Программа курса "Компьютерная графика"

Разделы: Информатика


Программа курса «Компьютерная графика»

В начале XXI века человечество вступило в информационно-компьютерную эпоху, которая в системе образования России начинает развиваться всё более интенсивно. Главным приоритетом в системе образования становятся не только знания, умения и навыки, но и личность учащегося, с присущими ему индивидуальностью, особенностями и способностями.

Перед образовательным процессом всё более решительно ставится задача выделения учебного времени на творческую работу учащегося, нацеленную на активную учебно-познавательную деятельность и использование современных информационных технологий.
Изменение условий жизни общества неизменно вызывает совершенствование образовательных концепций. Под воздействием новых информационных технологий меняется взгляд на самообразование, на содержание и методы обучения предметным дисциплинам. Бурно развивающийся процесс информатизации образования позволяет использовать в обучении широкий спектр средств новых информационных технологий. Одним из её главных элементов является компьютерная графика.
Компьютерная графика – это сравнительно новая область деятельности человека, которая представляет комплекс аппаратных и программных средств для создания, хранения, передачи, обработки и наглядного представления графической информации с помощью электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Под компьютерной графикой понимают и совокупность методов и приёмов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные.
В образовательных стандартах компьютерная графика трактуется как одна из важнейших технологий представления информации, что говорит о возросшей важности данной области знаний.
Широкое распространение мультимедиа технологий вызывает необходимость усилить подготовку школьников теоретическим основам компьютерной графики и практическим навыкам по созданию реалистических изображений.

Графическая программа – программа создания, обработки, просмотра, хранения графических изображений. Графические редакторы можно разделить на 2 категории: растровые и векторные.
Улучшение качества изображений, монтаж фотографий выполняются в растровых программах (Paint, Adobe PhotoShop, Corel Photo-PAINT...). Растровое изображение строится из множества пикселей. Эффективно используется для представления реальных образов. При масштабировании и вращении растровых картинок возникают искажения. Растровые рисунки могут быть легко распечатаны на принтерах.
Для создания иллюстраций, в области дизайна, технического рисования, для оформительских работ обычно используются векторные программы (Adobe Illustrator, Macromedia Freehand, Corel Draw). Векторное изображение описывается в виде последовательности команд. Не позволяет получать изображения фотографического качества. Векторные изображения могут быть легко преобразованы без потери качества

Целью курса является систематизация знаний о современных графических программах, овладение основными программными средствами для работы с растровой и векторной графикой и приобретение практических навыков работы с программными продуктами растровой и векторной графики на уровне квалифицированного пользователя.
Эта цель реализуется через следующие учебные задачи:

  • обеспечить сознательное и прочное овладение учениками основами знаний о принципах и процессах создания и обработки графических изображений;
  • сформировать у учеников целостное представление о принципах работы в программах растровой и векторной графики;
  • раскрыть роль графических программ в развитии современного общества;
  • привить навыки сознательного и рационального использования инструментальных программных средств в своей учебной деятельности для решения конкретных задач.

Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов.
Срок обучения – 72 часа
Итоговый отчет происходит в 2 этапа:

  • Защита проекта по векторной графике
  • Защита проекта по растровой графике

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретические

Практические и лабораторные занятия

Раздел 1. Графический редактор векторной графики

36

4

32

Зачетный проект

Виды графических программ

1

1

 

 

Окно программы векторной графики

1

1

 

 

Рисование простых фигур

4

 

4

 

Основы работы с объектами

2

 

2

 

Системы цветов в компьютерной графике

1

1

 

 

Работа с заливками

2

 

2

 

Вспомогательные режимы работы

3

 

3

 

Создание рисунков из кривых

4

 

4

 

Режимы просмотра документов

1

1

 

 

Методы упорядочивания и объединения объектов

3

 

3

 

Экструзия

3

 

3

 

Эффект перетекания

4

 

4

 

Работа с текстом

2

 

2

 

Импорт и экспорт изображений

2

 

2

 

Зачетный проект

3

 

3

 

Раздел 2. Графический редактор растровой графики

36

4

32

Зачетный проект

Интерфейс редактора растровой графики

2

1

1

 

Выделение и трансформация областей

2

 

2

 

Работа со слоями

3

 

3

 

Инструменты рисования

2

 

2

 

Тоновая коррекция. Основы коррекции цвета

3

1

2

 

Маски и каналы

4

1

3

 

Работа с текстом

3

 

3

 

Корректирующие инструменты. Ретушь

4

1

3

 

Смешивание слоев.

3

 

3

 

Эффекты и стили слоев

3

 

3

 

Работа с фильтрами

4

 

4

 

Зачетный проект

3

 

3

 

итого

72

8

64

 

Графический редактор векторной графики

Ученик должен

знать:

  • виды и средства компьютерной графики;
  • принципы формирования изображений на экране;
  • цветовые модели и их назначение;
  • систему управления цветом;

уметь:

  • использовать стандартные инструменты  векторного редактора;
  • создавать векторные рисунки из кривых;
  • работать с узлами кривых и траекториями;
  • использовать различные виды заливок;
  • создавать объемные изображения, используя экструзию;
  • создавать изображения с помощью инструмента «перетекание»;
  • импортировать и экспортировать изображения;
  • работать с простым и фигурным текстом.

Векторный способ формирования графических образов, достоинства и недостатки.
Физические модели восприятия цвета объекта. Понятие о цветовой модели. Аддитивная цветовая модель RGB. Субтрактивная цветовая модель CMYK. Цветовая модель HSB. Перевод из одной цветовой модели в другую. Система управления цветом.

Практические занятия

Рисование простых фигур. Основы работы с объектами. Системы цветов в компьютерной графике. Работа с заливками. Создание рисунков из кривых. Методы упорядочивания и объединения объектов. Экструзия. Эффект перетекания. Работа с текстом. Импорт и экспорт изображений

Графический редактор растровой графики

Ученик должен

знать:

  • особенности растрового способа формирования графических изображений

уметь:

  • использовать стандартные инструменты растрового редактора;
  • работать с выделенными областями;
  • работать со слоями;
  • использовать маски и каналы;
  • выполнять различные коррекции изображения.

Растровый способ формирования графических образов, достоинства и недостатки. Пиксель и его характеристики. Растровый способ формирования графических образов, достоинства и недостатки. Цветовые каналы. Маска. Слой. Тоновая коррекция. Ретушь

Практические занятия

Интерфейс редактора растровой графики. Выделение и трансформация областей. Работа со слоями. Инструменты рисования. Тоновая коррекция. Основы коррекции цвета. Маски и каналы. Работа с текстом. Корректирующие инструменты. Ретушь. Смешивание слоев. Эффекты и стили слоев. Работа с фильтрами

 

Литература:

  1. Буляница Т. Дизайн на компьютере: Самоучитель. – СПб.: Питер, 2003.
  2. Гурский Ю. Корабельникова Г. Эффективная работа: Photoshop 7. Трюки и эффекты. – СПб.: Питер, 2003.
  3. Залогова Л. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.
  4. Корабельникова Г. Гурский Ю. Жвалевский А. Adobe Photoshop 7 в теории и на практике. – Мн.: Новое знание, 2002.
  5. Миронов Д. CorelDraw 11: Учебный курс. – СПб.: Питер, 2002.
  6. Панкратова Т. Photoshop 7. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2003.
  7. Попов В. Практикум по Интернет-технологиям: Учебный курс. – СПб.: Питер, 2002.
  8. Симонович С. и др. Специальная информатика: Учебное пособие / С. Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002
  9. Стразницкас М. Photoshop 5.5 для подготовки Web-графики. Учебный курс – СПб.: Питер, 2000.