Урок русского языка во 2-м классе по теме "Однозначные и многозначные слова"

Разделы: Начальная школа


Тип урока:  Урок сообщения  новых  знаний.

Цели  и задачи урока:

- познакомить  учащихся с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова;
- развивать навык сравнения  значения  слова в словаре и тексте;
- выяснить причины появления у слов нескольких значений;
- учить  пользоваться  толковыми словарями;  
- воспитывать любовь  к русскому языку, культуру  речи  и письма.

Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, м/медийная презентация, интер.  доска.

План  урока.

1. Организационный момент.                           1 мин.
2. Минутка каллиграфии.                                    2 мин.
3. Словарная работа.                                        7-10 мин.
4. Введение в тему. Постановка проблемного вопроса.                7-8 мин.
5. Работа в тетради.                                          10мин
6. Музыкальная физ.минутка.                           1мин.
7. Закрепление.                                                    7-8 мин.
9. Итог урока.                                                       1мин.   

Конспект  урока.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?   

- Начинаем урок русского языка.

А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.

<Рисунок 1>

«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным  языком».

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

(Правильно и красиво говорить, …)

- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.

II. Минутка каллиграфии.

- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои
пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

(Обратить внимание на правильность посадки).

- Написание каких букв мы будем сегодня повторять?

( с в)_________________________________

- Из каких элементов они состоят, на что обратить внимание?

III. Словарная  работа.

- Отгадайте загадки, напишите отгадки.  <Рисунок 2 и 3>

1.

Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была. 

(сорока)

2.

Птичка--невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.

(воробей)

3.

Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….(соловей)

4.

Очень умная птица
Не сова и не синица,
Она песен не поёт,
А советы раздаёт.

(ворона)

5.

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это?...

(карандаш)        

6.

Я могу любое слово
на бумаге написать.
Помогу тебе задачки
очень трудные решать.
Не забудь меня, мой друг,
Без меня ты как безрук.          

(ручка)

(Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш, ручка.)

- А проверим написание словарных слов с помощью интерактивной доски.

(Слайд для интер. доски)

(На интерактивной доске )

с_р_ка,  в_р_бей, с_л_вей,  в_р_на,  к_р_ндаш, ру_ка.

-Найдите среди этих слов лишние и объясните почему?

( ручка и карандаш)

IV. Работа над новой темой.

1. Постановка проблемного  вопроса.  <Рисунок 4>  М/медиа

- Очень расстроились ручка и карандаш, что оказались лишними,
и пошли искать себе друзей. Вышли они к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные слова.

Из первого—кисть, ключ, корень.
Из второго – пирог, портфель, терем.
Опять  задумались ручка и карандаш, в какой домик им постучать?
Почему слова не живут вместе?
А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?

(Выслушиваются версии)

Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.
А сейчас прослушайте стихотворение А.Л.Барто «Разговор мамы с дочкой».

(Чтение стихотворения из учебника «Русский язык 2 кл» с 26)

- Как вы думаете, что дочка понимала под словом теплота?
- А мама?..
- Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова теплота.
- Прочтите лексическое значение слова терем.
- Что вы можете сказать об этих словах? Сколько значений имеет 1 слово и сколько 2-е?
- Как вы думаете, как называются слова с одним значением?
- ….а с двумя и более?

(однозначные, многозначные)

- Теперь помогите  мне  назвать тему урока.

Тема: Слова многозначные и однозначные.

2. Работа с учебником.

  --Откройте учебники на с.26 и прочитайте рубрику «Тайны языка»
Работа с упр.1 (устно)

--Объясните рисунки. Почему разные предметы называют одним словом?
(По назначению, по форме)
--Какие это слова?  (Многозначные).

3. Работа в тетради.

  Упр. 2 письменно с комментированием.

V. Музыкальная физ. минутка.                                      
    (под песню «Буратино»)

VI. Закрепление.

- О ком была песня? Что было у Буратино? < Рисунок 5>
(ключ) 
- Какое это слово, мы можем ответить сразу?
- Кто может помочь?

(Наш друг толковый словарь) 
(Чтение в словаре статьи о ключе)

- А теперь вернёмся к нашим героям и попробуем им помочь.

<Рисунок 6 >

- Почему слова не живут вместе?

(одни многозначные, другие однозначные)

- А в какой домик пойдут жить наши друзья?                                                                                
(в разные, ручка к многозначным, карандаш к однозначным)
- Докажите свой ответ.                                       

- Молодцы! Вы помогли нашим героям найти друзей.

- Тетерь давайте вернёмся к нашему эпиграфу.  <Рисунок 7>
Найдите в нём многозначные слова.

(ключ, язык)

- Приведите еще примеры многозначных слов и запишите их в тетрадь.

VII. Итог урока.

- Что понравилось на уроке?
- Что вызывало затруднение?

Приложение