Урок литературного чтения в 1-м классе по теме "Звуки [п], [п']. Буквы П, п" (УМК "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: пробудить у учащихся интерес к чтению, книге.                     

Задачи:

- создать условия, способствующие вдумчивому, осознанному отношению к новому материалу;       
- содействовать развитию  устной и письменной речи, фонематического слуха, воображения, мышления;
- помочь становлению навыков учебной деятельности;
- расширить кругозор детей; 
- воспитывать любовь к людям, умение сочувствовать, сопереживать.

Оборудование: учебник ,,Букварь’’, часть 2, авторы Л. Е. Журова, А.О.Евдокимова; пропись № 3 к учебнику ,,Букварь’’, авторы М.М. Безруких, М.И.Кузнецова; рабочая тетрадь ,,Я учусь писать и читать’’, автор М.И.Кузнецова; абак; слоговые диски; иллюстрация литературного героя или слайд; буквы, касса букв и слогов.                                                                                                              

Ход урока

I.Организационная часть. Мотивация.                                        

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок чтения пройдет под девизом:                      

,,Учиться всегда пригодится’’.  
- Попробуйте объяснить смысл пословицы-девиза.                                                   

II. Сообщение цели, задач урока.                                                                             

- Закончите предложение: ,,На уроке литературного чтения мы учимся …, …, …’’
- Правильно, на уроках литературного чтения мы учимся думать, рассуждать, читать (возможна иная формулировка). Сегодня мы познакомимся с новыми звуками, буквами, будем  играть, учиться читать.

III. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадку:

,,Летом спит,                                                                  
Зимой горит,                                                                             
Пасть открывает,                                                                        
Что дают, глотает.’’

(Возможные ответы: ,,печь’’, ,,печка’’.)

- Что вы можете сказать о слове ,, печка’’?                                                                  

Возможные варианты ответов детей: а) звуковая характеристика слова; б) лексическое значение слова; и т.д. 

IV. Введение нового материала.

1. Звуковой анализ слов ,,печка’’, ,,пушка’’. Подведение учащихся к определению темы урока.                                                                          

- Давайте еще раз вернемся к звуковому составу слова ,,печка’’.  Попробуйте самостоятельно заполнить схему слова в учебнике.                                                  

Проверка: дидактическая игра ,,Живые модели’’, заполнение схемы на доске.

- В учебнике нам предлагают еще одно слово для звукового анализа, назовите его. (Пушка)           
- Сколько звуков в этом слове? (Пять.) 

- Ребята, звуков столько же, сколько в слове ,,печка’’, а может и характеристика звуков совпадает, давайте проверим.(Самостоятельное выполнение учебной задачи.)              

Проверка.

- Что вы можете сказать о звуковой характеристике слов: она одинакова или различна?                                                                                                                    
- Назовите звуки, которыми различаются слова ,,печка’’, ,,пушка’’.                           
- А на какие звуки мы должны обратить особое внимание? (На звуки [п], [п’].)         
- Сформулируйте тему урока. 

2. Обозначение звуков [п], [п’] буквами П, п

- Назовите еще раз выделенные звуки в данных моделях слов. Охарактеризуйте их. (Ответы детей.)

- Обозначьте буквами. (Учащиеся берут печатные буквы из кассы букв и слогов.)

- К какому выводу пришли? ( Разные звуки обозначаются одной буквой.)

3. Введение письменных букв. Упражнение на развитие воображения.

- Мы все знаем печатные буквы, а вот письменные буквы известны не многим. Я прошу поднять руку тех, кто не знает письменные буквы. (У доски два человека.)

- Рассмотрите печатные буквы. Как вы думаете, будут выглядеть письменные буквы?

- Откройте пропись на странице 13. Совпадают ли ваши буквы с образцами? (Ответы детей.)

Анализ букв. Определение последовательности написания буквы.

Определение заданий. Выполнение.

- Рассмотрите строку и определите задания. Выполните их. Оцените свою работу.                                                                                                                                     

4. Чтение слогов. ( Возможен выбор из предложенных заданий.)

А.) Введение сюжета. Упражнение на классификацию, подводящее к правилу: обозначение гласными твердости – мягкости предшествующих согласных.      

- К нам в гости пришел барон Мюнхгаузен. (Рисунок или слайд с изображением барона Мюнхгаузена.) 

- Это необычный герой. Он добрый мечтатель, выдумщик.

- Однажды барон Мюнхгаузен летел на пушечном ядре и увидел буквы. Назовите их. (На доске ,,разбросаны’’ печатные разноцветные буквы: п, р, а, в, и, л, о.) 

- Попробуйте распределить их на группы по различным признакам.

Ответы детей. Одна из классификаций подводит к правилу: обозначение гласными твердости – мягкости предшествующих согласных.                                                                                                                                

Б.)Закрепление озвученного правила.                                             

- Помогите барону Мюнхгаузену заполнить слоговые схемы. (Па, по, ра, ро, ва, во, ла, ло; пи, ри, ви, ли.)  
- Какое знание помогло выполнить задание правильно?

В.) Работа парами. Выполнение дифференцированных заданий.                             

1. Прочитайте слоги на абаке.                                                                                          
2. Прочитайте слова на слоговых дисках. (См. приложение ,,Букваря’’.)                           
3. Выполнение заданий в тетради ,,Я учусь писать и читать’’.

Г.) Дидактическое упражнение ,,Найди ошибку’’.                                                      

 - Давайте прочитаем слоги в учебнике на странице 113.                                              

па – пя – по – пе – пу – пю – пы – пи – пэ - пе     
по – пе – пы – пи – па – пя –    -  пе – пу - пю  

- Какой принцип лежит в построении данных строк? Где ошибка?

Д.)Дидактическое упражнение ,,Составь слово’’. ( Буквы: ,,п’’, ,,р’’, ,,а’’, ,,в’’, ,,и’’, ,,л’’, ,,о’’.) 

- Составьте слова из этих букв. (Пар, ров, вол, липа, пил, плов, пол.)   
- Назовите слово, состоящее из всех букв. (Это слово ,, правило’’.)                                  
- Назовите букву, с которой начинается это слово.  
- Подумайте, можно ли это слово написать с большой буквы? (Ответы детей.)              
- Сформулируйте правило написания слов с заглавной и строчной буквы.

V.Упражнения для глаз.         

VI. Первичное закрепление и систематизация знаний.                                     

1. Чтение слов.

-  Помогите барону Мюнхгаузену прочитать слова.

пол            папа           липа          поле             полка                                              
пил            пара           лапы          луна             палка                                               
пел            лапа           плот           пила             пилка                                                 

Проверка.

- Что вы можете сказать о словах первого столбика?                                                                                          

- Используя слова второго столбика, самостоятельно составьте таблицу слов аналогичную таблице, помещенной в нижнем левом углу, сформулируйте задание к ней.                                                                                

Учебник. Таблица.                         

б

о

р

т

п

 

 

 

 

 

с

 

м

 

 

 

                                                                                                                                     
- Прочитайте новые слова, меняя одну букву.

Вариант таблицы детей:                

п

а

п

а

 

 

р

 

л

 

п

 

 

 

 

 

- Сформулируйте задание к таблице.                                                                           
- По какому принципу составлен пятый столбик?                                                                 

2. Чтение текста. Анализ. Задание по развитию речи.

- Самостоятельно прочитайте рассказ ,,Папа’’ на странице 114.                                    
- А сейчас работаем парами (ребята читают друг другу, обсуждают cодержание). 
- Что вы можете сказать о папе и сыне?                                                                        
- Расскажите о своих папах.                                                                                                   

3.Задание на смекалку.

Задание на с.113(нижний правый угол). Чтение слева направо, справа налево.                                                            

- Прочитайте слова, подумайте, чем они интересны?                                                    

потоп     топот

VII. Физкультминутка

- Барон Мюнхгаузен благодарит вас за активную работу и предлагает вам отдохнуть. (Дети поднимаются и выполняют упражнения.)                                         

Ракета.

А сейчас мы с вами, дети,                                                                                                 
Улетаем на ракете.                                                                                          
На носки поднимись,                                                                                                    
А потом руки вниз.                                                                                                     
Раз, два, три, четыре -                                                                                                       
Вот летит ракета ввысь.

4. Дидактическое упражнение ,,Составление слова по выделенным звукам’’ (См. стр. 114).

5. Сравнение слов. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения.

топор-ропот                   улитка-плитка                                                               
пилка-вилка                   полка-полки                                                                           
парта-карта                     полка-палка                                                                        
палка-балка                    лапка-липка                                                                         

- Прочитайте пары слов.                                                                                               
- Поставьте ударение.                                                                                                      
- Какая пара слов привлекла ваше внимание? Почему?                                                 
- К какому выводу пришли? (Ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Если изменить ударение, то меняется значение слова.)                                                                                                                                                                                                                                                                                       
- Что можете сказать о первой паре слов?                                                                
- Как понимаете слово ,,ропот’’?                                                  

6. Чтение рассказа В. Осеевой ,,Просто старушка’’ хорошо читающими детьми.

- Прочитайте рассказ про себя.                                                                                             
- Прочитайте вслух.                                                                                                   
- Почему девочка не пришла на помощь старушке?                                                        
- Согласны ли вы с ней? Почему?                                                                                             
- Дайте совет девочке.                                                                                                       

- Что вы можете сказать о своем чтении текста? ( Ответы детей.)                                                                   
- Какие советы дадите детям, желающим прочитать текст хорошо?

VIII Посвящение в читатели. Оценка чтения. Стихотворная оценка.

- Прочитаем этот текст еще раз.

Данный текст читают неуверенные в себе дети (учитывается их желание).                                

Оценка чтения.

Чтение стихотворения –  поддержки.

,,Новый читатель пожаловал к нам.                 
Это хорошая весть,                                                                           
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть’’.

IX. Рефлексия.

- Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?
- Смогли ли вы их достичь?
- Какой материал был трудным, непонятным?                                                                                   
- А что воспринималось легко?                                                                                                 
- Попробуйте дать оценку уроку.