Урок по теме: «Построение и преобразование графиков квадратичной функции».
Описание урока: Интегрированный урок математики и информатики «Построение и преобразование графиков функций » с использованием электронных таблиц Excel, интерактивного планшета или доски.
Тип урока: Обобщение и закрепление материала.
Цели и задачи урока:
Обобщить знания по темам: «Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене», «График квадратичной функции», «Построение и преобразование графиков функций ». Закрепить навыки записи и копирования формул в электронных таблицах Excel, построение графиков в электронных таблицах с помощью «Мастера диаграмм». Наглядно продемонстрировать учащимся возможность использования электронных таблиц для самоконтроля, изучения свойств функций, построения графиков неизвестных функций и т.д.
Оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, интерактивная доска или интерактивный планшет, проекционный экран.
Материалы к уроку:
- урок сопровождается презентацией Power Point «Построение и преобразование графиков квадратичной функции» на компьютере учителя (Приложение1) ;
- задания для самостоятельной (Приложение2) и домашней (Приложение3) работ (распечатать для каждого учащегося).
Ход урока
Организационный момент.
Слайд 1 из Приложения1 (далее ссылки на слайды идут без указания Приложения1)
Сегодня необычный урок алгебры. С помощью информационных технологий нам предстоит закрепить знания, полученные по теме «Квадратичная функция и ее график». Помогать нам в этом будет хорошо известная программа фирмы Microsoft - электронные таблицы Excel. Начнем с устной работы.
1. Устная работа (актуализация знаний).
Внимание на экран.
Слайд 2
- Укажите графики квадратичных функций:
(Ответ: 3, 4, 5)
Рис 1
Слайд 3
- Каков знак коэффициента при у функций, графики которых изображены на чертеже?
Рис. 2.
2. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (актуализация знаний).
Слайд 4; Приложение2 (1 часть)
Следующее задание вы выполняете письменно. На карточках с самостоятельной работой вам необходимо представить каждый многочлен в виде полного квадрата двучлена.
На карточке есть дополнительное задание для тех, кто успевает быстрее других.
Один ученик выполняет задание на интерактивном планшете без вывода на экран.
По завершении работы ответы выводятся на проекционный экран и проверяются со всем классом.
3. Практическая работа.
Слайд 5
1) Теперь приступаем к выполнению практической работы. Сейчас в электронных таблицах Excel мы выясним, какая существует связь между графиками функций .
Слайд 6
В одной координатной плоскости постройте графики трех функций:
на отрезке [-4;4] с шагом 1.
Для этого необходимо:
- применив приемы копирования, заполнить таблицу (при необходимости напомнить учащимся приемы ввода и копирования формул в Excel):
Рис. 3 (режим отображения формул)
- далее выделить диапазон ячеек (B3:J5);
- вызвать Мастер диаграмм;
- выбрать тип диаграммы График; вид График с маркерами ;
- на следующем шаге перейти на вкладку Ряд и ввести Подписи по оси Х, установив курсор и выделив диапазон ячеек (B2:J2);
- на следующем шаге на вкладке Заголовки ввести Название диаграммы, название осей Х и У,
- определить Линии сетки на соответствующей вкладке и т.д.;
- щелкнуть на кнопке Готово.
Примерный результат работы изображен на рисунке 4 (таблица данных приводится в режиме отображения результатов вычислений):
Рис. 4
Изучив построенные графики, вам необходимо ответить на вопрос:
- Как, имея график функции , построить график функции ?
ВЫВОД:
Слайды 7,8
У предложенных функций изменялось значение функции, поэтому график сдвигался вверх по оси ОУ, если m> 0 (Слайд 7), и вниз, если m<0 (Слайд 8).
Слайд 9
2) Теперь рассмотрим, как ведут себя графики функций по отношению графику функции .
Слайд 10
Построим графики функций: на отрезке [– 4;4] с шагом 1.
Какие формулы нужно изменить, чтобы построить графики данных функций в уже созданной системе координат?
Учащиеся должны подойти к выводу, что необходимо изменить формулы для вычисления функций у2 и у3 следующим образом:
Рис. 5
Вид графиков после изменения формул:
Рис. 6
Изучив построенные графики, вам необходимо ответить на вопрос:
- Как, имея график функции , построить график функции ?
Слайды 11,12
ВЫВОД: У предложенных функций изменялось значение аргумента, поэтому график сдвигался влево по оси Ох, если l> 0 (Слайд 11), и вправо, если l<0 (Слайд 12).
4. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой (закрепление знаний). Приложение 2 (2 часть)
Слайд 13
Теперь, чтобы глаза отдохнули, вам предстоит выполнить вторую часть самостоятельной работы на карточках:
Постройте в одной координатной плоскости графики функций:
Слайд 14
Один ученик выполняет задание на интерактивном планшете без вывода на экран.
Закончили работу. Поменялись карточками, выполним взаимопроверку.
Работа с планшета выводится на проекционный экран и проверяется поэтапно с использованием инструмента «Шторка».
Рис.7
Сначала проверяется правильность выделения полного квадрата двучлена, затем построение графиков функций.
- Сформулируйте правило построения графика функции , если известен график функции .
ВЫВОД: Чтобы построить график функции , если известен график функции , нужно сдвинуть график функции на l единичных отрезков по оси Ох влево, если l> 0 и вправо, если l<0, затем сдвинуть получившийся график по оси Оу вверх, если m> 0 и вниз, если m<0.
5. Итог урока (рефлексия).
Подведем итоги урока, формулируя правила построения графиков квадратичной функции на конкретных примерах.
Слайды 15 – 19
Как, используя график функции , построить графики функций:
Как, используя электронные таблицы Excel, построить график функции ?
Слайд 20
6. Домашнее задание: Карточки (Приложение3).