Цель:
Обучающая: организовать деятельность учащихся на самостоятельную работу по созданию “образа южного моря”, выявить особенности моря и его проблемы, используя различные источники географической информации: Интернет-ресурсы, учебник, таблицы, дополнительный материал, карты атласа, настенные карты.
Ориентированная на развитие личности: создать условия для применения ранее полученных знаний и умений в создании “образа моря”, т.е. актуализировать субъектный опыт учащихся; создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные: содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: физическая карта Восточно-Европейской равнины, экран, компьютеры, проектор, географические атласы, контурные карты, рабочие тетради, учебник А.И. Алексеева “География России. Хозяйство и географические районы”, рабочие тетради.
Опорные знания: характеристика моря по плану, моря России, работа с картами и компьютерами.
Ход урока
1. Вызов. Мотивация на изучение нового материала
Мы с вами заканчиваем изучать Западную экономическую зону.
Изучили экономические районы России, природные объекты.
Но не были там, где мечтают побывать тысячи русских людей.
Сейчас посмотрите слайды. (Приложение 2) Определите, пожалуйста, что это за природные объекты. (Южные моря России).
Давайте все вместе сформулируем тему урока (“Южные моря России”).
Ребята, какие цели и задачи мы поставим сегодня для работы на уроке по данной теме.
Обратите внимание на последний слайд презентации: слова М.В.Ломоносова
“Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет”
Предлагаю вам совершить путешествие к южным морям России, и попытайтесь в конце урока доказать, действительно ли велики и прекрасны эти водоемы.
А для того, чтобы начать работу нам необходимо составить план характеристики моря.
Вспомним из ранее изученного материала план характеристики моря и предложите экономические параметры моря, которые можно включить в план.
Путем обсуждения получаем план (корректирует учитель).
П л а н
- ГП
- Внутреннее или окраинное
- К бассейну, какого океана относится
- Берега, каких государств омывает.
- Природные особенности:
А) климатический пояс, средняя температура января и июля
Б) соленость
В) преобладающие и мах глубины
Г) впадающие реки
- Ресурсы моря
- Транспорт
- Портовые города
- Значение моря
- Проблемы моря
2. Контроль домашнего задания
Дома вы попытались создать “образ Азовского моря”. (Опережающее творческое домашнее задание: буклет, книжка-раскладушка или другой вариант.) Давайте обсудим. Дети защищают свою работу (несколько слов), а затем задают друг другу вопросы по теме “Азовское море”.
3. Изучение нового материала
А сейчас, опираясь на составленный план, создайте образ Черного и Каспийского морей и дайте им характеристику. Я предлагаю вам работать индивидуально, можно выполнить работу в парах или группой.
На каждом компьютеры есть папка “География 9 класс”, где вам подобран материал о морях (Приложение 3, Приложение 4), а так же печатный текст, ментальные карты (Приложение 5), учебник. Определитесь, как вы будете работать.
Дети обсуждают и работают, например, в группе. Здесь вам необходимо распределить, кто за что отвечает:
- 3-й уровень (творческий) – работа на компьютере – составление образа моря с помощью ментальной карты на основе дополнительной информации или данных учащихся из своей группы. Выступление о ГП моря по первым четырем пунктам плана.
- 2-й уровень – сбор материала и выступления о природных особенностях морей (5 пункт плана)
- 1-й уровень – сбор материала и выступление о ресурсах морей, портовых городах, транспорте
Работа детей по созданию “Образа моря”
Защита работы. Выступление. В процессе работы одна группа задает вопросы другой группе по теме.
Работа в парах. Выбираем, с каким морем продолжите работу.
Учитель предлагает найти пути решения проблемы:
- Море Азовское: Какую проблему имеет море, предложите меры по решению данной проблемы.
- Море Каспийское: Каковы последствия моря от снижения уровня моря?
- Море Черное: Как вы считаете, какое будущее у Черного моря?
4. Закрепление материала
Синквейн. Схема синквейна. Пример синквейна.
- название синквейна – Черное море
- два прилагательных два прилагательных – приветливое, теплое
- три глагола три глагола – отдыхать, загорать, лечит
- фраза – Черное море – рекреационный район России.
- существительное – ОЛИМПИАДА.
5. Рефлексия: самооценка, коррекция учителем
Ведомость оценки работы групп ( на протяжении всей работы дети сами оценивают свою деятельность, проставляя баллы)Критерии оценок | 0–5 баллов |
Домашняя работа. Защита | |
Формулировка темы и задач урока | |
Умение работать в команде | |
Защита работы | |
Пути решения проблемы. Ответы на вопросы | |
Количество баллов | 25 |
Ответы на вопросы учителя:
Почему выбрали данное море?
Что было интересно?
Чему научились?
В чем были трудности?
Чем данный урок был полезен?
Как вы себя чувствовали на уроке?
6. Домашняя работа
Разноуровневые задания на выбор.
- 1-й уровень – Мини-выступление о портовом городе.
- 2-й уровень – Заполнить таблицу в рабочей тетради стр. 93
- 3-й уровень – Написать благодарственное письмо морю за его “достижения”.