Дидактическая цель: пробудить у учащихся интерес к чтению, книге.
Задачи:
- создать условия, способствующие вдумчивому, осознанному отношению к новому материалу;
- содействовать развитию устной и письменной речи, фонематического слуха, воображения, мышления;
- помочь становлению навыков учебной деятельности;
- расширить кругозор детей;
- воспитывать любовь к людям, умение сочувствовать, сопереживать.
Оборудование: учебник ,,Букварь’’, часть 2, авторы Л. Е. Журова, А.О.Евдокимова; пропись № 3 к учебнику ,,Букварь’’, авторы М.М. Безруких, М.И.Кузнецова; рабочая тетрадь ,,Я учусь писать и читать’’, автор М.И.Кузнецова; абак; слоговые диски; иллюстрация литературного героя или слайд; буквы, касса букв и слогов.
Ход урока
I.Организационная часть. Мотивация.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок чтения пройдет под девизом:
,,Учиться всегда пригодится’’.
- Попробуйте объяснить смысл пословицы-девиза.
II. Сообщение цели, задач урока.
- Закончите предложение: ,,На уроке литературного чтения мы учимся …, …, …’’
- Правильно, на уроках литературного чтения мы учимся думать, рассуждать, читать (возможна иная формулировка). Сегодня мы познакомимся с новыми звуками, буквами, будем играть, учиться читать.
III. Актуализация знаний.
- Отгадайте загадку:
,,Летом спит,
Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают, глотает.’’
(Возможные ответы: ,,печь’’, ,,печка’’.)
- Что вы можете сказать о слове ,, печка’’?
Возможные варианты ответов детей: а) звуковая характеристика слова; б) лексическое значение слова; и т.д.
IV. Введение нового материала.
1. Звуковой анализ слов ,,печка’’, ,,пушка’’. Подведение учащихся к определению темы урока.
- Давайте еще раз вернемся к звуковому составу слова ,,печка’’. Попробуйте самостоятельно заполнить схему слова в учебнике.
Проверка: дидактическая игра ,,Живые модели’’, заполнение схемы на доске.
- В учебнике нам предлагают еще одно слово для звукового анализа, назовите его. (Пушка)
- Сколько звуков в этом слове? (Пять.)
- Ребята, звуков столько же, сколько в слове ,,печка’’, а может и характеристика звуков совпадает, давайте проверим.(Самостоятельное выполнение учебной задачи.)
Проверка.
- Что вы можете сказать о звуковой характеристике слов: она одинакова или различна?
- Назовите звуки, которыми различаются слова ,,печка’’, ,,пушка’’.
- А на какие звуки мы должны обратить особое внимание? (На звуки [п], [п’].)
- Сформулируйте тему урока.
2. Обозначение звуков [п], [п’] буквами П, п
- Назовите еще раз выделенные звуки в данных моделях слов. Охарактеризуйте их. (Ответы детей.)
- Обозначьте буквами. (Учащиеся берут печатные буквы из кассы букв и слогов.)
- К какому выводу пришли? ( Разные звуки обозначаются одной буквой.)
3. Введение письменных букв. Упражнение на развитие воображения.
- Мы все знаем печатные буквы, а вот письменные буквы известны не многим. Я прошу поднять руку тех, кто не знает письменные буквы. (У доски два человека.)
- Рассмотрите печатные буквы. Как вы думаете, будут выглядеть письменные буквы?
- Откройте пропись на странице 13. Совпадают ли ваши буквы с образцами? (Ответы детей.)
Анализ букв. Определение последовательности написания буквы.
Определение заданий. Выполнение.
- Рассмотрите строку и определите задания. Выполните их. Оцените свою работу.
4. Чтение слогов. ( Возможен выбор из предложенных заданий.)
А.) Введение сюжета. Упражнение на классификацию, подводящее к правилу: обозначение гласными твердости – мягкости предшествующих согласных.
- К нам в гости пришел барон Мюнхгаузен. (Рисунок или слайд с изображением барона Мюнхгаузена.)
- Это необычный герой. Он добрый мечтатель, выдумщик.
- Однажды барон Мюнхгаузен летел на пушечном ядре и увидел буквы. Назовите их. (На доске ,,разбросаны’’ печатные разноцветные буквы: п, р, а, в, и, л, о.)
- Попробуйте распределить их на группы по различным признакам.
Ответы детей. Одна из классификаций подводит к правилу: обозначение гласными твердости – мягкости предшествующих согласных.
Б.)Закрепление озвученного правила.
- Помогите барону Мюнхгаузену заполнить слоговые схемы. (Па, по, ра, ро, ва, во, ла, ло; пи, ри, ви, ли.)
- Какое знание помогло выполнить задание правильно?
В.) Работа парами. Выполнение дифференцированных заданий.
1. Прочитайте слоги на абаке.
2. Прочитайте слова на слоговых дисках. (См. приложение ,,Букваря’’.)
3. Выполнение заданий в тетради ,,Я учусь писать и читать’’.
Г.) Дидактическое упражнение ,,Найди ошибку’’.
- Давайте прочитаем слоги в учебнике на странице 113.
па – пя – по – пе – пу – пю – пы – пи – пэ - пе
по – пе – пы – пи – па – пя – - пе – пу - пю
- Какой принцип лежит в построении данных строк? Где ошибка?
Д.)Дидактическое упражнение ,,Составь слово’’. ( Буквы: ,,п’’, ,,р’’, ,,а’’, ,,в’’, ,,и’’, ,,л’’, ,,о’’.)
- Составьте слова из этих букв. (Пар, ров, вол, липа, пил, плов, пол.)
- Назовите слово, состоящее из всех букв. (Это слово ,, правило’’.)
- Назовите букву, с которой начинается это слово.
- Подумайте, можно ли это слово написать с большой буквы? (Ответы детей.)
- Сформулируйте правило написания слов с заглавной и строчной буквы.
V.Упражнения для глаз.
VI. Первичное закрепление и систематизация знаний.
1. Чтение слов.
- Помогите барону Мюнхгаузену прочитать слова.
пол папа липа поле полка
пил пара лапы луна палка
пел лапа плот пила пилка
Проверка.
- Что вы можете сказать о словах первого столбика?
- Используя слова второго столбика, самостоятельно составьте таблицу слов аналогичную таблице, помещенной в нижнем левом углу, сформулируйте задание к ней.
Учебник. Таблица.
б | о |
р |
т |
п |
|
|
|
|
|
с |
|
м |
|
|
|
- Прочитайте новые слова, меняя одну букву.
Вариант таблицы детей:
п | а |
п |
а |
|
|
р |
|
л |
|
п |
|
|
|
|
|
- Сформулируйте задание к таблице.
- По какому принципу составлен пятый столбик?
2. Чтение текста. Анализ. Задание по развитию речи.
- Самостоятельно прочитайте рассказ ,,Папа’’ на странице 114.
- А сейчас работаем парами (ребята читают друг другу, обсуждают cодержание).
- Что вы можете сказать о папе и сыне?
- Расскажите о своих папах.
3.Задание на смекалку.
Задание на с.113(нижний правый угол). Чтение слева направо, справа налево.
- Прочитайте слова, подумайте, чем они интересны?
потоп топот
VII. Физкультминутка
- Барон Мюнхгаузен благодарит вас за активную работу и предлагает вам отдохнуть. (Дети поднимаются и выполняют упражнения.)
Ракета.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре -
Вот летит ракета ввысь.
4. Дидактическое упражнение ,,Составление слова по выделенным звукам’’ (См. стр. 114).
5. Сравнение слов. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения.
топор-ропот улитка-плитка
пилка-вилка полка-полки
парта-карта полка-палка
палка-балка лапка-липка
- Прочитайте пары слов.
- Поставьте ударение.
- Какая пара слов привлекла ваше внимание? Почему?
- К какому выводу пришли? (Ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Если изменить ударение, то меняется значение слова.)
- Что можете сказать о первой паре слов?
- Как понимаете слово ,,ропот’’?
6. Чтение рассказа В. Осеевой ,,Просто старушка’’ хорошо читающими детьми.
- Прочитайте рассказ про себя.
- Прочитайте вслух.
- Почему девочка не пришла на помощь старушке?
- Согласны ли вы с ней? Почему?
- Дайте совет девочке.- Что вы можете сказать о своем чтении текста? ( Ответы детей.)
- Какие советы дадите детям, желающим прочитать текст хорошо?
VIII Посвящение в читатели. Оценка чтения. Стихотворная оценка.
- Прочитаем этот текст еще раз.
Данный текст читают неуверенные в себе дети (учитывается их желание).
Оценка чтения.
Чтение стихотворения – поддержки.
,,Новый читатель пожаловал к нам.
Это хорошая весть,
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть’’.
IX. Рефлексия.
- Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?
- Смогли ли вы их достичь?
- Какой материал был трудным, непонятным?
- А что воспринималось легко?
- Попробуйте дать оценку уроку.