Цель: сформировать у обучающихся представление о необходимости существования школы и права на образование.
Задачи:
- образовательные: познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути их решения;
- развивающие: продолжить развитие информационных умений (работа с документами, материалами СМИ); формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права; развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность: умение вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения;
- воспитательные: побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня; воспитывать способность продуктивно работать в условиях групповой работы.
Оборудование: инструкционные карточки, статьи Конвенции о правах ребенка, ФЗ «Об образовании», Конституция РФ, выпуски газеты «АиФ», листы А-4, маркеры.
Форма урока: урок-практикум
Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная работа. Для работы на уроке класс делится на 4 группы по 5-6 человек.
Ход урока
1. Организационный момент.
Класс делится на 4 группы по 5-6 человек.
2. Вызов.
Урок начинается с беседы по вопросам:
- Что такое образование? Записать слова - ассоциации (составление кластера по группам).
- Возможна ли человеческая жизнь без образования?
- Назовите пути получения образования.
- Получение образования – это право или обязанность?
Задание для обучающихся: сформулировать задачи урока.
Возможные варианты ответов:
- раскрыть сущность права на образование,
- изучить содержание основных документов, связанных с образованием,
- выяснить, как реализуется право на образование в нашей стране.
3. Осмысление.
Рассказ учителя: Получение образования - право и обязанность граждан. Государство обязано делать все, чтобы каждый человек получим обходимый для жизни минимум знаний.
Основное общее образование - это как бы стартовая площадки для каждого гражданина. Посещая школу и получая основное общее образование, он реализует свое право. Фактически здесь решается дальнейшая судьба человека, поскольку все будет зависеть от того, как он воспользуется этим правом.
Документы, регулирующие деятельность государства в сфере образования:
- Конвенция о правах ребенка,
- Конституция РФ,
- ФЗ «Об образовании».
Определяющую роль в регулировании отношений в области образования играют следующие положения Конституции РФ (ст. 2): «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Важное условие осуществления гражданами права на образование, предусмотренное Законом РФ «Об образовании» - создание условий для получения основного общего образования на родном языке путем открытия соответствующих школ, классов и групп (п. 2 ст. 6). Учитывая, что русский язык является государственным языком в Российской Федерации, его изучение обязательно во всех школах страны (п. 5 ст. 6).
Работа по группам с документами.
Каждая группа получает инструкционную карточку с заданиями, раздаточный материал.
Задание 1.
Рассмотреть статьи Конвенции ООН о правах ребенка (Приложение 1), ФЗ «Об образовании» (Приложения 2-4), Конституцию РФ. Какую информацию о праве на образование они содержат?
Задание 2. Мозговая атака.
Напишите требования к школе, которые помогли бы вам осуществить личные планы. Используйте при этом понятия: свобода, равенство, таинство, справедливость, уверенность. Свяжите эти требования с Конвенцией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ.
Задание 3.
Найдите в газетах материалы об образовании в нашей стране. Какие наиболее острые проблемы в этой области существуют, каковы пути их решения.
После самостоятельной работы групп учитель организует обсуждение заданий.
4. Рефлексия.
Беседа по вопросам для самопроверки (учебник, § 47, стр. 310 – 311, вопросы 1, 4).
Анкетирование:
1) Я чувствую себя хорошо в школе тогда, когда….., потому что…
- Я чувствую себя плохо в школе тогда, когда..., потому что...
- Я чувствую себя обиженным в школе тогда, когда..., потому что..
- Я чувствую удовлетворение в школе тогда, когда..., потому что...
- Я чувствую гнев в школе тогда, когда..., потому что...
- Я испытываю беспокойство в школе тогда, когда..., потому что...
5. Подведение итогов, выставление оценок.
Приложение 1
Конвенция о правах ребенка (извлечение)
С т а т ь я 28. Образование.
Право на бесплатное начальное образование, доступность различных форм среднего образования и необходимость принятия мер по снижению числа учащихся, покинувших школу.
С т а т ь я 29. Цели образования.
Образование должно быть направлено на развитие личности ребёнка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.
С т а т ь я 30. Дети, принадлежащие к этническим меньшинствам или коренному населению.
Право ребёнка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком.
Приложение 2
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
(Извлечение)
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Статья 2. Принципы государственной политики в области образования.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования...
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Автономность образовательных учреждений.
Вопросы и задания:
- Какие положения Закона РФ «Об образовании» соответствуют статье 2 Конституции РФ? Подтвердите текстом документа.
- Как вы понимаете слова «воспитание», «обучение»? Почему на первое место в Законе поставлено воспитание?
- Подумайте, что дала вам школа в области воспитания, а что - в области обучения.
Приложение 3
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
(Извлечение)
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Статья 2. Принципы государственной политики в области образования.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования...
- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Автономность образовательных учреждений.
Вопросы и задания:
- Что означает выражение «гуманистический характер образования»? О каких общечеловеческих ценностях идет речь в п. 1 ст. 2?
- Что радует вас в вашей школе, а что вызывает тревогу и напряженность? Есть ли «резервы человечности» в вашей школе?
- Как вы понимаете содержание п. 2 ст. 2? При объяснении приведите конкретные примеры.
Приложение 4
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
(Извлечение)
Статья 5. Государственные гарантии прав граждан российской федерации в области образования.7
- Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
- Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
- Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях... если образование данного уровня гражданин получает впервые. - Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования.
- Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом.
Задание:
Дайте оценку каждой из указанных в ст. 5 гарантий с точки зрения значения ее для получения образования.