Цели урока:
Продолжить работу по углублению представлений учащихся о природных богатствах и их использовании на благо людей; выявить значение природы для человека; воспитывать бережное и экономное отношение к природе и ее ресурсам (богатствам).
Оборудование.
Презентация к уроку «Как человек использует богатства природы» с использованием современной мультимедиа-энциклопедии «Кирилла и Мефодия» - «Детская энциклопедия», 2005, карточки для теста.
Ход урока
I Организационный момент (Слайд 1)
Учитель.
Как бы вы ответили на такой вопрос: что нельзя купить?
(Выслушиваются мнения учащихся.)
- Послушайте, как ответил на него поэт Владимир Орлов.
ЧТО НЕЛЬЗЯ КУПИТЬ
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Где-то дома у метро -
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
В. Орлов
Как вы думаете, как связано это стихотворение с темой нашего сегодняшнего урока?
Ученики.
Мы будем обсуждать вопрос о значении природы в жизни людей, делиться знаниями о природе и ее богатствах.
II. Повторение пройденного материала.
1.Устный опрос «Проверь себя». (Слайды 2,3)
- Сколько раз в день нужно чистить зубы? Какие еще правила гигиены ты знаешь?
- Какие профессии ты знаешь?
- Что обозначает этот дорожный знак? (Показать несколько картинок с изученными дорожными знаками.)
- Назови правила перехода улицы, дороги.
- Что обозначают сигналы светофора?
- Назови основные и промежуточные стороны горизонта.
- Какие комнатные растения ты знаешь? Как ты ухаживаешь за ними?
- Как нужно вести себя за столом во время еды?
- Как помогают друг другу город и деревня?
- Что значит «дружить»?
2. Проверочный тест. (Слайд 4)
Задание. Выбери правильный ответ и запиши букву, под которой он дан:
1) Что такое природа?
а) Все, что сделано руками человека;
б) все, что нас окружает и существует независимо от человека;
в) все, что нас окружает.2) Какая бывает природа?
а) Природа бывает живая и неживая.
б) Природа бывает только живая.3) Что относится к неживым природным богатствам?
а) Снегирь.
б) Стол.
в) Ветер.
Ответы: 1)б; 2) а; 3) в.
4) К живым природным богатствам относятся:
а) животные, растения, грибы;
б) солнце, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
в) небо, облака, камни, вода, дождь, снег, песок.5) Живые природные богатства отличаются от неживых тем, что:
а) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
б) они разговаривают, смеются, плачут, бегают и прыгают, растут;
в) они передвигаются, изменяют окружающую природу, растут, умирают.
Ответы: 4) а; 5) а.
III. Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний. (Слайд 5)
Учитель. Рассмотрите рисунок на с.33 учебника. Назовите по рисунку все известные вам богатства природы. Расскажите, как их использует человек в своей деятельности. К каким группам природных богатств отнесете названные объекты? (Ответы учащихся.)
2. Выполнение задания:
решите линейные кроссворды в оранжевой рамке на с.33 учебника.
Учащиеся самостоятельно заполняют пустые клетки, вписывая в них необходимые понятия, классифицируя природные богатства и природные силы. Проверка проводится коллективно: учащиеся по цепочке зачитывают ответы кроссворда.
Физкультминутка
Игра «Посажу я семена».
Наконец пришла весна.
Мы посеем семена
В черную земельку,
В мягкую постельку.
(Наклонились к «земле», имитируют разбрасывание семян, присыпание их землей, прихлопывание.)
Вот и посеяли. Теперь польем.
Ты, горошек, уродись,
Над землею поднимись.
(Тянутся вверх на носочках.)
С пышными цветами!
С крупными стручками!
(Круговые движения руками над головой.)
Ты, морковка, уродись,
Ты расти глубоко вниз,
(Постепенно приседают к «земле», «спрятали» голову - прижали к коленям.)
А над грядкой, над землей
Выкинь листик вырезной.
(По очереди поднимают вверх то правую, то левую руку.)
Ты, капустка, уродись,
На гряде расположись.
(Сели на стулья, круговые вращения головой вправо-влево.)
Белая да сладкая,
Поднимись над грядкою!
(Хлопают в ладоши.)
3. Выполнение задания «Какие природные богатства использует человек, а какие - животные?».
Учитель. Прочитайте задание на с.34 учебника. (Слайд 6)
- Как вы думаете, как используют животные солнечный свет, течение рек, ветер? (Ответы учащихся.)
- Правильно, только человек, являясь разумным существом, применив знания и опыт, смог подчинить эти силы природы для собственной выгоды.
- Запомнили, каким цветом нужно подчеркнуть природные богатства, которые используют животные? А человек? Приступайте к выполнению задания.
4. Игра «Найди соответствие». (Слайд 7)
Задание. Соедините вещи с теми природными богатствами, из которых они получены (с.34 учебника, в оранжевой рамке).
5.Составление рассказа на тему «Какие природные богатства помогли Лене и Мише стать здоровыми и сильными».
Предварительная беседа.
Учитель. Рассмотрите рисунок в голубой рамке на с. 35 учебника. (Слайд 10)
- Вам приходилось отдыхать так же, как это делали Лена с Мишей?
- Что вы можете рассказать о своем отдыхе и оздоровлении? (Ответы учащихся.)
- Давайте сначала вместе найдем те природные богатства, которые оказывают существенное влияние на состояние нашего здоровья. Послушайте, о чем идет речь в стихотворении, и делайте первое открытие.
(Учитель читает стихотворение «Воздух».)
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ,
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу - густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем
-Ведь он нам необходим.
Ученики. В этом стихотворении говорится о воздухе, без которого нам не обойтись. (Слайд 8)
Учитель. Без чего еще невозможна наша жизнь?
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
- Жить нельзя нам без ...
Ученики. Воды. (Слайд 9)
Учитель. (Слайд 10)
Лена с Мишей купались в реке, загорали возле воды, закалялись, получали воздушные и водные ванны - вот и стали очень здоровыми.
Отгадайте загадку:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем я нужна,
Кто я такая?
Ученики. Вода.
Учитель. Это очень эффективное средство закаливания и оздоровления организма. Об остальных природных богатствах догадайтесь самостоятельно.
- Составьте связный рассказ по рисунку о пользе природных богатств для людей.
IV. Итог урока.
1. Чтение вывода по теме урока в оранжевой рамке на с. 35 учебника.
Учитель. Почему человек не может жить без природы и ее богатств? (Ответы учащихся.)
- Выполнение задания «Продолжите предложения».
Учитель. Посмотрите и прочитайте запись на экране. (Слайд 11)
- Попробуйте продолжить незаконченные предложения:
Много леса - ... (не губи),
Мало леса - ... (береги),
Нет леса - ... (посади)!
Очень важной проблеме была посвящена сегодняшняя тема урока.
1. Звезды и рыбы, вольные птицы,
Все, чем богата планета Земля,
Все, что живет или только родится,
Это все наша большая семья.
Сын беспокойный прошедшего века
В тайны природы проник глубоко,
Кроме тебя защищать ее некому,
А бессердечно поранить легко.
М. Ицков2. У нас у всех есть Мать одна,
По имени Природа.
И у неё для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты
- Поля, луга, леса, моря и реки.
Заключительное слово учителя.
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Яков Аким(Слайд 12)
Земля, ребята, наш общий дом. Пока мал человек, этот дом кажется ему необъятным, удобным и надежным. Взрослея, осознаешь, что дому нужен заботливый хозяин. Что ясное небо и чистый дождь, ветер, безбрежный океан и тихий ручеек, вековой лес и самая малая травинка, всякий зверь и птица, рыба и букашка - все нуждается в любви и понимании. Все должно жить. Но жизнь не может быть полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно ее беречь, защищать, помогать ей.
(Слайд 13)
Будем же беречь наш прекрасный общий дом - нашу землю, нашу природу!
Домашнее задание:
нарисовать в пустых прямоугольниках предметы по заданию учебника на с.35 (в зеленой рамке); принести к следующему уроку полиэтиленовый пакет, небольшой кусочек веревки (шнура), небьющийся стакан, одноразовый шприц без иглы.
(Слайд 14)
Список литературы.
- Карпенко М.Т. Сборник загадок. – М., 1987.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: “ВАКО”, 2005.