Контрактная система на уроках технологии в 9-11 классах
Современный выпускник общеобразовательной школы должен не только хорошо владеть знания, умениями и навыками в рамках школьной программы, но и ориентироваться в той ситуации неопределенности, в которую он попадает, выходя из школы. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, искать информацию продумывать и выбирать варианты действий.
Он должен развить в себе творческие способности, чтобы решать новые для себя задачи.
До недавнего времени организация учебного процесса, состояла в подражании учителю, в
освоение работ по образцам.
При таком подходе к обучению ученик утрачивал индивидуальность, своеобразие, становился неспособным проявить собственную познавательную инициативу, активность, творчество, ставить перед собой определенные цели и добиваться их реализации.
В нашей школе последние 3 года в 9-11 классах реализуется современная образовательная технология мастерских, при которых деятельность учеников организуется в составе малой группы на основе индивидуального выбора деятельности при участии учителя.
Направляющая роль учителя обеспечивает инициативу, поисковый творческий характер деятельности учеников. Группы-классы формируются после заключения контрактов, разработанных учителем и утвержденных Советом Школы.
Содержание контракта
1. Предмет контракта
1.1 Настоящий контракт регулирует отношения сторон, его заключивших, и обязателен для выполнения сторонами;
1.2 Контракт заключен между « Муниципальным общеобразовательным учреждением Тальменская средняя общеобразовательная школа № 6 Тальменского района Алтайского края» в лице руководителя мастерской
__________________________________________________________________________
предмет___________________________________________________________________
ФИ учащегося_______________________________________класса__________________
1.3 Учащийся __________________________________________ принимается для
обучения в мастерской_________________________________________________
На срок с _______________________по___________________________________
1.4 Стороны имеют право аннулировать настоящий контракт в одностороннем порядке
В конце учебного года, в исключительных случаях в конце четверти;
1.5 Условия настоящего контракта могут быть изменены только по соглашению с администрацией.
2. Общие условия контракта
2.1 Деятельность учащегося _____________________________________________
оценивается по пятибалльной системе.
2.2 В конце четверти ( полугодия), года в журнале выставляются оценки с последующим занесением в свидетельство (аттестат) об образовании;
2.3 В случаи прогулов или неуспеваемости учащийся на общих основаниях не допускается к выпускным экзаменам, либо остается на второй год.
3. Обязанности сторон
3.1.ТСОШ № 6 принимает на себя следующие обязательства:
3.1.1. Проводить грамотно подготовительные занятия согласно утвержденного администрацией учреждения расписания;
3.1.2. Не допускать вмешательства в творческую деятельность ______________ если она регулируется Уставом школы, и согласована с ведущем преподавателем.
3.1.3.Способствовать реализации реальных предложений, направленных на повышение качества обучения.
3.1.4. Оценивать деятельность _______________________________________ согласно общепринятым критериям по знаниям, умениям, и навыкам.
3.2 _______________________осуществляет учебную деятельность в соотвествии с Уставом школы и на период действия настоящего контракта обязан:
3.2.1 строго соблюдать учебную и трудовую дисциплину,
4. Разрешение споров
4.1 Если стороны не достигнут соглашения в связи с возникшими между ними спорами и разногласиями, касающимися настоящего контракта, либо его нарушения, спор подлежит разрешению администрацией школы или согласно поданному заявлению в Суд Чести школы.
5. Заключительные положения
5.1.Настоящий контракт вступает в силу с даты подписания его сторонами по истечении срока действия настоящего контракта последний может быть продлен или заключен на новый срок.
5.2.Контракт составлен в 3-х экземплярах, которые хранятся у каждого из сторон и у администрации в школе.
Руководитель мастерской Учащийся
______________________ ______________________
Ученик имеет право:
- выбирать мастерскую в соответствии со своими интересами, склонностями и потребностями;
- выбирать работу из предложенного руководителем перечня, о чем указывает в контракте;
- представлять свои изделия на выставках, конкурсах, конкурсном экзамене;
- вносит изменения, дополнения в контракт по выбору вида деятельности;
- перезаключать контракт с руководителем другой мастерской по окончании четверти, полугодия;
- посещать занятия мастерской в дополнительно отведенные часы и обязан:
- заключать контракт с Учреждением в лице руководителя мастерской;
- выполнять требования, предусмотренные контрактом;
- выполнять заказы школы.
В свою очередь руководитель творческой мастерской имеет право:
- взаимодействовать с классным руководителем, администрацией школы в разрешении возникших проблем с учащимися;
- определять количество детей в группе по согласованию с директором школы в режиме рабочего времени;
- с целью развития шефства – наставничества формировать группы из опытный и начинающих учащихся для работы в дополнительно отведенные для занятий часы;
- выбирать формы и методы работы с учащимися;
- расширять пространство видов деятельности для выбора учащихся;
- вносить предложения в контракт;
- вносить предложения администрации школы по пополнению материально-технической базы для развития мастерских;
- сотрудничать с заинтересованными лицами и учреждениями в развитии мастерской по согласованию с администрацией школы.
Предлагаемая мною система не навязывает определенную модель урока. Это дает возможность учащимся найти и выбрать деятельность по душе и интересам соответствующую их силам и способствующую раскрытию ребенка.
Данная практика работы показала, что учащиеся выбирают самые разнообразные виды деятельности:
- технология различных изделий (юбки, брюки, летняя одежда и т.д. )
- лоскутное шитье;
- аппликация на ткани;
- винтаж;
- вязание на спицах;
- вязание крючком;
- вышивка ( различные её виды )
- аппликация из бересты;
- аппликация из соломки;
- формотворчество.
И как результат, ребята становятся не только участниками районных, региональных выставок, и их победителями.
Такой подход дает возможность сотрудничества, взаимопонимания и творческого подхода и делу. Учащиеся впервые встретившиеся с контрактом обретают практику для будущей трудовой деятельности.