Довольны ли вы своими результатами? (Если нет, будем стараться их улучшить на уроках русского языка).
2.
- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется
«Добрый волшебник Имя Существительное». (14 слайд)
Правила игры:
Замените одну букву в слове, обозначающем одушевленное имя существительное так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное. Превратите живое в неживое.
- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?
(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?
Одушевленность и неодушевленность- это постоянный признак имени существительного).
3.
- Следующее упражнение по закреплению изученного сегодня на уроке материала предлагает вам Афанасий в номере 219 на стр.152. (15 слайд)
- Прочитайте первый шаг.
Работать будем у доски и в тетрадях. Два ученика работают одновременно у доски. Один записывает в 1 столбик одушевленные имена сущ., другой – неодушевленные имена сущ. в другой столбик.
- Проверим выполненное задание. (16 слайд)
- Какое слово не попало ни в какой столбик? (учусь)
- Почему? ( Это не предмет, а действие предмета).
- Найдите, пожалуйста, среди слов однокоренные слова
(учитель, ученик, учебник, учение, учеба).Назовите корень.
VII. Работа с определением :(стр.152.)
- Итак, на какие вопросы отвечают одуш. имена сущ., на какие - неодуш. имена сущ.?
- А что говорится в правиле на стр. 152? Совпадают ли мысли ученых с нашими мыслями?
VIII. Итог урока:
(17 слайд)
- Назовите ключевые слова нашего урока.
Имя существительное
одушевленное неодушевленное
кто? что?
- Спасибо вам всем за работу. Оценки за урок.
IX. Домашнее задание.
Упр.3 стр.157. Правило на стр.152 выучить.