Математический марафон "Москва в задачах" для 5—9-х классов

Разделы: Математика


Математический марафон «Москва в  задачах»

Математика остаётся олицетворением науки, символом мудрости, царицей всех наук. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства.

Волошинов А. 

Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь  и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Под влиянием познавательного интереса учебная деятельность протекает более продуктивно. Предмет  познавательного интереса для обучающихся – это новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, является важнейшим звеном формирования интереса к учению. Интерес возбуждает и подкрепляет такой  учебный материал, который является для учащихся новым, неизведанным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в ожидании чего – то нового.  Именно поэтому иногда учителю приходится находить новое в хорошо известном, знакомом материале. Математика, история, география  – неразрывные области знания. Решения задач, связанных с достопримечательностями своего города, сведениями из его истории,   сближают школьные предметы. Сведения из истории расширяют кругозор ученика, поэтому важно, чтобы исторические мотивы искусно вплетались в ткань урока математики, заставляя детей удивляться, думать, восхищаться. Поэтому и родился этот математический марафон, позволивший соединить математику, историю и географию родного города.
Задания можно использовать для проведения предметной недели, групповых и индивидуальных занятий в кружке, на уроке. 

Задачи для 5 класса.

1. Царь – колокол – самый большой в мире. Его масса 200 тонн. Царь – пушка в 5 раз легче. Найдите массу пушки.

2. Во время пожара от Царь – колокола откололся кусок, масса которого составляет 5,75% от массы колокола. Найдите массу куска.

3. Стены Московского Кремля имеют протяженность примерно 2400 метров. Сколько минут необходимо, чтобы пройти вдоль стен Кремля со скоростью 3 км/ч?

4. В 1917 году большевикам необходимо было овладеть Московским Кремлем. 13 ноября в 12 часов ночи начался обстрел Спасских ворот. 16 ноября в 6 часов утра в Кремль вошли отряды красногвардейцев. Сколько часов длилась эта операция?

5. В 1900 году площадь Московского Кремля составляла 0,35% площади всей Москвы. В 1996 году – 0, 032% площади всей Москвы. На сколько увеличилась площадь Москвы за эти годы, если площадь Московского Кремля 28 гектаров?

6. В конце XVII века была установлена обязательная ширина улиц. Улица Варварка имела 6,5 саженей, улица Никольская – 5- 6,5 саженей, улица Ильинка – от 6 до 10 саженей. Найдите ширину каждой улицы в метрах, если сажень равна 176 сантиметрам.

Задачи для 6 класса.

1. Расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода 440 километров. Каким должен быть масштаб карты, чтобы на ней это расстояние имело длину 8,8 см?

2. Возраст Москвы 850 лет, Новгорода – 1100 лет, Рима – 2700 лет, Александрии – 2300 лет, Киева более 400 лет. В каком веке возник каждый из городов?

3. В 1684 году по заказу вдовствующей царицы Марфы Матвеевны в Оружейной палате было изготовлено рукописное Евангелие. Верхняя доска ( обложка) книги золотая и украшена драгоценными камнями. Число помещенных там изумрудов составляло 0,5 от числа имеющихся там яхонтов ( рубинов). Алмазов – в 3 раза больше, чем изумрудов. Жемчужин – на 230 меньше, чем алмазов. Сколько камней каждого вида на верхней доске Евангелия, если известно, что яхонтов и жемчужин на ней 270?

4. В Московском Кремле находится царь – пушка, отлитая русским мастером Андреем Чоховым. Узнайте в каком году Андрей Чохов отлил пушку. Сколько лет тому назад была отлита царь – пушка?

            

 

5. Для вычисления массы ( в тоннах) царь – пушки составлен алгоритм:

  1. Массу царь – пушки умножить на 3/16
  2. Полученное произведение разделить  на 9/8
  3. Частное умножить на 7/5
  4. Произведение разделить на 4/3
  5. Полученный результат равен 7.

Запишите алгоритм  в блок – схему и сделайте вычисления. Вы получите массу царь –  
пушки ( в тоннах).

6. На территории Кремля находится царь – колокол. Его масса в 5 раз больше массы царь – пушки. Узнайте массу царь – колокола. Сколько процентов составляет масса царь – колокола от массы царь –пушки? Сколько процентов составляет масса царь –пушки от массы царь – колокола?

Задачи для 7 класса.

1. Пароход вниз по Москве – реке идет от Москвы до Коломны трое суток, а от Коломны до Москвы пять суток. Сколько времени будут плыть плоты от Москвы до Коломны?

2. Москва старше Санкт – Петербурга на 556 лет.  В 1981 году Москва была вдвое старше Санкт – Петербурга. В каком году основана Москва и в каком году основан Санкт –Петербург?

3. Колонны на балконе нижнего вестибюля станции метро Комсомольская – радиальная в плане представляют собой правильные 12-угольники, у которых внутренние углы больше смежных с ними внешних углов на 1200 . Вычислите указанные смежные углы.

4. Из Москвы в Санкт –Петербург отправился пассажирский поезд, скорость которого равна 80 км/ч. Спустя 20 минут из Санкт – Петербурга в Москву отправился скорый поезд, скорость которого равна 90 км/ч. Через сколько часов после выхода поезда из Москвы произойдет встреча, если считать расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга 650 км?

5. В Кремлевских мастерских в 1677 году был изготовлен золотой, украшенный драгоценными камнями крест. Число алмазов, использованных мастерами, составило 5% от числа жемчужин, включенных ими в узор креста. Число изумрудов составило 0,3 от числа алмазов, а яхонтов ( рубинов)  было на 68 штук больше, чем изумрудов. Сколько камней каждого вида украсили крест, если известно, что жемчужин и яхонтов на нем было на 261 штуку больше, чем алмазов?

6. Трон Ивана Грозного имеет равные ширину и глубину. Высота его на 74 см больше ширины. Вычислите размеры трона, если известно, что сумма высоты и ширины трона на 1,7м больше, чем 0,5 от его глубины.

Задачи для 8 класса.

1. Боковая грань шатра Никольской башни Московского Кремля является равнобедренным треугольником, у которого угол при вершине на 780 меньше угла при основании. Вычислите углы этого треугольника.

2. Слово «спичка» - уменьшительное от слова СПИЦА. Спички в России появились 150 лет назад. Узнайте, в каком году в России появились спички?

  1. Спички делают из дерева, а вот из какого, узнайте сами по таблице:

Дуб                     2
Ясень                 1
Осина                 4
Береза                3

4. Это животное внесено в «Красную книгу». В 1940 году было завезено 5 зубров в Кавказский заповедник, несколько зубров обитали в Белоруссии в Беловежской Пуще и под Москвой в заповеднике, который был создан в 1948 году в 100 км от Москвы. Из Польши завезли 4 зубра, сейчас их более, чем 400, отсюда зубров вывозят в разные уголки нашей страны. Узнайте длину зубра. Поможет Вам таблица, одно из чисел которой и является значением длины тела зубра.

105 см

140 см

280 см

350 см

700 см

150 см

Число, являющееся значением длины тела зубра, делится на 7, но не делится на 20,
делится на 5, но не делится на 3.

5. В настоящее время зубров спасли, в стране их насчитывается более 2000, а поэтому из страниц «Красной книги» они перекочевали на страницы «Зеленой книги». Какова масса самого крупного быка ( зубра) в мире? Ответить на этот вопрос можно, расшифровав блок – схему:

Задачи для 9 класса.

1.Для определения ширины рва вокруг Московского Кремля, отметили два пункта А и В на доступной части земляного вала на расстоянии 70 м друг от друга и измерили углы САВ и АВС, где С – дерево, стоящее на другой стороне рва. Оказалось, что угол САВ = 120 30’, а угол АВС – 720 42’ . Найдите ширину рва.

2. Для определения высоты башни Московского Кремля поступили следующим образом: наблюдатель встал на расстоянии 50 м от башни. Основание башни он видит под углом 100 к горизонту, а вершину – под углом 450 к горизонту. Найдите высоту этой башни.

3. Один из Московский бассейнов наполняется двумя трубами, действующими одновременно за 2 часа. За сколько часов может наполнить бассейн одна труба, если она, действуя одна, наполняет бассейн на 3 часа быстрее, чем вторая?

4. В книгах московских летописцев XV века упоминаются такие меры жидких тел, как насадка, бочка, ведро. Из этих же книг стало известно, что одна бочка и 20 ведер кваса уравниваются с тремя бочками кваса, а 19 бочек, насадка и 15 с половиной ведра уравниваются с двадцатью бочками и восемью ведрами. Могут ли историки на основании этих данных определить, сколько насадок содержится в бочке?

5. В мастерской Царицыной палате для царя Михаила Федоровича пошили лазоревое покрывало на постель. Его обшили бахромой из жемчуга, вышили узором с драгоценными камнями. Число использованных в узоре лалов ( шпинелей) составляет 0,75 от числа нашитых яхонтов ( рубинов). А изумрудов в узоре было на 5 больше, чем лалов. Сколько драгоценных камней пошло на покрывало, если известно, что лалов и изумрудов среди них было на 17 больше, чем яхонтов?

6. На самой высокой точке Воробьевых гор в Москве построено тридцатидвухэтажное здание  Университета – крупнейшего в мире учебного и научного центра. Оно возвышается на 242 м над уровнем Москвы – реки ( высота последнего, 32-ого этажа). Чему равен радиус ( в км) панорамы города, открывающейся из окон верхних этажей университета?