Видеожурнал "Москва и математика", 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Какую бы науку вы ни изучали, в какой бы вуз не поступали, в какой бы области ни работали, если вы хотите оставить там какой-нибудь след, то для этого везде необходимо знание математики. И потому, если вы хотите участвовать в большой жизни, то пополните свою голову математикой пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. /М. И. Калинин/

Пройдёт немного времени, и недоучки, не знающие математики, не смогут работать ни на заводе, ни в колхозе, ни на транспорте. /С. Л. Соболев/ действительный член

Академии наук СССР

Несколько десятилетий назад в одной из капиталистических стран нашлись организаторы любопытного конкурса. Они предложили соревноваться в написании сочинения на весьма своеобразную тему: «Как жил человек без математики». Победителю была обещана большая премия, но эта награда осталась не выданной. Ни одной работы на конкурс не поступило. Хотя премия прельщала многих. Многие из людей щедро одарены фантазией. Однако даже самая богатая фантазия оказалась бессильной представить жизнь человека, полностью лишённого математических представлений.

Математика – одна из древнейших наук. За долгую историю своего существования она знала периоды расцвета и длительного застоя. В наши дни эта наука развивается исключительно быстро.

Математика везде. И даже около вас. В ваших играх…

Это не чудо. Эта игрушка управляется через программу, заложенную в неё человеком. Значит, и, играя, мы имеем дело с математикой.

У некоторых из вас бытует мнение, что для того, чтобы заняться математикой необходимо, как минимум, окончить школу и институт. Вы глубоко ошибаетесь. И примеров тому множество. Например…

Крупнейший немецкий математик Карл Гаусс (1777-1855) в раннем возрасте проявил огромные способности к изучению математики. С семи лет Карл начал учиться в народной школе. 2 первых года обучения почти полностью отводились на чтение и письмо. И мальчик среди одноклассников ничем не отличался. Положение изменилось в 3-м классе, когда началось изучение математики. На одном из уроков учитель предложил ученикам найти сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. В то время неправильно решивших или отстающих от товарищей учеников больно наказывали хлыстом. Все ученики принялись за решение, а Карл уже положил свою работу на стол. Учитель уже собирался его побить, считая, что так быстро правильно решить нельзя. Но Карл был спокоен, т.к. решение его было верным.

После проверки выяснилось, что решение было правильным, и к тому же весьма простым и оригинальным.

Итак вопрос №1.

Как же Карл нашёл сумму чисел? 1+2+3+…+98+99+100

Москва и математика

1 сценка.

Участвуют 5 человек: четыре исполнителя и один сомневающийся дедушка (он опирается на палочку, его спина согнута прожитыми годами).

Первым входит дедушка, опираясь на палочку и прихрамывая, за ним – исполнители.

1 исполнитель. Длина стен современного московского Кремля 2 километра 235 метров.

(В то время, когда 1-й исполнитель произносит эту фразу, за его спиной два мальчика быстро измеряют стену измерительной лентой и уходят).

1-й исполнитель. Известно, что протяжённость стен белокаменного Кремля, возведённого при Дмитрии Донском, была на 256 метров меньше.

Какова была длинна стен Кремля при Дмитрии Донском?
Сомневающийся дедушка. Хо, да кто же это теперь измерит? После Дмитрия Донского Кремль-то перестраивали!

3-й исполнитель. Да что Вы, дедушка, не сомневайтесь! Не надо измерять, можно вычислить! В этом нам поможет её Величество Математика.

3-й и 4-й исполнители разворачивают заготовленный плакат сначала до линии сгиба /до знака равенства/, затем весь.

3-й исполнитель. Получаем: 1 километр 979 метров была длина стен Белокаменного Кремля при Дмитрии Донском.

(Сомневающийся дедушка согласно кивает головой).

3-й и 4-й исполнители сворачивают плакат. Все уходят. Причём первым в знак уважения дети пропускают дедушку, все одновременно показывают двумя руками, чтобы он прошёл первым, и нарочито расступаясь перед ним.

Плакат:

2 сценка.

Участвуют 6 человек: 5 исполнителей и смешливая второклассница с двумя косичками и бантиками.

1-й исполнитель. Нынешняя высота Кутафьей башни московского Кремля 13,5 метров.

2-й исполнитель. Первоначально она была без ажурной короны, но потом её надстроили короной на 2 метра.

(2-й исполнитель приподнимается на цыпочках и вытягивает вверх руку, словно показывая, как башню надстроили).

Но за века вокруг башни вырос слой земли, и она ушла в почву на 7 метров.

(2-й исполнитель подгибает колени и слегка приседает, словно показывая, как башня ушла в землю, рука его по-прежнему поднята).

3-й исполнитель. Какой высоты была Кутафья башня первоначально?

(2-й исполнитель выпрямляется, встаёт ровно и опускает руку).

Смешливая второклассница. Надстраивали… (Подражая 2-му исполнителю, поднимает вверх руку). Ушла в почву… (Слегка приседает и сразу встаёт и опускает руку). Да когда это было? Ни за что вам теперь не узнать!

(В знак отрицания качает головой. Звонко смеётся).

4-й исполнитель. При помощи её Величества Математики мы сможем это вычислить.

(Разворачивает плакат: ).

5-й исполнитель. При постройке высота Кутафьей башни была 18,5 метров.

(Показывает это значение на плакате).

Смешливая второклассница. (Утвердительно кивает головой в знак согласия). Хорошо, молодцы!

Все уходят. Второклассница на ходу подпрыгивает от радости.

3 сценка.

Участвуют 8 человек: 3 исполнителя, 4 мастера (художники-моляры) и любознательный первоклассник.

1-й исполнитель. А вот ещё давняя история. Всем известно здание Грановитой палаты московского Кремля.

Примечание. Вохрой называлась жёлто-красная краска, лазорью – тёмно-голубая, киноварью – ярко-красная, а суриком – жёлтая.

2-й исполнитель. Здесь принимались особо почитаемые иноземные послы, а стены и потолок расписаны опытными живописцами.

3-й исполнитель. В 1668 году для обновления росписи Грановитой палаты мастера затребовали 78 пудов натуральных красок.

(Входят 4 мастера, каждый несёт по ведёрку краски. 1-й мастер ставит перед зрителями жёлтое ведро, одновременно с ним 2-ой мастер ставит перед зрителями красное ведро).

2-й мастер. Киновари в 8 раз больше, чем сурика.

3-й мастер. Лазори на 14 пудов больше, чем киновари.

(3-й мастер ставит перед зрителями голубое ведро).

4-й мастер. (Ставит перед зрителями ярко-красное ведро). Вохры столько же, сколько лазори.

1-й исполнитель. Сколько краски каждого цвета было затребовано мастерами?

Любознательный первоклассник. (Обращаясь ко второму исполнителю). Это можно узнать?

2-й исполнитель. Да, и в этом нам поможет её Величество Математика. (Указывая публике на первоклассника.) Любознательный!

1-й мастер. Количество сурика принимаем за «икс». (Приподнимает своё ведёрко и снова ставит его).

2-й мастер. Киновари 8 «икс». (Приподнимает и снова ставит своё ведро).

3-й мастер. Лазори 8 «икс» плюс 14. (Приподнимает и снова ставит своё ведро).

4-й мастер. Вохры столько же, сколько лазори.

1-й исполнитель. Показывает плакат

Затем его обратную сторону

1-й мастер. (Переворачивает своё ведёрко 2-й стороной). Сурика было затребовано 2 пуда.

2-й мастер. (Повернув своё ведро). Киновари 16 пудов.

3-й мастер. (Повернув своё ведро). Лазори…

4-й мастер. (Повернув своё ведро). …и вохры - по 30.

Любознательный первоклассник. (Радостно). Да! (Поднимает вверх обе руки).

Все уходят.

4 сценка.

Участвуют 4 человека: 2 исполнителя, академик и дедушка (опирается на палочку, спина согнута).

Плакат:

1-й исполнитель. Памятник Александру Сергеевичу Пушкину был создан на народные средства. Академик Я. К. Грот отчитывался об использовании собранных средств до копейки.

Плакат:

Академик Грот. (Разворачивая плакат до знака равно). На создание памятника было собрано 106,575 рублей 10 копеек. После завершения всех работ на счету осталось 19,064 рубля 94 копейки.

Дедушка. Да, народные деньги требуют скрупулёзного учёта, до копейки!

2-й исполнитель. (С большими бухгалтерскими счётами в руках). Узнайте, какой процент собранных средств пошёл на сооружение памятника.

(Откладывает на счётах 82, помогает академику развернуть плакат).

Академик Грот. 82 процента!

Дедушка. А все оставшиеся средства до копейки использовали на издание произведений поэта по доступной народу цене.

Все уходят.

Литература. Перли Б. С., Перли С. С.. Москва и её жители: Нетрадиционный задачник по математике. 5-6 класс. М.: Новая школа, 1997 год. 288 стр., ил.

  • 5 стр. 10
  • 14 стр. 17
  • 29 стр. 29
  • 213 стр. 209

5 сценка.

Энергично входят 2 мальчика в спортивных костюмах и кроссовках. У одного из них теннисная ракетка, у второго – большой мяч.

1-й мальчик-спортсмен. Математика и Москва – это неисчерпаемая тема. Каждый новый день вносит поправки в цифры, характеризующие Москву.

Сегодня в распоряжении московских спортсменов и физкультурников свыше 5 тысяч спортивных сооружений. Включая 49 стрелковых тиров, стадионов в 2 раза больше, чем тиров, 15 Дворцов спорта…

2-й мальчик-спортсмен. …Спортивных площадок 2.200, спортивных залов на 200 больше, чем спортивных площадок, 80 плавательных бассейнов.

(Мальчики быстро, по-спортивному, уходят).

6 сценка.

Сразу вслед за мальчиками «выпархивают» 2 нарядные девочки-театралки. У первой – театральный бинокль, у второй театральная сумочка и программка.

1-я девочка-театралка. В Москве 157 станций метро, театров и концертных залов 98, а музеев на 10 больше, чем театров и концертных залов.

2-я девочка-театралка. В целях совершенствования концертно-филармонического обслуживания Правительство Москвы постановило создать «Московский международный дом музыки».

(Девочки уходят).

7 сценка.

Выходят 2 отличницы-медалистки. Они в школьной форме, у одной на груди золотая медаль, у другой – серебряная.

1-я отличница. В прошлом учебном году в Москве 76 тысяч юношей и девушек закончили среднюю школу. Из них 4,5 тысячи получили золотые и серебряные медали. Это составляет 6% всех выпускников.

(При слове «золотые» первая отличница показывает свою золотую медаль, при слове «серебряные» вторая показывает серебряную медаль).

2-я отличница. В этом учебном году в школах Москвы учится почти миллион детей, в их числе 74,5 тысячи первоклассников.

Приложение.