Классный час на тему: «Россия – наша Родина»
Цели:
формирование у учащихся патриотизма и гражданственности;
популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна.
Форма: классный час - размышление.
Оборудование: мультимедийное оборудование (Презентация)
Информация к размышлению.
Уважение и любовь к своей Родине. Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
Подготовительный этап.
Необходимо подготовить:
изображения гербов России; флаг РФ; герб РФ.
Ход классного часа.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о нашей Родине и государственных символах.
(Учитель сообщает тему и маршрут занятия; познавательная станция; исследовательская станция; практическая станция).
Вопросы учителя:
- В каком государстве вы живёте?
- Назовите столицу нашего государства.
- Назовите свою малую родину.
- Чем славится ваш город?
Ответы детей.
Сообщение ученика.
Слайд 1
- Россия- официальное название –Российская Федерация.
- Столица – Москва.
- Площадь 17 мл. 75 кв. км.
- Россия – самое крупное государство на земном шаре.
- Население 148 мл. человек , русские составляют 82%
- Всего на территории России проживает свыше 100 наций и народностей.
- Официальный (государственный) язык на всей территории – русский.
Учёные – лингвисты насчитывают в России 150 языков.
- Глава государства – Президент РФ, на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Сейчас президентом РФ является Дмитрий Анатольевич Медведев.
Учитель:
Каждый человек, живущий на этой планете, любит свою страну не только за её успехи на мировой арене, но и за родные края, леса, реки и поля.
Чтец 1
Много видел я стран и не хуже её –
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить?... С нею сердце моё,
И она для меня несравнима!
Вопрос классу:
Как вы думаете, какова основная идея данного стихотворения?
Затем учитель организует обмен мнениями учащихся по вопросам:
- Какие государственные символы вы знаете?
Ответы учеников.
Рассказ учителя:
У каждой страны есть история создания государства и отличительные признаки.
К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн – в XIX в.
Граждане России гордятся своими символами. Без них не обходится ни одно важное событие для страны
Исследовательская станция.
Слайд 2)
ГЕРБ (Сообщения 1 группы учащихся об истории российского герба)
Слово “герб” пришло в русский язык в XVI – XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает “наследство”. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении.
Государственный герб свидетельствует о независимости страны, родовой герб – о принадлежности его владельца к определённому сословию.Герб, как правило, официально утверждается высшей властью.
Вопрос учителя для 1 группы
Откуда же возникла эмблема двуглавого орла на Руси?
Сообщения учащихся:
Первоначально историки думали, что Русь заимствовала её из Византии. Как знак императорского двора двуглавый орёл украшал ткани, одежду и обувь императоров и придворных. Особую популярность приобрела эта эмблема при императорах династии Палеологов. Возможно, двуглавый орёл являлся их родовой эмблемой. Его изображение можно увидеть на рукописном Евангелии, принадлежавшем Дмитрию Палеологу.
В Риме орёл почитался с древнейших времён. По преданию, именно орёл, этот вестник богов, предсказал Тарквинию Древнему обретение царской власти. Распространённость эмблемы двуглавого орла на Балканах привела учёных к мысли, что именно из этого региона орёл мог попасть на Русь. Но, самое интересное, двуглавый орёл встречался и на самой Руси, причём задолго до 1497 г. Двуглавый орёл призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. В этом качестве он и продолжил свою историю на Русской земле.
В XVI – XVII вв. в Московском царстве использовались две государственные печати – Большая и Малая. Они отличались размерами, расположением эмблем и надписями, но на обеих сохранились изображения всадника и двуглавого орла. На Большой государственной печати всадник помещался на груди двуглавого орла. На Малой печати всадник и орёл изображались на двух сторонах.
В конце 1530-х гг. двуглавый орёл приобрёл более воинственный вид.
На печати Лжедмитрия I орёл изображён с поднятыми вверх крыльями, а над его головами – две короны, между которыми – третья, большего размера. На печатях царя Михаила Фёдоровича крылья орла опустились, над головами орла помещались три короны.
В первой половине XIX в. изображение российского герба вновь изменилось. Возникло два типа государственного герба. На первом орёл с распластанными крыльями держал на груди московский герб в щите изящной, заострённой кверху формы. Над головами орла помещалась корона. В лапах этот орёл иногда держал – в одной пучок молний и факел, а в другой – лавровый венок. Второй тип герба – орёл с поднятыми крыльями, увенчанный тремя коронами. Щит с московским гербом на его груди обрамлялся цепью ордена Андрея Первозванного. А на крыльях орла – 6 щитков гербами наиболее важных земель, название которых входили в императорский титул. Последнее изменение государственного герба в дореволюционный период состоялось в 1882 – 1883гг.
Задание: Сделать описание герба России.
Ученик:
Фон герба красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита - золотой двуглавый орел. Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Над головами орла мы видим короны, а в лапах он держит скипетр и державу. В давние времена корона, скипетр и держава считались символами власти.
На груди орла помещено изображение всадника. Это святой Георгий Победоносец, который копьем убивает змея. Змей – символ зла. Он повержен героем. Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах.
Чтец 2
Везде орёл, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди –
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди… (М. Шереметьев)
Вопрос для групп:
О каком орле идёт речь в этом четверостишии? (О двуглавом орле на гербе России.)
Учитель:
История создания герба огромна. Символы безымянны, они не знают авторства, их создаёт сама история.
Задания для групп №2.
(Исследовательская станция).
(Предварительно раздать образцы гербов группам)
1)
Рассмотрите изображения образцов гербов России. Расположите их в хронологической последовательности.
ОТВЕТ: большая государственная печать 1577г.;
большой государственный герб Российской империи 1882г.;
первое изображение герба Советской России;
Государственный герб РСФСР;
Государственный герб СССР;
Государственный герб Российской Федерации.
Слайды: 3-8
2)
Определите, какие изменения происходили с гербом в разные времена.
Ответы учащихся.
2. ФЛАГ (2группа учащихся)
Слайд – 9
Сообщение подготовленного ученика об истории российского флага.
Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту.
В апреле 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета, но как именно располагались эти цвета на первых российских флагах не известно.
Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников о торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатический представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.
Рассказ учителя: когда же появился трехцветный российский флаг?
Во все времена цвету придавали особое значение, выбрать цвета национального флага очень ответственное поручение. Так, белый означает и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный – огонь, отвагу. В данном виде он существует с 1991
Фактически воспроизводит существовавший в России с 1705 г флаг торгового флота ,
который считался символом Российской империи с 1873 г. с черно-желто-белым династическим флагом Романовых. Поэтому можно считать, что флагу России уже более 300 лет.
Задание для групп №3:
Что, по вашему мнению, символизируют цвета флага?
Ответы учащихся.
Учитель:
22 августа – День Государственного флага РФ.
Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. “О государственном флаге РФ” были установлены официально белый, синий и красный цвета флага
3. ГИМН (3 группа)
Слайд -10
Сообщение подготовленного ученика об истории гимнов России.
“Гимн” - слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”.Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем.
В Древней Руси торжественные церемонии проходили под торжественные песнопения. В эпоху Петра 1 зазвучали торжественные канты – светские гимны, исполняющиеся на церковный манер. При Петре 1 появился первый военный марш, который стал неофициальным гимном России.
Россия знала ещё несколько мелодий, ставших её неофициальными гимнами.
Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону государственного флага , мужчины снимают головные уборы.
Учитель:
Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.) , а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову (1883-1946гг.). Государственный гимн РФ был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом Президента России В.В.Путина 30.12 2000г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна.
Прослушивание гимна Российской Федерации
Задания для групп:
1) Какие чувства вы испытываете, когда слышите звуки гимна России?
2) Как вы думаете, где исполняется государственный гимн?
ОТВЕТ: он звучит в особо торжественных случаях. Например, при вступлении в должность Президента РФ, руководителей органов государственной власти при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время церемоний встреч и проводов глав или официальных представителей иностранных государств, во время проведения воинских ритуалов.
Учитель:
Гимн является официальным государственным символом. Он как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и потому к нему должно быть самое уважительное отношение.
Обращаясь к началу урока, где речь шла об информации к размышлению, учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании и подводит к выводам классного часа.
Выводы:
- Эти символы – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.
- Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.
- Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.
- Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.
Учитель:
Надо любить и уважать свою страну и свою малую родину- наш любимый город Черняховск.
Сообщение учащегося о малой родине – г.Черняховске
Инстербург, ныне Черняховск пережил много потрясений; язычников и крестоносцев, татарские и литовские набеги, наполеоновские и две мировые войны. Черняховск - второй город по величине в Калининградской области. Город стоит на живописных берегах Анграпы в 2 км от слияния её с Инстручем, дающим начало реке Преголя, по которой Черняховск имеет выход в Балтийское море. Черняховск имеет статус исторического города. Многие памятники истории и архитектуры охраняются государством.
Стихотворение Тамары Николаевой
«Мой город Черняховск»
Город мой Черняховск, ты прекрасен всегда;
В дни весны голубой и в холодную осень!
Вековые каштаны укроют в жару, В их
соцветьях красуется гордая проседь.Твои улицы нас уведут в те века. Когда
не было бабушек наших на свете. Нам о
многом расскажут дома и мосты, Когда
встретимся мы на рассвете.Твои замки окутали тайны -Нам так
хочется их разгадать. Чтоб узнать
про былые столетья Тех далеких
времен и понять.Что в тех старых соборах и башнях?
Что в камнях вековой старины? За
собой нас манит дух познаний, Как
прохлада воды с глубины.
Учитель: Практическая станция.
1. Конкурс «Признаки государства»
Ответить на вопрос : « Что, по вашему мнению, является признаками государства?»
2.Творческий конкурс
Придумать свою версию герба нашей страны и версию флага.
Учитель:
Сейчас наша страна только встаёт на ноги, она молода и многое ещё впереди. Нам предстоит сделать всё, чтобы наша родина была счастливой.