Урок литературного чтения в 4-м классе по системе Л.В. Занкова по теме "А.С. Пушкин. "Зимняя дорога""

Разделы: Начальная школа


Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чуракова  «Литературное чтение».

Часть 1.
Авторы – составители:
Трегубова Ирина Валерьевна – МОУ СОШ №2 с. Ладовская Балка, Красногвардейский район, Ставропольский край.

Раздел 5. АВТОРСКАЯ ПОЭЗИЯ: МАСТЕРСКАЯ СТИХА.

Тема: Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Цели урока:

  1. Добиваться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя. Формировать представление о поэзии как особом взгляде на мир и прийти к пониманию поэтического образа, который создаёт автор.
  2. Развивать речь учащихся путём словесного рисования, навык осознанного правильного чтения, чёткую дикцию, связно рассказывать о своих впечатлениях,
  3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, прививать любовь к русской поэзии, природе, уважение к чужому мнению.
  4. Сохранять здоровьесберегающую среду на уроке.

Оборудование:

  1. Портрет А.С. Пушкина (на слайде).
  2. Магнитофон, аудиозапись музыки П.И.Чайковский «Времена года» - Январь.
  3. Картины русской природы (на слайдах).
  4. Стрелочки из картона с человечками (Приложение 1)
  5. Учебник «Литературное чтение» - 4 класс автор Чуракова Н.А – Самара: Учебная литература 2007 год.
  6. Проектор, компьютер

 

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1

Психологическая гимнастика.

Учитель.

- Какое за окном время года? (Зима.) (Слайд 2)

Покажите, что вам холодно, и вы замёрзли. А теперь отогрелись и расслаби­лись.
Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите недовольство.
Покажите, как вы лепите снеговика: ставите снежные комы друг на друга и делаете снеговика из своего товарища.
Молодцы! Какие красивые снеговики из вас получились.

Какое у Вас настроение? (Приложение 1)
- Вы пришли довольные и весёлые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на нашем  уроке.

II. Актуализация знаний.

У каждого человека есть свой маленький уголок  – деревня, улица, дом,   где он родился. (Слайд 3)  Это его маленькая родина, а из множества таких   маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Учитель читает  (Слайд 4)   на доске отрывок из стихотворения С.Д.Дрожжина

Кругом поля раздольные
Широкие поля
Где Волга многоводная
Там Родина моя…

- Каждый человек свою любовь к Родине, к России выражает по-своему. Композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи, писатели рассказы, а художники рисуют картины. И каждый из них стремится   донести до нас те переживания, то настроение, которые побудили  их к созданию данного произведения. Стихотворения, каких русских  поэтов вы знаете? (Дети называют).

Учитель. Кому удалось найти и принести сегодня на урок эти книги?

Дети вместе с учителем оформляют выставку книг на полках у доски.

Учитель. Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (Цели урока ставят  дети, учитель может дополнить).   (Слайд 5)

Учитель. О нашей Родине русскими поэтами написано так много стихов, что мы не сможем собрать их все. Но это замечательно, что вам захотелось прочитать стихотворения и в других книгах. Предлагаю вам  после уроков обменяться   книгами с выставки и продолжить знакомство со стихами русских поэтов. А с каким стихотворением мы познакомились  на прошлом уроке?

Дети. Со стихотворением  Владимира Маяковского «Тучкины штучки». (Слайд 6).

Учитель. Сейчас несколько учеников выразительно прочитают это стихотворение. А вы, ребята, постарайтесь определить, удалось ли им передать при чтении чувства и задумки автора.

Стихотворение читают 2-3 ученика.  (Ученики оценивают)

Учитель. А кто приготовил к уроку другие стихи о природе, о зиме, о Родине?

У доски 1-2 ученика зачитывают из книг с выставки или рассказывают  наизусть другие стихотворения поэта.

III. Физминутка. (Слайд 7)

Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех.
Мы из снега ком слепили,
Потом куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег,
Вышла кукла лучше всех.

IV. Постановка учебной проблемы.

Учитель.  Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством русских поэтов и их стихами. Наше стихотворение называется  «Зимняя дорога». Как вы  думаете, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?  

Ответы детей).

V. Поиск решения проблемы.

Учитель. А кто автор этого стихотворения, я вам предлагается отгадать с помощью игры «Кто быстрее?» Нужно вычеркнуть повторяющиеся буквы, и вы получите фамилию поэта.  (Слайд 8).
Дети выполняют задание и говорят. /А.С.Пушкин/.

VI. Решение проблемы.

Сегодня мы будем работать над стихотворением (Слайд 9). А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
- Но мы знаем, прочитать художественное произведение вырази­тельно трудно. Для этого мало выучить его наизусть. Как вы думаете, что ещё нужно?
(Понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора.)
- Если это стихотворение, то, что ещё мы еще должны почувство­вать?
(Определить главное настроение стихотворения,  ритм, рассмотреть рифму.)
Работая над логическим ударением,  закон «конца строки» помогает чтецу понять, где делать паузы; рифмы подчёркивают эти паузы — их тоже нужно немного выделять го­лосом. Мы сегодня попробуем открыть для себя новые «секреты», которые помогут нам выра­зительно прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

VII. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

1. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.

Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин... (Слайд 10).

Будьте внимательны. Старайтесь представить себе то, о чём я буду рассказывать, т. к. это поможет вам понять точку зрения автора.
Пушкину случалось очень много ездить по России в своей скитальческой жизни. Был он и на Кавказе в 1820 году. Очень любил бродить по горам, любовался окружающей его природой и писал стихи.
Железных дорог еще не  существовало в его время, и приходилось целые дни;  а то и недели трястись по ужасным  тогдашним дорогам. Но было и хорошее в такой долгой езде. Можно   было  спокойно    думать    свои   думы, вдоволь наглядеться на пейзаж родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, со встречным народом, увидеть своими глазами в деревнях и селах, как живет простой крестьянский люд, узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов. И Пушкин любил быть в дороге. Она была для него настоящей школой жизни. (Слайд11).

Но особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, мерное поскрипыванье полозьев, однообразное позвякивание колокольчика, даже сама дорожная скука, располагающая к мирной дремоте, — все это навевало на поэта особое настроение. (Слайд12).

2). Чтение стихотворения – учителем.

VIII. Проверка первичного восприятия.

Учитель.

- Понравилось ли вам стихотворение?
- Определите вид стихотворного жанра, (пейзажная зарисовка)
- Удалось ли вам определить лейтмотив данного стихотворения?
- А что такое лейтмотив?

Лейтмотив – это главное настроение. В этом стихотворении оно грустное, скучное.

IX. Работа по теме урока.

1). Самостоятельное чтение стихотворения.

Учитель.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и определите, чем создаётся такое грустное настроение. (Дети читают самостоятельно).
- Прочитайте стихотворение вслух и ответьте на поставленный вопрос.

Дети. Грустное настроение создаётся любованием родной природой.

Какое слово указывает на то, что мы правильно определили его настроение? (По дороге зимней, скучной).

Учитель. Каждый поэт по-своему, по-особому вводит нас в мир природы, в мир своих переживаний. Давайте докажем, что  наши  суждения о восприятии близки авторским.

2). Работа в парах. (Слайд13).

Сколько строф в этом стихотворении? (4)

Учитель. Какую форму записи использует поэт? (четверостишия).

1) Как вы определите ту рифму, к которой обратился поэт? (Перекрёстная).
2).Почему же он использовал именно такую рифму, а не парную, например? Перекрёстная – более спокойная и размеренная, обладающая рисунком «тик – так,  так – так»,  обладающая воздухом: рифмующиеся слова находятся через строку.
3) Подойдёт ли парная рифма для того, чтобы передать монотонный бег лошадки, звяканье колокольчика?

Давайте, сравним (Слайд14), где стоят ударения в словах (можно прохлопать) Короткая строка Маяковского меньше подходит для передачи монотонного бега лошадки, чем длинная строка Пушкина. Более того, слова, начинающие строчки в стихотворении Маяковского, имеют ярко выраженные ударения на первом слоге. Это также придаёт стиху энергичный характер, - мало подходящий для передачи монотонного бега лошадки. В стихотворении Пушкина первые слоги в словах, конечно, выделяются голосом (мы показали это, подчеркнув их), но настоящее ударение стоит в них каждый раз на третьем слоге. Это побуждает читающего эти длинные многосложные слова произносить их как бы невольно нараспев, чуть-чуть по слогам. Это, безусловно, больше подходит для того, чтобы передать монотонный бег лошадки. Не случайно, 4-х стопный хорей – это песенный размер и излюбленный размер устного народного творчества. /И Маяковский, и Пушкин используют такой  метр, как хорей (двусложный стих с ударением на первом слоге), но Маяковский использует короткую строку (3-х стопный хорей, а Пушкин – длинную строку –4–х стопный хорей. Размер стиха определяется метром.

3). Групповая работа (Слайд 15).

Деление детей на подгруппы по уровню восприятия:

«Слушатели» - читают стихотворении выразительно
«Зрители» -  описывают картину посетив Третьяковскую галерею (в учебнике).
«Деятели» - рисуют представленные картины и объясняют незнакомые  слова.

/Работа со словарём - Версты - ВЕРСТА, русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км). До 20 в. существовала межевая верста (1000 саженей; 2,1336 км), употреблявшаяся для межевания и определения расстояний между населенными пунктами. Одне – одни/.

X. Содержательная рефлексия.

1. Выразительное чтение стихотворения. (Слайд 16).

2. Высказывания критиков-слушателей.

- Смог  ли  представитель от «Деятелей» в своем чтении передать слушателям чувства и настро­ение рассказчика? (Ответы детей).

- Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке? (Слайд 17). Самооценка.
Покажите мне с каким настроением вы уйдёте сегодня с урока? (Приложение 1).

XI. Домашнее задание (по выбору учащихся).              (Слайд 18).

  1. Выучить стихотворение наизусть и постараться выразительно рас­сказать
    (учебник стр. 162)
  2. Подготовить выразительное чтение любого другого стихотворения о зиме.

XII. Итог урока.

Учитель. Удалось ли понять и почувствовать, что побудило автора к созданию  этого  стихотворения?

Ответы детей).     (Слайд 19).    

-Вы сегодня хорошо работали и, наверное, немного устали. Давайте сейчас  снимем с себя усталость и выполним (Слайд 19 по щелчку) - Мудру (сплетение пальцев) - «Черепашка».
/Пальцы правой руки смыкаются произвольно с пальцами левой руки в замок. Большие пальцы обеих рук соединены по всей длине боковыми поверхностями, образуя голову черепахи. Руки держать произвольно, без напряжения. Упражнение можно выполнять под спокойную музыку/.

Урок окончен. (Слайд 20).

Выставление оценок.

Презентация

Используемая литература:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия  /БЭКМ/ - 2007 год.
  2. В. С. Рождественский «Читая Пушкина» - Государственное издание «Детская литература»,
    Москва, Просвещение, 1962 год – 188 стр.
  3. Журнал для педагогов начальной школы – Педсовет № 10 – 1996 год.
  4. Методический комментарий к учебнику Чураковой Н.А. 4 класс – Москва: ЗАО «Центр
    общего развития», 2002 год.
  5. «Открытые уроки в начальной школе, проведённые в рамках конкура «Учитель года –
    2006» ЮАО г. Москвы» /составитель Е.С. Гостимская – М.: 5 за знания, 2006 год. – 128
    стр.
  6. Подшивка газет «Начальная школа» приложение к 1 сентября №19 - 1999 год.
  7. Ю.Яковлев «О нашей Родине» книга для чтения, Москва, «Просвещение», 1983 год.