ВВЕДЕНИЕ
Внеклассная работа сегодня – это и досуговая деятельность, и дополнительное образование. Одной из её форм является предметная неделя в школе.
Опыт показывает, что в работе нашего методического объединения стала уже традиционной “ Неделя начальной школы”.
“Неделя начальной школы” проводится как заранее подготовленный праздник, пробуждающий любовь и интерес к учебным предметам, искусству, музыке. Это и возможность обратиться к национальной культуре и народным традициям.
Как её организовать?
Заранее определяется тема, составляется план проведения конкретных дел, определяются ответственные и помощники, проводится соответствующая агитационно-информационная работа. Обсуждение и утверждение плана “Недели начальной школы” проходит на заседании методобъединения.
Во время проведения “Недели” очень важно сотрудничество учителей, учащихся и родителей. Примером такого сотрудничества является совместное участие детей и взрослых в играх, праздниках, экскурсиях.
“Неделя начальной школы” проводится с учётом возрастных особенностей учащихся. Ежегодно меняется название и тема, что отражает основную направленность её мероприятий.
ЦЕЛИ НЕДЕЛИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- содействовать развитию творческих способностей;
- выявлять талантливых учащихся;
- Формировать ответственность за порученное дело, умение работать в коллективе;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.
I. Тематическое планирование Недели начальной школы.
Неделя начальной школы.
Тема: “Охранять природу – значит, охранят Родину”
Цель: формировать у ребят качество рачительного хозяина, охраняющего и приумножающего природные богатства.
|
Класс |
Форма |
Экология в произведения русских писателей и поэтов. | 1,4 классы 2,3 классы |
Экскурсия в сельскую библиотеку. |
Азбука зимнего леса. | 2-4 классы |
Викторина. |
Строительство зимнего города. | 1 класс 2-4 классы |
Игры на воздухе |
Путешествие в “Страну экологической математики”. | 1-2 классы |
Интеллектуальная игра |
Путешествие по стране родного языка. Сочиняем экологические сказки. | 3-4 классы |
Интеллектуальная игра |
Подведение итогов викторины. Награждение | 1-4 классы |
Общешкольная линейка |
Неделя начальной школы.
Тема: “Крепка семья - крепка Россия”
Цель:
- Обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи.
- Создание условий для свободного творчества ребёнка и материальной культуры с целью реализации усвоенных ценностей, как объективных форм.
Мероприятия |
Класс |
Форма |
Открытие Недели начальной школы. | 1-4 классы |
Общешкольная линейка |
Литературный ринг: “Семья в произведениях русских писателей и поэтов”. | 2-4 классы |
Интеллектуальная игра |
Строительство зимнего городка “Дом моей мечты”. | 1-4 классы |
Игра |
Родительское собрание – конкурс “Семью сплотить сумеет мудрость книг”. | 4 класс |
Конкурс. Родительское собрание |
Выпуск стенгазеты “Наша дружная семья”. | 1-4 классы |
Оформление стенгазеты |
Конкурс сочинений “Моя семья – опора моя”. Выставка рисунков “Моя семья”. | 1-4 классы |
Конкурс, выставка. |
Закрытие недели начальной школы. Подведение итогов. | 1-4 классы |
Общешкольная линейка |
3
Неделя начальной школы
Тема: “Безопасность детей на дороге. Чтобы путь был счастливым”.
Цель: Научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах; воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью.
Мероприятие | Класс |
Форма |
Открытие недели безопасности дорожного
движения. Ролевая игра: “Мы - пешеходы”. |
1- 4 |
Линейка. |
Организация уголков безопасности в начальных классах. | 1- 4 |
Творческое моделирование. |
Утренник “Школа светофорных наук”. | 1- 4 |
Утренник. |
Экскурсия “Наши верные друзья на улицах и дорогах”. | 1- 4 |
Экскурсия. |
Родительское собрание на тему:
“Безопасность вашего ребёнка на дорогах”. Анкетирование. |
1- 4 |
Родительское собрание. |
Неделя начальной школы.
Тема : “Крепкие дети - здоровье нашей планеты”.
Девиз : “Здоровым будешь – все добудешь!”
Мероприятие |
Класс |
Форма проведения |
Открытие Недели начальной школы “Ледниковый период” “В гостях у Айболита” “Путешествие в страну здоровья” “Зимние пейзажи в русской природе” Закрытие Недели начальной школы |
1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 |
Линейка Игры на катке Беседа ( Встреча с медицинской сестрой) Утренник Экскурсия Линейка |
II. Отзывы о мероприятиях.
Путешествие “По стране родного языка”
Пусть слово живое твой разум и душу разбудит,
введет тебя в мир красоты.
З.И. Романовская.
С такими словами учащиеся 3 и 4 классов вместе с учителями отправились в путешествие “По стране родного языка”. Путешествовали ребята в необычном поезде. Сначала разгадали слово, которое называет людей, совершающих путешествие. Затем приобрели билеты в кассе с номерами вагонов и заняли свои места в трех вагонах. С исполнения песни “Улыбка”, начался этот удивительный путь. Как много интересного ожидало ребят впереди! Чтобы двигаться от одной станции к другой, дети с удовольствием выполняли задания конкурсов. А они были увлекательными и разнообразными. Ребята показали хорошее знание алфавита и составили много слов, участвуя в конкурсе “Алфавит вокруг нас”. Прочитали слова, которые были изображены в виде рисунков. Потрудились над пословицами: разгадали их по двум словам и объяснили смысл. Интересные ответы получились у ребят. Пассажиры вагончика оказались первыми в конкурсе “О чем говорят листочки?”, составив и прочитав фразу: “Береги лес — наше богатство”. А как много других слов нашли ребята в слове жаворонок, участвуя в конкурсе “Найди слова в слове”! Трудились над скороговорками и старались произнести их быстро-быстро. Удалось ребятам разгадать кроссворд о животных “Кто что любит” и прочитать ключевое слово. Пассажиры каждого вагончика расшифровали четыре строчки, и получилось красивое стихотворение о весне. Дети не заметили, как быстро пролетело время и закончилось это необычное путешествие. По веселым и довольным лицам ребят было видно, что оно им понравилось.
Родители:
Борисова В. А., Яшина Н.В.
Интересно прошла игра “Занимательная математика” в начальной школе! Ребята поделились на команды: “Лучик”, “Звёздочка”, “Огонёк”. Соревновались с азартом. Был подготовлен к играм наглядный материал, что способствовало мыслительной деятельности ребят. Дети заранее приготовили небольшие доклады на тему: “Экологическая роль птиц и насекомых”, в содержание которых входили цифровые данные. Загадывали по командам задачи в стихах. Решали и логические задания на сообразительность. Собирали пословицу: “Семь раз отмерь — один раз отрежь”. Желание отвечать было у всех. Играли в “Зоопарк”, “Звери на тропе”, спели песню. Настроение у всех было весёлое. Все были довольны тем, что имелась такая возможность поразмышлять, посоревноваться, поиграть. Пожелали, чтобы больше было таких занимательных мероприятий.
Родители: Махагонова О. Ю.
Романова И. П.
Здесь везде кипит работа,
Дружно все подсчитывают что - то.
Строительство зимнего города.
Зима — богатая пора для детских развлечений. В это время года перед ребятами открываются широкие возможности по применению своих способностей в различных видах деятельности: строительстве горок, беге на лыжах, катании на коньках и на санках, играх в снежки…Подобные занятия очень интересны младшим школьникам. Поэтому, одним из видов деятельности на неделе начальной школы было вовлечение ребят в строительство снежного городка. Ребята очень обрадовались, узнав о предстоящей деятельности. И вот настал долгожданный день. Погода выдалась морозная, но настроение поднимали лучи яркого солнца. С нетерпением смотрели ребята на замороженные окна и ждали, когда солнце растопит на стекле веточки тропических растений и водоросли тёплых морей.
Ну вот и разогрело! С радостью ребята надели шубы и шапки и отправились по белоснежному ковру в поле. Дружно принялись они за работу. Бегали, кричали, изо всех сил старались вылепить себе неприступную крепость или сказочный замок, а кто то просто лепил нашего русского снеговика. Но пришла пора заканчивать. Да и мороз порезвился над ребятами, разукрасил им щёки и носы в красный цвет.
Время, проведённое на свежем воздухе, не прошло для ребят даром. Они не только научились коллективно работать, но и получили заряд бодрости и моральное удовлетворение от возведённого ими снежного чуда.
Усталые, но довольные ребята стали собираться домой.
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Экскурсия в библиотеку.
Ученики 1х классов Комаровской средней школы посетили сельскую библиотеку. Библиотекарь и учителя начальных классов - провели там интересную беседу на тему: “Экология в произведениях русских писателей”. В начале беседы дети познакомились с понятием “экология”. Ребята пытались ответить на вопрос: “Зачем нужно охранять природу?” В ходе живой беседы возникла проблема исчезающих видов животных. Библиотекарь продемонстрировала иллюстрации животных - носорога, гориллы, бенгальских тигров, орангутанга. Эти животные находятся на грани исчезновения. Ребята познакомились с “Красной книгой”, в которую занесены все охраняемые растения и животные. В ходе дальнейшей беседы была затронута проблема зимующих птиц и животных. Ребята сами рассказывали, как они помогают птицам и животным зимой. Были продемонстрированы разные виды кормушек, сделанные руками детей. Ребят призвали к участию в практической акции “Помоги птицам”.
Дети познакомились с книгой Н.Сладкова “Лесные сказки”. Из рассказа “Зимние долги” они узнали, как птицы благодарят человека за заботу. Многие ребята захотели прочитать книгу В.Бианки, в которой рассказывается, как поют птицы. Нашему дальнейшему вниманию была представлена выставка книг “Люби и охраняй природу”. Там ребята увидели произведения русских писателей: Н.Сладкова, М.Пришвина, В.Бианки, Е.Чарушини др. Все дети приняли активное участие в конкурсе экологических загадок, кроссвордов и викторины “Обитатели леса”. В заключительной части беседы ребята прочитали стихи о природе. Всем очень понравилась экскурсия в библиотеку и у многих детей возникло желание вернуться туда не раз.
Учили нас любить свой край
И наблюдать природу.
Как всех зверей оберегать,
Беречь и лес, и воду.
Экологические сказки
Всех вас вылечит добрый Доктор Айболит
С голубого ручейка начинается река…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная форма внеклассной деятельности способствует формированию коммуникативных навыков, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает уровень познавательной мотивации, способствует формированию навыков работы в коллективе, развивает творческие способности детей.
В этой работе представлены варианты планирования “Недели начальной школы”.
“Неделя” проводится с учётом возрастных особенностей учащихся. Ежегодно меняется название и тема, что отражает основную направленность её мероприятий.
Данная форма внеклассной деятельности способствует формированию коммуникативных навыков, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает уровень познавательной мотивации, способствует формированию навыков работы в коллективе, развивает творческие способности детей.