Использование приемов междисциплинарного обучения в программе "Школа России"

Разделы: Начальная школа


Использование  приёмов междисциплинарного обучения в
программе  «Школа России».

Одним из важнейших условий построения обучения, которое способствовало бы развитию детей, и представляло бы возможность изучать это развитие, является пробуждение самостоятельной мысли ребёнка, побуждение его к поиску самостоятельных решений вопросов, возникающих перед ним в процессе обучения.  Компетентность учебно - воспитательного процесса побуждает учителя искать различные пути преодоления стереотипности в обучении и воспитании. В настоящее время деятельность учителя  направлена на вовлечение  в живое  тесное  сотрудничество каждого ученика класса.
Искусство правильно мыслить предполагает, не только логическую последовательность, но и многое другое. Прежде всего,  это стремление к истине,  интеллектуальную честность, творчество и смелость, критичность и самокритичность ума, умение опереться на  предшествующий опыт, выслушать и принять другую сторону, если она права, способность аргументировано отстаивать свои собственные убеждения.
С помощью приёмов и методов этой программы междисциплинарного обучения можно дать каждому ребёнку возможность найти себя, осознать свою собственную индивидуальность. Дети учатся самостоятельно выдвигать свои идеи, ведь перед ними ставятся различные проблемы. Они будут овладевать философскими знаниями, поэтому учитель должен ставить проблему таким образом, чтобы сложность не пугала и было интересно. Так как у детей мало знаний или вообще нет, то есть необходимость получения информации  через взрослого человека, дополнительную литературу.
При  групповой работе у детей будет необходимость вести дискуссию. Поэтому надо будет каждому ребёнку научиться уважать своего собеседника и оформлять свои мысли последовательно, чего  дети после детского сада практически делать не могут.

Целью введения новых форм работы на уроках программы «Школа России» является развитие познавательной деятельности, активности, интереса к новому, развития речи учащегося, научить детей самостоятельно выдвигать идеи, подходить к проблеме учебного материала творчески. Здесь также реализуется познавательная деятельность. Дети очень быстро чувствуют это, у них начинает появляться множество вопросов, а ведь вопрос  это показатель творческого мышления. В этой программе заложено множество вариантов для развития каждого ребёнка. Тем более что в программе заложено множество возможностей для выражения творчества  для учителей и детей.

На уроках изучения нового уместен один из методов поведения  под  понятие, в основе которого лежит поиск догадок.

Приёмы метода:

Сопоставление слов «да» - «нет», «знаем» - «не знаем»  предложений и фактов.
Определение темы, понятия, вывода по характеристикам.

Использование этих приёмов даёт возможность создания на уроке проблемной ситуации, заставляющей в ходе её решения детей мыслить, сопоставлять, анализировать.

Пример:   Урок математики в  3 классе.

Тема:    Решение уравнений.

Цели

1. Формирование умения решать уравнения с неизвестным слагаемым.
2.  Развития навыка   чтения и решения выражений с неизвестной.
3.  Воспитание внимания.

План урока:

Постановка проблемы и тема урока

1)  Игра «Разгадай-ка». По характеристике вопросов определить тему урока.

1 – Это запись может включать всевозможные выражения: суммы разности,  произведения, частное.
2 -  Это всегда равенство.
3 -  В них обязательно есть неизвестное число.
4 -  При записи неизвестного используются латинские буквы.

-  Какие два наиболее важных высказывания вы бы отметили?

1.  Это равенство     2.  Есть неизвестное число.

Пример:  Урок русского языка в  4 классе.

Тема:   Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

Цели

Обучающая -  формирование навыка правописания окончаний – ого – его – имён прилагательных в родительном падеже.
Развивающая – развитие творческого мышления в устной и письменной речи.
Воспитывающая -  внимание к ответу товарища.

Ход урока:

1.  Постановка проблем:

Надо узнать тему урока из характеристики вопросов  расположенных вокруг  вопросительного знака.

1.  В этом падеже имена прилагательные среднего и мужского рода имеют три бук  вы   у  окончаний.
2.  Окончания пишутся не так как слышатся.
3.  Такие же окончания могут иметь местоимения.
4.  Эти же окончания в данном падеже  у новой части речи.

 -  кто догадался?
-  какая особенность окончаний в родительном падеже у прилагательных?
Говори  - ово  -ево
Пиши      -его   -ого 

Когда дети приходят  в школу у них возникает множество вопросов, но затем количество их постепенно уменьшается и к  12 – 13 годам они пропадают. А ведь вопрос пишет Н.Б. Шумакова «выступает как средство анализа, расчленения проблемной ситуации, то есть в своей исследовательской функции». Первой задачей является научить детей задавать вопросы, используя ключевые слова (свойства, значения, отношения, что, где, когда, как, можно ли).
Затем преобразовать вопрос из закрытого в открытый, когда из одного понятия вытекает вопрос к другому. В памяти отложились слова  Э. Боно «Самая трудная проблема нередко заключается в формировании проблемы».
Поисковая активность на ранних этапах развития ребёнка появляется в форме реагирования на новые ситуации. Поиск и исследование составляют основу непроизвольного внимания и памяти, закрепляющие те или иные впечатления, составляющие первичные эмоциональные образы  знания о мире.
Учащиеся начальных классов не имеют достаточных знаний для того, чтобы вести дискуссию о  правилах грамматики и арифметики или заниматься их исследованием. На  этих начальных этапах обучения применения метода проблемного обучения предлагает постановку перед учащимися специально подобранных заданий, вызывающих проблемные ситуации, и организацию оптимальных условий, обеспечивающих появление новых  знаний и действий, сбор информации для решения поставленной проблемы.

Пример:  Математика.

Темы:  «Единицы измерения длины, массы, времени, стоимости».

Задание: Выполни перевод из более мелких единиц измерения в более крупные и наоборот.

Предлагается игра «Вопрос – ответ».

Дети задают вопросы своим  товарищам с просьбой обоснования ответа. В конце решения номера собирают информацию для решения проблемы. При помощи собранного банка данных, дети излагают вывод.(Рисунок1)

Не любая деятельность развивает способность ребёнка, а только деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребёнком, то его можно чему- то научить, можно даже добиться хороших результатов, но чтобы развивались его дарования, нужно ему самому развивать у себя познавательную потребность. Любая познавательная деятельность основана на интересе.

На уроке окружающего мира проводили игру «Вопрошай-ка» Содержание игры:  К понятию, которое записано словом на табличке или к предмету, которое показано на иллюстрации, дети должны поставить вопросы, а ответ должен дать их товарищ по парте.
Познавательная потребность характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной работы. Обнаружено, умственная работа, выполняется  не в результате долга, не для отметки, не для того  чтобы победить на конкурсе,  а потому что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связано с выраженной деятельностью центра положительных эмоции. Развитие способностей происходит  таким образом, что лишь деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью, может их развивать.

Большое внимание отводится развитию речи учащихся, поэтому необходимо включать на уроках организованную речь и речевые упражнения. Самый первый этап работы на уроке проверка домашнего задания порой бывает утомительной для детей,  так как не все дети принимают в ней участие. Подобрать такую форму опроса, где  задействовано и оценено как можно  больше детей помогают такие игры как   «Экспресс – ответ»,   «Радиоперекличка».

Условия игры:
Вызываются все желающие дать ответ на обширный вопрос по домашнему заданию. Каждый учащийся даёт утверждение. Кто ответа не даёт выбывает из игры.  Остаются  2 – 3 учащихся, которые завершают рассказ.(Рисунок2)

На уроках математики при работе над преобразованием задач открывается  вопросник « Можно ли»  на прогнозирование ответа.

-  Изменить условие задачи так, чтобы задача решалась в два действия или в одно действие.
-  Изменить вопрос задачи.
-  Выделить в составной части две простые задачи.

На уроках природоведения уместна такая форма работы как классический диалог  по  Сократу.  Успешно эта форма может быть проведена на уроках чтения при составлении характеристики главных действующих лиц произведения. Ребятам нравится так работать, где выслушиваются их мнения, суждения по данной проблеме. Они учатся слушать друг друга, спорить, проводя свою точку зрения вести диалог.

Классический диалог по Сократу.

1. Перед классом ставится проблема: Нужно ли добывать природный газ?»

На разрешении  этого вопроса вызываются 4 ученика и каждый берёт свою роль:  главное действующее лицо, противник, защитник, посредник.
Все учащиеся класса выступают судьями за партами.

Главное действующее лицо -  рассказывает чем газ полезен людям, его свойства, образование. Доказывает, что надо добывать газ.

Противник -  рассказывает об опасности взрыва в доме, на линии газопровода, что трубы проходят по полям, возле железных дорог. Это мешает и опасно. Доказывает, что не нужно добывать газ.

Защитник -   выбирает защиту главного действующего лица, указывает и дополняет, что холод можно преодолеть электроплитами. Защищает ту или иную сторону.

Посредник -  говорит о запасах газа, об экономии газа, что в домах надо следить за кранами, а на производстве следить за трубами. Старается  примирить обе стороны.

Судьи -  добавляют как вести себя при обнаружении  газа в квартире, следят за ответами и оценивают их.

Итог:   Пришли к выводу, что природный газ надо брать разумнее, как и другие полезные ископаемые на Земле, оставляя им этот природный дар.(Рисунок3)

С позиции развивающего и проблемного обучения ученик усваивает знания не потому, что учитель сообщает ему некоторые известные взрослым истины, а потому, что у него самого возникает потребность в этих знаниях. Ученик как бы открывает усваиваемые знания в процессе  решения поставленных перед ним задач.
Задача учителей пробуждать и воспитывать собственную активность растущего человека, его познавательные и созидательные потребности, важно не упустить из виду, что сама умственная активность ребёнка, его познавательная потребность, его склонности обнаруживают формирующиеся возможности растущей личности. Задача педагогической компетентности -  учитывать при руководстве ребёнком его индивидуальность.
Дети мыслят творчески, нестандартно на уроках русского языка, математики, чтения,  окружающего мира. К любой поставленной проблеме они могут найти не одно решение. Дети свободно высказывают свои идеи, мысли, полностью отошли от стереотипов.
Применение приёмов и методов программы междисциплинарного обучения на уроках программы «Школа России» способствуют повышению интереса к учению и развитию речи, самостоятельности суждения, развивают мышление и память, улучшают взаимопонимание между ребятами, способствуют более тесному сотрудничеству  в классное и внеклассное время.
Используя приёмы и методы работы системы междисциплинарного обучения, происходит направленное необратимое изменение в интеллектуальной сфере деятельности ученика, переход одного уровня к другому более высокого порядка.