Программа курса «Компьютерная графика»
В начале XXI века человечество вступило в информационно-компьютерную эпоху, которая в системе образования России начинает развиваться всё более интенсивно. Главным приоритетом в системе образования становятся не только знания, умения и навыки, но и личность учащегося, с присущими ему индивидуальностью, особенностями и способностями.
Перед образовательным процессом всё более решительно ставится задача выделения учебного времени на творческую работу учащегося, нацеленную на активную учебно-познавательную деятельность и использование современных информационных технологий.
Изменение условий жизни общества неизменно вызывает совершенствование образовательных концепций. Под воздействием новых информационных технологий меняется взгляд на самообразование, на содержание и методы обучения предметным дисциплинам. Бурно развивающийся процесс информатизации образования позволяет использовать в обучении широкий спектр средств новых информационных технологий. Одним из её главных элементов является компьютерная графика.
Компьютерная графика – это сравнительно новая область деятельности человека, которая представляет комплекс аппаратных и программных средств для создания, хранения, передачи, обработки и наглядного представления графической информации с помощью электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Под компьютерной графикой понимают и совокупность методов и приёмов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные.
В образовательных стандартах компьютерная графика трактуется как одна из важнейших технологий представления информации, что говорит о возросшей важности данной области знаний.
Широкое распространение мультимедиа технологий вызывает необходимость усилить подготовку школьников теоретическим основам компьютерной графики и практическим навыкам по созданию реалистических изображений.
Графическая программа – программа создания, обработки, просмотра, хранения графических изображений. Графические редакторы можно разделить на 2 категории: растровые и векторные.
Улучшение качества изображений, монтаж фотографий выполняются в растровых программах (Paint, Adobe PhotoShop, Corel Photo-PAINT...). Растровое изображение строится из множества пикселей. Эффективно используется для представления реальных образов. При масштабировании и вращении растровых картинок возникают искажения. Растровые рисунки могут быть легко распечатаны на принтерах.
Для создания иллюстраций, в области дизайна, технического рисования, для оформительских работ обычно используются векторные программы (Adobe Illustrator, Macromedia Freehand, Corel Draw). Векторное изображение описывается в виде последовательности команд. Не позволяет получать изображения фотографического качества. Векторные изображения могут быть легко преобразованы без потери качества
Целью курса является систематизация знаний о современных графических программах, овладение основными программными средствами для работы с растровой и векторной графикой и приобретение практических навыков работы с программными продуктами растровой и векторной графики на уровне квалифицированного пользователя.
Эта цель реализуется через следующие учебные задачи:
- обеспечить сознательное и прочное овладение учениками основами знаний о принципах и процессах создания и обработки графических изображений;
- сформировать у учеников целостное представление о принципах работы в программах растровой и векторной графики;
- раскрыть роль графических программ в развитии современного общества;
- привить навыки сознательного и рационального использования инструментальных программных средств в своей учебной деятельности для решения конкретных задач.
Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов.
Срок обучения – 72 часа
Итоговый отчет происходит в 2 этапа:
- Защита проекта по векторной графике
- Защита проекта по растровой графике
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и дисциплин | Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Теоретические |
Практические и лабораторные занятия |
|||
Раздел 1. Графический редактор векторной графики |
36 |
4 |
32 |
Зачетный проект |
Виды графических программ |
1 |
1 |
|
|
Окно программы векторной графики |
1 |
1 |
|
|
Рисование простых фигур |
4 |
|
4 |
|
Основы работы с объектами |
2 |
|
2 |
|
Системы цветов в компьютерной графике |
1 |
1 |
|
|
Работа с заливками |
2 |
|
2 |
|
Вспомогательные режимы работы |
3 |
|
3 |
|
Создание рисунков из кривых |
4 |
|
4 |
|
Режимы просмотра документов |
1 |
1 |
|
|
Методы упорядочивания и объединения объектов |
3 |
|
3 |
|
Экструзия |
3 |
|
3 |
|
Эффект перетекания |
4 |
|
4 |
|
Работа с текстом |
2 |
|
2 |
|
Импорт и экспорт изображений |
2 |
|
2 |
|
Зачетный проект |
3 |
|
3 |
|
Раздел 2. Графический редактор растровой графики |
36 |
4 |
32 |
Зачетный проект |
Интерфейс редактора растровой графики |
2 |
1 |
1 |
|
Выделение и трансформация областей |
2 |
|
2 |
|
Работа со слоями |
3 |
|
3 |
|
Инструменты рисования |
2 |
|
2 |
|
Тоновая коррекция. Основы коррекции цвета |
3 |
1 |
2 |
|
Маски и каналы |
4 |
1 |
3 |
|
Работа с текстом |
3 |
|
3 |
|
Корректирующие инструменты. Ретушь |
4 |
1 |
3 |
|
Смешивание слоев. |
3 |
|
3 |
|
Эффекты и стили слоев |
3 |
|
3 |
|
Работа с фильтрами |
4 |
|
4 |
|
Зачетный проект |
3 |
|
3 |
|
итого |
72 |
8 |
64 |
|
Графический редактор векторной графики
Ученик должен
знать:
- виды и средства компьютерной графики;
- принципы формирования изображений на экране;
- цветовые модели и их назначение;
- систему управления цветом;
уметь:
- использовать стандартные инструменты векторного редактора;
- создавать векторные рисунки из кривых;
- работать с узлами кривых и траекториями;
- использовать различные виды заливок;
- создавать объемные изображения, используя экструзию;
- создавать изображения с помощью инструмента «перетекание»;
- импортировать и экспортировать изображения;
- работать с простым и фигурным текстом.
Векторный способ формирования графических образов, достоинства и недостатки.
Физические модели восприятия цвета объекта. Понятие о цветовой модели. Аддитивная цветовая модель RGB. Субтрактивная цветовая модель CMYK. Цветовая модель HSB. Перевод из одной цветовой модели в другую. Система управления цветом.
Практические занятия
Рисование простых фигур. Основы работы с объектами. Системы цветов в компьютерной графике. Работа с заливками. Создание рисунков из кривых. Методы упорядочивания и объединения объектов. Экструзия. Эффект перетекания. Работа с текстом. Импорт и экспорт изображений
Графический редактор растровой графики
Ученик должен
знать:
- особенности растрового способа формирования графических изображений
уметь:
- использовать стандартные инструменты растрового редактора;
- работать с выделенными областями;
- работать со слоями;
- использовать маски и каналы;
- выполнять различные коррекции изображения.
Растровый способ формирования графических образов, достоинства и недостатки. Пиксель и его характеристики. Растровый способ формирования графических образов, достоинства и недостатки. Цветовые каналы. Маска. Слой. Тоновая коррекция. Ретушь
Практические занятия
Интерфейс редактора растровой графики. Выделение и трансформация областей. Работа со слоями. Инструменты рисования. Тоновая коррекция. Основы коррекции цвета. Маски и каналы. Работа с текстом. Корректирующие инструменты. Ретушь. Смешивание слоев. Эффекты и стили слоев. Работа с фильтрами
Литература:
- Буляница Т. Дизайн на компьютере: Самоучитель. – СПб.: Питер, 2003.
- Гурский Ю. Корабельникова Г. Эффективная работа: Photoshop 7. Трюки и эффекты. – СПб.: Питер, 2003.
- Залогова Л. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.
- Корабельникова Г. Гурский Ю. Жвалевский А. Adobe Photoshop 7 в теории и на практике. – Мн.: Новое знание, 2002.
- Миронов Д. CorelDraw 11: Учебный курс. – СПб.: Питер, 2002.
- Панкратова Т. Photoshop 7. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2003.
- Попов В. Практикум по Интернет-технологиям: Учебный курс. – СПб.: Питер, 2002.
- Симонович С. и др. Специальная информатика: Учебное пособие / С. Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002
- Стразницкас М. Photoshop 5.5 для подготовки Web-графики. Учебный курс – СПб.: Питер, 2000.