Путешествие в страну «Картография».
Обобщение по теме «План и карта». 6 класс.
Цели и задачи урока: обобщить знания и умения учащихся по теме «План и карта».
Оборудование: атласы для 6 класса, карточки с заданиями, презентация, мультимедийная программа «География 6. Начальный курс».
Ход урока
1. Организационный момент.
Класс разбивается на группы по 4 – 5 человек. Команды и счетная комиссия занимают свои места. Каждая команда получает путевой лист (приложение 1), в ходе игры счетная комиссия в него заносит полученные баллы.
2. Игра - путешествие.
Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну Картографию (слайд 1). Что это за страна? (ответы учеников).
Но сюда смогут попасть только те, кто переправиться через море Загадок.
Море загадок (слайд 2). Каждая команда отвечает по очереди на вопросы, каждый правильный ответ приносит 1 балл.
Задания:
- Что такое план местности?
- Какие виды масштабов вы знаете?
- Чем отличается карта от плана местности?
- Что такое географические координаты?
- Какая линия является самой главной параллелью?
Учитель. На нашем пути – новое препятствие. Это река Топографическая. От каждой команды приглашается один участник. Этим ребятам необходимо выполнить компьютерное задание практикума по теме «План местности» по определению условных знаков. Побеждает тот, кто выполнит задание первым.
Пока ребята выполняют задание, команды вспоминают стороны горизонта (слайд 3).
Учитель. Мы с вами попали на равнину Угломерную (слайд 4). Каждой команде необходимо выполнить задание по определению азимутов на предметы (Приложение 1). Каждый правильный ответ – один балл.
Учитель. В данной стране есть очень интересный залив, который называется «Залив Проб и ошибок» (слайд 5). Мы сможем выбраться из него, если найдем все ошибки на предложенном плане местности (слайд 6). Каждый правильный ответ сможет принести команде по 1 баллу.
Учитель. Новым препятствием для всех нас стала Кроссвордная пропасть (слайд 7).
Ребятам предлагается немного отдохнуть и разгадать кроссворд (слайд 8).
Учитель. Наш путь лежит через горный район. На нашем пути встретилось следующее препятствие - Пик параллельный (слайд 9).
Каждой команде предлагается выполнить задание по определению основных элементов градусной сети (Приложение 2). Та команда, которая первой правильно выполнит задание, получает 1 балл.
Учитель. Знатоков карты ждет вершина Координатная (слайд 10).
Каждая команда должна определить объекты, спрятанные под предложенными координатами. Каждый правильный ответ – один балл.
Задание:
- В 1896 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил замечательное открытие в точке 18° ю. ш. и 26° в. д.
- Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Он находится в точке с координатами 6° с. ш. и 61° з. д.
- Батискаф «Триест» совершил рекордное погружение на глубину 7025 м в точке 13° с. ш. и 145° в. д. В каком океане находится эта точка?
- Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Определите ее название, если ее координаты 3° ю. ш. и 38° в. д.
Учитель. Горный район позади. Перед нами простирается низменность Высотная (слайд 11).
Каждой команде предлагается определить, на какой высоте находятся города Киев, Дели, Москва, Вашингтон, Бразилиа.
Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Максимальное количество – 5 б.
Учитель. Сегодня много опасностей поджидало нас в стране Картография, а вернуться домой мы сможем по реке Масштабной (слайд 12).
Каждая команда получает текст телеграммы, в которой предлагается выполнить задание.
Текст телеграммы.
ТЕЛЕГРАММА
Лично руки тчк знатоку карты тчк изобрази расстояние 25 км 800 м тчк масштаб 1:500000
Правильный ответ – 1 балл.
3. Подведение итогов путешествия.
Счетная комиссия объявляет результат соревнований. Учитель подводит итоги работы. Выставляет оценки за урок.