ЦЕЛИ УРОКА:
- Развивать познавательную деятельность учащихся;
- формировать умение решать задачи, используя модели;
- обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по данной теме.
- получить дополнительные сведения по теме,
- обеспечить межпредметные связи (физика, химия, география, геология, физкультура)
ПЛАН СЕМИНАРА.
- Вступительное слово учителя.
- Правильные многогранники.
- Теорема Эйлера.
- Полуправильные многогранники.
- Звездчатые многогранники.
- Развертки правильных многогранников.
- Применение многогранников. Кристаллы – природные многогранники.
- Самостоятельная работа.
ХОД СЕМИНАРА.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с миром многогранников, заглянем в прошлое, вспомним имена ученых, сделавших большой вклад в теорию многогранников и посмотрим, где еще, кроме геометрии, можно встретиться с этими пространственными телами. К сегодняшнему занятию в качестве эпиграфа я взяла бы изречения двух известных людей:
“В геометрии нет царских дорог”. Евклид и “Можно с уверенностью сказать, что жители самой отдаленной Галактики не смогут играть в кости, имеющие форму неизвестного нам правильного многогранника”. М. Гарднер
Начнем с Евклида, ибо с него начинается геометрия. Примерно 2000 лет назад жил этот великий ученый и мыслитель. В Древней Греции появился знаменитый трактат “Начала”, где отдельные осмысленные факты были объединены в общую логическую систему. “Начала” Евклида не потеряли своей ценности и поныне. Примечателен такой разговор Евклида с царем Птолемеем. Когда царь спросил: “А нет ли пути более быстрого, чем “Начала”?”, Евклид ответил: “В геометрии нет царских дорог”.
Последняя, XIII книга “Начал”, посвященная правильным многогранникам, стала венцом творения Евклида. С ними мы и познакомимся сегодня на уроке.
- Правильные многогранники. Итак, переходим к знакомству с правильными многогранниками. Плакат “Правильные многогранники”, модели правильных многогранников, плакат “Модель мира по Кеплеру”.
- Теорема Эйлера. Теперь познакомимся с теоремой Эйлера о многогранниках, но прежде выполним практическое задание. Вам предложены различные модели многогранников и дана таблица, которую надо заполнить. (Выполнение заданий). Сделайте выводы. С теоремой Эйлера, которая открывает путь к доказательству того факта, что правильных многогранников всего 5, вас познакомит ученик.
Портрет Леонарда Эйлера, таблиц.
- Полуправильные многогранники. Кроме правильных многогранников существуют еще и полуправильные многогранники, часть из которых открыл Архимед. С этими материалами вас познакомят ученики.
Презентация “Полуправильные многогранники”, модели, портрет Архимеда
- Звездчатые многогранники. Интересна еще одна группа многогранников – звездчатые, которые были открыты И. Кеплером и Л. Пуансо. О них вам расскажут ученики.
Презентация “Звездчатые многогранники” (См. Приложение1), плакат.
А теперь еще раз обратимся к словам М. Гарднера и попытаемся понять смысл их.
- Развертки правильных многогранников. Интересна теория разверток
пространственных тел, о которых мы уже упоминали при изучении призм, пирамид. Вот развертки правильных многогранников, но каждый многогранник можно “развернуть”, т.е. попросту разрезать различными путями. А это значит, что одно и тоже пространственное тело в развертке может выглядеть по-разному.
- Применение многогранников. А теперь подведем некоторый итог. Неужели столь необычные и удивительные формы есть объект изучения только такой науки как геометрия?.. На экране (доске, плакате) схема:
ФИЗИКА – смотри Справочник “Кристаллические и аморфные тела”
ХИМИЯ – кристаллические решетки таких веществ, как метан, поваренная соль, алмаз имеют форму правильных тетраэдра, гексаэдра (куба), октаэдра.
ГЕОГРАФИЯ. ГЕОЛОГИЯ – смотри книгу “Минералы Кольского полуострова”7.
Итог подведет презентация “Кристаллы – природные многогранники” (См. Приложение 2).
СПОРТ – футбольный мяч имеет форму полуправильного многогранника (модель мяча).
ИГРЫ И ИГРУШКИ – знаменитая на весь мир игрушка кубик Рубика (смотри Энциклопедический словарь юного математика1, с. 142); похожая на кубик Рубика игрушка “Тетраэдр”; головоломка “Звездочка”.
- Домашнее задание:
- п. 31, 32, 33.
- Построить сечение куба плоскостью так, чтобы в сечении получился правильный шестиугольник. Выполнить модели частей куба, на которые разделила плоскость сечения этот правильный многогранник.
- Выполнить модели правильных многогранников (материал любой: бумага, картон, проволока, дерево)
Подведем итог изученного материала:
- Определение правильного многогранника
- Виды и названия правильных многогранников (плакат)
- Развертки правильных многогранников.
- Тест “Ромбододекаэдр” (См. Приложение3)
РЕФЛЕКСИЯ.
- Интересно ли было тебе на уроке?
- Узнал ли ты что-либо новое для себя?
Литература.
- Энциклопедический словарь юного математика
- Яковлев А.Я. Леонард Эйлер
- Тарасов Л. Этот удивительно симметричный мир.
- Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия, учебник (10-11 классы)
- Вернер А.Л., Карп А.П. Математика (10 класс)
- Журнал “Математика в школе”, №1, 1996г, с.47
- Волошин А., Майстерман С. Минералы Кольского полуострова
- Кордемский Б.А. Великие жизни в математике