Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова;
- развивать навык сравнения значения слова в словаре и тексте;
- выяснить причины появления у слов нескольких значений;
- учить пользоваться толковыми словарями;
- воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи и письма.
Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, м/медийная презентация, интер. доска.
План урока.
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Минутка каллиграфии. 2 мин.
3. Словарная работа. 7-10 мин.
4. Введение в тему.
Постановка проблемного вопроса. 7-8 мин.
5. Работа в тетради. 10мин
6. Музыкальная физ.минутка. 1мин.
7. Закрепление. 7-8 мин.
9. Итог урока. 1мин.
Конспект урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Начинаем урок русского языка.
А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.
<Рисунок 1>
«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
(Правильно и красиво говорить, …)
- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.
II. Минутка каллиграфии.
- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои
пальчики.
(Пальчиковая гимнастика)
- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
(Обратить внимание на правильность посадки).
- Написание каких букв мы будем сегодня повторять?
( с в)_________________________________
- Из каких элементов они состоят, на что обратить внимание?
III. Словарная работа.
- Отгадайте загадки, напишите отгадки. <Рисунок 2 и 3>
1.
Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была.
(сорока)
2.
Птичка--невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.
(воробей)
3.
Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….(соловей)
4.
Очень умная птица
Не сова и не синица,
Она песен не поёт,
А советы раздаёт.
(ворона)
5.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это?...
(карандаш)
6.
Я могу любое слово
на бумаге написать.
Помогу тебе задачки
очень трудные решать.
Не забудь меня, мой друг,
Без меня ты как безрук.
(ручка)
(Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш, ручка.)
- А проверим написание словарных слов с помощью интерактивной доски.
(Слайд для интер. доски)
(На интерактивной доске )
с_р_ка, в_р_бей, с_л_вей, в_р_на, к_р_ндаш, ру_ка.
-Найдите среди этих слов лишние и объясните почему?
( ручка и карандаш)
IV. Работа над новой темой.
1. Постановка проблемного вопроса. <Рисунок 4> М/медиа
- Очень расстроились ручка и карандаш, что оказались лишними,
и пошли искать себе друзей. Вышли они к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные слова.
Из первого—кисть, ключ, корень.
Из второго – пирог, портфель, терем.
Опять задумались ручка и карандаш, в какой домик им постучать?
Почему слова не живут вместе?
А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?
(Выслушиваются версии)
Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.
А сейчас прослушайте стихотворение А.Л.Барто «Разговор мамы с дочкой».
(Чтение стихотворения из учебника «Русский язык 2 кл» с 26)
- Как вы думаете, что дочка понимала под словом теплота?
- А мама?..
- Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова
теплота.
- Прочтите лексическое значение слова терем.
- Что вы можете сказать об этих словах? Сколько значений имеет 1 слово и сколько 2-е?
- Как вы думаете, как называются слова с одним значением?
- ….а с двумя и более?
(однозначные, многозначные)
- Теперь помогите мне назвать тему урока.
Тема: Слова многозначные и однозначные.
2. Работа с учебником.
--Откройте учебники на с.26 и прочитайте рубрику «Тайны языка»
Работа с упр.1 (устно)
--Объясните рисунки. Почему разные предметы называют одним словом?
(По назначению, по форме)
--Какие это слова? (Многозначные).
3. Работа в тетради.
Упр. 2 письменно с комментированием.
V. Музыкальная физ. минутка.
(под песню «Буратино»)
VI. Закрепление.
- О ком была песня? Что было у Буратино? < Рисунок 5>
(ключ)
- Какое это слово, мы можем ответить сразу?
- Кто может помочь?
(Наш друг толковый словарь)
(Чтение в словаре статьи о ключе)
- А теперь вернёмся к нашим героям и попробуем им помочь.
<Рисунок 6 >
- Почему слова не живут вместе?
(одни многозначные, другие однозначные)
- А в какой домик пойдут жить наши друзья?
(в разные, ручка к многозначным, карандаш к однозначным)
- Докажите свой ответ.
- Молодцы! Вы помогли нашим героям найти друзей.
- Тетерь давайте вернёмся к нашему эпиграфу. <Рисунок 7>
Найдите в нём многозначные слова.
(ключ, язык)
- Приведите еще примеры многозначных слов и запишите их в тетрадь.
VII. Итог урока.
- Что понравилось на уроке?
- Что вызывало затруднение?