Тема: Обобщающий урок по произведениям К.И.Чуковского.
Цель: обобщить знания учащихся о произведениях К.И.Чуковского.
Задачи: закрепить знания учащихся о произведениях К.И.Чуковского, совершенствовать технику чтения, развивать устную речь, мышление, память, воспитывать любовь к чтению, к детской литературе.
Оборудование: портрет К.И.Чуковского, плакаты: дерево, маршрутный лист, 3 цветка с вопросами, кубик, фишки, призовые жетоны.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока.
Сегодня у нас с вами будет необычный урок чтения. Это будет урок-игра по произведениям К.И.Чуковского. Каждый из вас сможет проверить себя, как хорошо вы знаете его книги. Для вас я подготовила интересный материал о К.И.Чуковском. Вывешивается портрет К.И. Чуковского.
3. Подготовка к повторению изученного материала.
Для детей Чуковский стал писать после того, как заболел его сын, и ему надо было рассказать сказку.
Вёз он его в ночном поезде. Сын капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, Чуковский стал рассказывать ему стихи. Сын угомонился и тихо заснул. Стихам своим Чуковский не придавал значения и навсегда забыл о них. Но его сын, едва проснулся, сразу же потребовал, чтобы он снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Так как сказка оказалась для него лучшим лекарством, пришлось вспомнить её строка за строкой.
После этого случая К.И.Чуковский стал писать для детей стихотворные сказки.
Напомните, какие сказки, написанные этим писателем вам знакомы? («Крокодил», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Бармолей», «Айболит» и др.)
Созданные им сказки быстро нашли дорогу к сердцам маленьких читателей. А ведь в этом году произведению «Мойдодыр» исполнилось 86 лет, а самой первой его сказке «Крокодил» уже 93 года. В следующем году К.И.Чуковскому исполнится 121 год.
4. Повторение и закрепление изученного материала.
А сейчас мы с вами поиграем в игру по произведениям этого автора и узнаем, как хорошо вы помните произведения К.И.Чуковского.
(На доске висит маршрутный лист.)
Для этого мы с вами разобьёмся на три команды по рядам, выберем командиров и названия команд.
Название команды осуществляется по выбору командиром команды листочка, на котором с другой стороны написано одно из названий произведения К.И.Чуковского.
У каждой команды на столе стоит ромашка с вопросами. Лепестки ромашки пронумерованы от 1 – 6. Под номером 1 – вопросы по произведению «Путаница», под номером 2 – «Телефон», под номером 3 – «Тараканище», под номером 4 – «Муха – цокотуха», под номером 5 – «Мой- додыр», под номером 6 – «Краденое солнце».
Один из членов команды кидает кубик и определяет количество ходов. Выпавшее количество ходов соответствует номеру вопроса. Другой член команды отрывает лепесток ромашки и читает вопрос команде. Даётся полминуты на обсуждение.
Если команда даёт правильный ответ, то фишка передвигается на выпавшее количество очков, и команда получает призовой жетон. (Призовые жетоны выполнены в виде предметов, взятых из произведений К.И.Чуковского.) Если нет, то право ответа переходит другой команде. Ответив правильно, команда получает дополнительное очко. Не ответившая команда теряет право передвигать свою фишку на выпавшее количество очков и не получает призовой жетон. Так все команды по очереди кидают кубик, пока одна из команд не придёт к финишу.
В конце игры команде победителей предоставляется первой украсить дерево призами, которые получила команда. Следующими украшают дерево, команда, пришедшая вторая по счёту к финишу. Потом последняя команда.
Результатом урока стало Чудо – дерево, на котором выросли предметы и герои из произведений К.И.Чуковского.
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание.
Вопросы, написанные на лепестках ромашек.
(Одни и те же вопросы располагаются у каждой команды таким образом, чтоб они не совпадали, когда будет выпадать одна и та же фишка у какой - либо из команд.)
Путаница
- Почему произведение названо «Путаница»?
- Как стали кричать котята? (Захрюкали).
- Как стали кричать утята? ( Заквакали).
- Как стали кричать свинки? (Замяукали).
- Как стали кричать курочки? (Закрякали).
- Как стал кричать воробей? (Замычал).
- Как стал кричать медведь? (Закукарекал).
- Куда посадили мыши кошку? (В мышеловку).
- Кто уговаривал зверей кричать своими голосами? (Заяц).
- После чего звери стали кричать своими голосами? (После тушения пожара).
- Кто зажёг синее море? (Лисички). Чем? (Спичками).
- Кто потушил море? (Бабочка).
Телефон
- Слон просил прислать: пирожок, лимонад, шоколад? (Шоколад).
- Лакомство крокодилов: гвозди, калоши, грабли? (Калоши).
- Что попросили зайчатки? (Перчатки).
- О чём сообщили газели? ( Сгорели карусели).
- Цапли просили прислать: гусли, соски, капли? (Капли).
- Морского ежа проглотил: тигр, морж, осёл? (Морж).
- Что попросили мартышки? (Книжки).
- Спеть с соловьём хотела: корова, собака, свинья? (Свинья).
- В болото провалился: верблюд, таракан, бегемот? (Бегемот).
- Если позвонить по номеру 125, то трубку снимет: Бармалей, Мурзилка, Мойдодыр? ( Мойдодыр).
- Последним позвонил: кашалот, леопард, носорог? (Носорог).
Тараканище
- На велосипеде мчались: журавли, медведи, гориллы? (Медведи).
- Задом наперёд ехал: сыч, кит, кот? (Кот).
- На воздушном шарике летели: поросята, комарики, гусеницы? (Комарики).
- Кого испугались звери? ( Таракана).
- Кто спас зверей от таракана? (Воробей).
- Что ели звери, когда ехали? (Пряники).
- Кто просил зверей сразиться с тараканом? (Гиппопотам).
- Что упало на кенгуру с неба? (Луна).
- Откуда доставали луну? (Из болота).
- Чем приколачивали луну к небу? (Гвоздями).
- Друг друга скушали: зайцы, тигры, волки? (Волки).
- В трамвае ехали: зайчики, лягушки, соловьи? (Зайчики).
- В берлоге спрятались: быки, жуки, львы? (Быки).
- На ежа села: ящерица, тигрица, слониха? (Слониха).
Муха – цокотуха
- Что нашла Муха, когда пошла по полю? (Денежку).
- Какое брюшко было у Мухи? ( Позолоченное).
- Куда отправилась Муха, когда нашла денежку? ( На базар).
- Что купила Муха на базаре? ( Самовар).
- Кого пригласила Муха к себе в гости ? ( Тараканов, букашек, блошек, бабушку-пчелу, бабочку, жуков – червячков, козявочек, кузнечиков).
- Именинницу поймал: клещ, грач, паук? ( Паук).
- Кто спас Муху от Паука? ( Комар).
- Чем угощала гостей Муха? ( Чаем).
- Блошки подарили Мухе – Цокотухе: тапочки, сапожки, чемодан? (Сапожки).
- Бабушка – пчела принесла Мухе: лук, сок, мёд? ( Мёд).
- О чём просила гостей Муха, когда её уволок Паук? ( О помощи).
- Почему гости не спасли Муху? (Испугались).
- Что взамен освобождения предложил Комар Мухе? (Пожениться).
- После победы над злодеем с муравьихой плясал: слепень, муравей, сверчок? ( Муравей).
- С жуками отплясывали: бабочки, свечки, червячки? (Бабочки).
- Под диванами спрятались: гусеницы, тараканы, обезьяны? (Тараканы).
Мойдодыр
- Почему от мальчика убежали все вещи? ( Грязнуля).
- Кто сказал мальчику о том, что он грязнуля? (Умывальник).
- Какой предмет преследовал мальчика всю дорогу? ( Мочалка).
- Кто спас мальчика от мочалки? ( Крокодил).
- Почему Крокодил зарычал на мальчика? ( Грязный).
- Когда к мальчику вернулись его вещи? ( Когда стал чистым).
- Сколько раз в день надо умываться? ( Утром и вечером).
- Какой предмет впился мальчику в волосы, когда его стали мыть? (Мыло).
- Как зовут начальника над всеми умывальниками и мочалок командира? ( Мойдодыр).
- Какой предмет помог мальчику смыть с лица ваксу и чернила?( Мыло).
Краденое солнце
- Водоём, в котором прятался похититель солнца: море, пруд, река? (Река).
- В ворота стучали: петухи, улитки, бараны? (Бараны).
- Темноты не испугались чёрные: киты, совы, мыши? (Совы).
- На лужайке плакали: олени, зайки, бобры? (Зайки).
- Без солнышка не мог найти даже зёрнышка: воробей, тетерев, попугай? (Воробей).
- Кто проглотил солнце? ( Крокодил).
- Солнце освободил: верблюд, носорог, медведь? ( Медведь).
- По земле во мраке лазали пучеглазые: жабы, раки, овцы? (Раки).
- Одними из первых от сорок узнали, что солнце в беде: журавли, кукушки, снегири? (Журавли).
- Кого потеряли Медведь и Медведица? (Медвежат).