Урок по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"

Разделы: Русский язык


Тема: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным»

Цели урока: формировать умения:

1)находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении; производить(где это возможно и необходимо)их синонимическую замену; правильно употреблять в речи;
2) расставлять знаки препинания; 3) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Ход  урока.


І. Тема, цели.

ІІ. Словарный диктант.

(в словосочетаниях найти главное слово, зависимое, поставить от главного слова к зависимому вопрос, определить, чем они выражены, указать способ связи; попутно определить лексическое значение некоторых словосочетаний)

(На доске работает ученик с карточкой.
Словообразовательный разбор.

Безоблачный облачный.
Безоблачный
(Отсутствие облачности.
Ближайшее, родственное слово  «облако»).

(Приставочный способ образования)

Истинный истина

(суффиксальный)

Загородный город.

(приставочно-суффиксальный)

Птицефабрика птица, фабрика 

(сложение основ с помощью соединительной гласной)

Летчик-испытатель
Летчик, испытатель
(сложение слов)

Вопросы

- Чем выражено главное слово в словосочетаниях?
                 (Существительным)
- На какие вопросы отвечают зависимые слова?
               (Какой? Который? Чей?)
- Как называются члены предложения, которые отвечают на вопросы какой? который? чей?
                (Определение)
- Какой частью речи могут быть выражены определения?
               (Существительным,  прилагательным,  наречием,
                местоимением,  причастием, глаголом неопределенной
               формы)
- Какую роль играют определения в данных словосочетаниях?
              (Они обозначают признак  и поясняют существительное)
- Так как определения чаще всего выражены прилагательными, то повторим, от чего  и с помощью чего они образованы.
             ( Отвечает ученик  у доски, который объясняет,
             что прилагательные  могут быть образованы следующими
             способами…
             можно вспомнить те способы образования прилагательных,
             которые не встретились в данных примерах).

ІІІ.  Слово учителя.

Мы вспомнили, что определения отвечают на вопросы какой? который? чей? Обозначают они признак и относятся к существительному.
А сегодня мы рассмотрим, какова синтаксическая роль определений в сложном предложении.

Тема урока.

Сложноподчиненное предложение с  придаточным определительным.

Раскройте смысл выражения «определительное придаточное».
(С.И.Ожегов «Определение –  объяснение, раскрывающее, разъясняющее содержание, смысл чего- нибудь».
Следовательно, определительные придаточные  – это такие придаточные, которые раскрывают смысл чего-то).
- Верно ли это? Рассмотрим на примерах.
(Первое предложение разбираем все вместе, остальные – самостоятельно, потом проверяем).


 

ІV. Беседа.

Мы должны отметить, что общего в этих придаточных предложениях.
- Где стоят придаточные определительные  по отношению к главному?
                                                 (Все придаточные  определительные стоят после
                                                  главного предложения или внутри него).
- К чему относятся?
                                                (Относятся к существительному в главном
                                                 предложении).
- На какие вопросы отвечают?
                                               (Отвечают на вопросы определений).
- Чем присоединяются к главному?
                                               ( Союзными словами).
- Есть ли указательные слова?
                                                ( Не во всех главных предложениях есть
                                                 указательные слова)
- Возможна ли перестановка придаточных?
                                               ( Перестановка придаточных невозможна)
- Если мы не соблюдаем это правило, то получаются вот такие предложения:

 Учитель:

- Вывод можно прочитать в этой таблице, расшифруйте её, сделайте вывод.

                                                                                            (записываем в тетрадь)

V. Самостоятельная работа

( класс поделен на 3 группы)

І группа
(по карточкам)

Задание.
Предложения с причастным оборотом переделать  в сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.

2.[В воздухе чувствовался

, (который плывет с далеких полей).

(схема, хар-ка)

Вывод.

(заранее подготовленный ученик).
Предложения с придаточным определительным употребляется как в книжной речи, так и в разговорной. Причастный оборот преиму-щественно употребляется в книжной речи.
А.Пушкин писал:
«Причастия обыкновенно избегаются в разговоре, мы не говорим
- карета, скачущая по мосту
-слуга, метущий комнату.
А мы говорим:
«… которая скачет; … который метет, заменяя краткость причастия вялым  оборотом».

ІІ группа

Редактирование текста.
Упражнение № 95.

Вывод.

ІІІ группа

Составить план по § 10 (сложноподчиненные предложения с придаточным определительным)
Связный рассказ.
по плану

VІ. Подведение итогов урока.

Дома: § 10

  1. Нарисовать портрет придаточных определительных, описать характер и привычки.
  2. Или  упражнение 97 Учебник «Русский язык» (под редакцией С.Г.Бархударова С.Е.Крючкова «Просвещение». 2006 г.