Конспект урока русского языка во 2-м классе "Перенос слов"

Разделы: Начальная школа


Система. Традиционная.

Учебник. Т.Г.Рамзаева. Русский язык. Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. В двух частях. Часть 1 (первое полугодие). – М., «Дрофа», 2007

Тема. Перенос слов.

Цель урока: ознакомление детей с правилом переноса слов по слогам с одной строки на другую.

Задачи урока:

  1. Сформировать умения переносить слова с одной строки на другую.
  2. Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения.
  3. Воспитывать любовь к родному языку, любознательность, аккуратность (запись письменного текста в тетради), трудолюбие.

Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Дидактическое обеспечение. Презентация (приложение),  учебник.

Форма использования мультимедийного оборудования. Проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Ход урока

1. Мотивация на успех. (Слайд 1)

  Прозвенел опять звонок
 Он зовёт нас на урок.
 На уроке не зевать,
 А работать и писать!

2. Минутка чистописания. (Слайд 2)

- Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания?
- Она здесь лишняя, объясните почему?
- Расскажите про букву «М».

3. Словарно-орфографическая работа. (Слайд 3)

 - Сегодня мы с вами познакомимся с новым словом из словаря, которое вы должны назвать сами.
- Рассмотрите картинки и запишите слова в тетрадь, ставя ударение и подчёркивая безударную букву, которую нужно запомнить. Записываем слова с красной строки, первое слово пишем с большой буквы, слова пишем через запятую, после последнего слова ставим точку.

Проверка. (Слайд 4)

 - Выделите первую букву в названии каждого написанного слова, соедините буквы между собой. Какое слово получилось?
- Запишите слово в тетрадь, поставьте знак ударения и подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
- Какой вопрос поставим к слову? (что?)
- Что обозначает это слово? (предмет.)
- Прочитайте слова, которые расположились со словом посуда.  (Слайд 5)
- Составьте предложение. Запишите предложение с комментированием.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Запишите слова, которые отвечают на вопрос какая?

Посуда (какая?)

(стеклянная, фарфоровая, красивая, грязная, чистая и др.)  

4. Физкультминутка для глаз.

5. Формирование новых знаний.

- Разделите слово посуда на слоги. (по-су-да) (Слайд 6)
- Подумайте и скажите, как это слово можно перенести с одной строки на другую?
- Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?
- Но, чтобы сделать это правильно, послушайте стихотворение – игру:

Я сейчас расскажу,
Как слова переношу:
Овца – ов-ца,
Корова – ко-ро-ва,
Коза – ко-за,
Кони – ко-ни.
Здесь порядок очень строгий,
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.

- Как же переносятся слова с одной строки на другую?
- Как обозначается знак переноса в тетради?
- Запишите слово посуда, разделяя его чёрточками для переноса.
-Как вы думаете,  достаточно ли этих знаний, чтобы уметь переносить слова при написании с одной строки на другую? (ответы детей)

-Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова»

Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва
Я перенёс:
Е-ДВА
Как получил за это «ДВА».
Укол
Я перенёс:
У-КОЛ
 И получил
За это «КОЛ».
Опять
Я перенёс:
О-ПЯТЬ
 Теперь,
Наверно,
Будет «ПЯТЬ».

- А вы как думаете, ребята, какую отметку получил ученик за последний перенос? Почему?  (ответы детей.)

- Какой вывод сделаем? (слово опять нельзя разделить для переноса, т.к. одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую.)

- Давайте выведем правило, как переносить слова с одной строки на другую?  (Слайд 7)

6. Первичное закрепление нового материала. Работа по учебнику.

 - А теперь попробуем сами разделить слова для переноса, для этого откроем учебник на странице 61, прочитаем правило и затем  выполним  упражнение 111 на странице 62.

Работа у доски и в тетради. Проверка.

Упражнение 113 на странице 63  ребята выполняют самостоятельно. Проверка.

7. Физминутка.

8. Самостоятельная работа.  (Слайд 8)

- Сейчас мы с вами проверим, как усвоили случаи переноса.
- Разделите чертой слова на слоги.
- Можно ли перенести слова так, как перенёс Незнайка? Исправь ошибки.

  Проверка

9. Рефлексия.

 Услышим скоро мы звонок,
 Пора заканчивать урок…

- Что нового на уроке мы узнали?
- Как мы можем переносить слова с одной строки на другую?
- Ребята, скажите, кому сегодня на уроке новый материал давался легко? Кто испытывал  трудность и в чём?

Обмен впечатлениями.  (Слайд 9, 10)

10. Домашнее задание.

- Выучить правило на странице 61, выполнить упражнение 112 на странице 62.

11. Дополнительное задание в оставшееся время на уроке.  (Слайд 11)

- Поиграем в игру «Забрось мяч в корзину!»
- Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить?
- В первую корзинку будем забрасывать слова, которые нельзя разделить для переноса, а во    вторую – можно  делить для переноса.