Урок-путешествие по чтению

Разделы: Начальная школа


Тема: Э. Шим «Кому было плохо», «Кто был рад снегу»

Цели:

Познакомить с рассказами Шима о значении снега зимой для животных и растений;
Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, работа с памяткой, эстетическую восприимчивость детей.
Вызвать в сознании и воображении детей образы и картины, которые находятся в центре рассказов, музыки П. И. Чайковского.
Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к красоте родной природы.

Оборудование: аудиозапись П.И. Чайковского «На Руси в студень»; фотография зимней природы; рисунки зимы и сказочной двери; памятка к работе над сказкой; составная модель снеговика; учебник «Живое слово» автор З.И. Романовская.

Ход урока

I. Вводная беседа

 - Сегодня у нас урок чтения необычный, и начнем мы его тоже необычно. Споем песню о зиме.

Стало черное белым, перепутались краски
И метелица мелом пишет разные сказки
Валит, валит белый снег
Заметает белым след
Все деревья и дома в белой краске
Ходит сказка по земле,
Ходит сказка по зиме
Очень трудно жить на свете без сказки.

- О чем же эта песня?
- И мы с вами отправимся сегодня в сказочное путешествие. Отгадайте загадку

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.

- Что это? (зима)
- Как вы догадались?
- А что за тройка?
- Как в загадке названа зима?
- А кто из вас знает, как еще в народе называют зиму? За что?
- Итак мы с вами отправляемся в путешествие в царство волшебницы зимы.
- Положите голову на ручки, закройте глазки и послушаем музыку П.И. Чайковского «На Руси студень». А вы слушайте внимательно, а потом скажете, какой вы себе представляете зиму. (звучит аудиозапись)
- Какие картины вы бы нарисовали к этому произведению? Какой представили себе зиму?
- Сказочное царство находится за этой волшебной дверью. <Рисунок 1>
- Откроем дверь. А теперь посмотрите, какой себе я представила зиму. <Рисунок 2>
- Какая у меня зима? (статная, гордая, величавая, настоящая повелительница снежного королевства)

II. Изучение нового

– Послушали мы музыку о зиме, а теперь посмотрим на фотографию. Какое время года изображено?

- Посмотрите на деревья, кустарники. Во что одеты?
- А земля? С чем можно сравнить снег?

2.  

– Без какого чуда нельзя представить себе зиму? Отгадайте загадку:

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег)

- Вы любите зиму, за что?
- Любит русский народ зимушку-зиму, владычицу трех месяцев. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть, а длинным зимним вечером можно и стихи почитать, и песни спеть, и сказки послушать.
- Сегодня мы познакомимся с двумя сказками Э. Шима. Как вы думаете, а зима без снега это хорошо или плохо?
- Чтобы разрешить наш спор, откроем учебник на странице 102 и прочитаем первую сказку.
- Но сначала обратимся к памятке, которая нам поможет в работе над сказкой. <Приложение 1>

3. – Прочитайте название сказки. Кто ее автор?
- Прочитайте 2 пункт памятки. На этот вопрос мы ответим после прочтения сказки.

4. Чтение сказки «Кому было плохо» и ее анализ.

- Почему это сказка? Ответьте на 2 пункт памятки.
- Как автор говорит о морозе, прочитайте. (Изображает его как живого человека)
- Прочитайте 3 пункт памятки. Ответьте на вопросы.
- Прочитайте 4 пункт памятки. Ответьте на вопросы.

5. Чтение по ролям.
- Давайте прочитаем эту сказку по ролям. Назовите действующие лица (автор, люди, травы, деревья, тетерев).

6. Физминутка

7. – Трудно представить себе зиму без снега. И животным, и растениям, и людям плохо без снега. Но вот зима вступает в свои права, всю землю покрывает снегом. Все живое спряталось. И чародейка – зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижность, немую таинственность. Зима одела землю белым снегом и предлагает прочитать вторую сказку «Кто был рад снегу». А вы как думаете кто?

8. Чтение рассказа Э. Шима.

9. Выборочное чтение.

- Как автор пишет о лесе? Поле?
- Кому было хорошо под снегом? Прочитайте.
- Как вы думаете, много снега зимой – это хорошо или плохо?

10. Давайте посмотрим небольшую сказку про зайца и тетерева и решим этот вопрос.

11. Инсценирование сказки Н. Сладкова. <Приложение 2>

12.  – Так хорошо или плохо когда снега много зимой?

III  Итог урока.

- Итак, мы сегодня прочитали 2 сказки какого автора? Что мы узнали?
- Но я знаю, что зимой вы любите играть в снежки и лепить снежную бабу. Вот и мы с вами сейчас подведем итог нашего урока, слепив снежную бабу. <Рисунок 3>

Рисунки