Предмет - литературное чтение
Класс – 2
Тема – Обобщение по теме «Русские народные сказки»
Цель: повторение и обобщение знаний учащихся о сказках
Задачи урока:
образовательная - расширение знаний о русских народных сказках;
развивающая - развитие речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания , самооценки, памяти, сообразительности; развитие умения слушать друг другу, общаться.
воспитательная - воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение, воспитание стремления совершать добрые дела;
Форма проведения урока – шоу-программа «Сказочный денёк»
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, презентация, кроссворд, карточки, «волшебные предметы», чёрный ящик.
I. Вступительное слово учителя.
С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Мы живем в мире волшебства, фантазии, пытаемся понять, где добро, а где зло.
Сегодня мы собрались здесь, потому что очень любим сказки. Недаром говориться “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок”. Чем же сказка отличается от других литературных произведений?
(КАДР 2)
(В сказке всегда добро побеждает зло, могут быть различные герои, волшебные превращения).
- Ребята сегодня покажут, как хорошо они знают различные сказки. Для этого разобьёмся на 3 команды.
Сивка-Бурка Жар-птица Колобок
(КАДР 3)
II. Конкурсы.
1. Разминка.
“Хорошо ли ты знаешь сказки?” (КАДР 4)
Показываются иллюстрации из сказок, команды по очереди определяют, откуда они взяты .
2. Задание капитанам. (КАДР 5)
“Назовите сказку” (кто быстрее определит сказку).
- В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из плотницкого инструмента?
- В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство лица помогло восстановить справедливость?
- Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?
3. Конкурс на лучшее знание сказок (задание командам).
- Какую песенку пел Колобок?
- Что пела Коза своим семерым козлятам?
- Кто сможет позвать Сивку-Бурку?
- Кто это?
а) Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата?
- Кто так говорит?
б) “Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?
в) “Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам”.
4. Загадки (КАДР 6)
По 1 представителю от команды, тянут карточку, читают загадку и отгадывают.
Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне и женился на царевне .
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.Был друг у Ивана
Немного горбатым,
Но сделал счастливым его и богатым.Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём
И светло в ночи, как днём.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?На кочке болотной
невестушка ждёт,
Когда же за нею
царевич придёт.Много серебра и злата
В сундуках своих он спрятал.
В мрачном он дворце живёт
И чужих невест крадёт.То не золото сверкает,
То не солнышко сияет,
Это сказочная птица
В сад на яблоню садится.
5. Сказочный кроссворд (КАДР 7)
На листе в столбик написано «сказки». Дети отгадывают и дописывают слова.
С - предмет, благодаря которому царевич нашёл себе жену
К - его пытались съесть пятеро, а удалось шестому
А - сестра Иванушки
З - пресмыкающееся с тремя и более головами
К - посуда, из которой журавль кормил лису
И - на её кончике смерть одного из героев сказок
6. Сказочный переполох (КАДР 8)
Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей - ясным соколом. Не должно быть беспорядка в сказках. Соедините начало и конец названий сказок.
«Царевна Хаврошечка»
«Иван Царевич и Василиса Царевна»
«Крошечка Лягушка»
«Финист Бессмертный»
«Жар-птица и Серый Волк»
«Кощей Ясный Сокол»
7. Восстановите сказки (КАДР 9)
«Шаам и двеемьд»
«Шокупет - лозойто бекошерг»
«Ивакс - Каруб»
III. Подведение итогов. (КАДР 10)
Чему посвящено занятие?
Чем отличается сказка от других произведений?
Какие виды сказок знаете?
Внимание! Чёрный ящик!
Из черного ящика достаются предметы, которые якобы кто-то потерял. ( золотое яичко - курочка-ряба, наливное яблочко - Василиса, клубок – Баба-Яга, иголка – Кащей-Бессмертный, лук – Иван-царевич, сапоги-скороходы – Маленький Мук).
Нет человека, которого хотя бы один раз не тронула до глубины души волшебная сказка. Нет ребенка, которого бы не покорила задушевностью и веселостью, наивностью и мудростью народная сказка.
Cказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всем этом она неизменно ставит вопросы; сказка хочет, чтобы ребенок думал. Зачем люди сочиняют сказки? Конечно, чтобы рассказывать их детям и учить ребят добру. Ведь в сказках зло наказывается, добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро порождает добро.
Человек должен расплачиваться за все - за свои желания, поступки, ошибки. И только доброта и любовь сделают жизнь счастливой.
Отнимите у народа сказку, и жизнь его потускнеет, растеряет свои яркие цвета. Вот почему в сердце каждого взрослого живет, свернувшись в теплый комочек, его любимая сказка, услышанная в детстве...
Подводятся итоги, объявляются результаты, вручаются призы