Урок предназначен для 10-го класса.
Учебник.
В.И. Буганов, П.И. Зырянов. “История России с древнейших времен до конца XVII в.”.
Цель.
- Охарактеризовать внутреннюю политику России в конце XVI в.
- Сформировать у учащихся преставление о “смутном времени” и определить причины его возникновения.
Задачи.
- Сформировать у учеников представление об исторических фактах.
- Развить навыки работы с документом как историческим источником (оценивание, сопоставление, сравнение).
- Развить аналитические умения и навыки работы с текстом.
Средства обучения.
Источники:
- Отрывки из кратного известия о Московии в начале XVII в. “Исаака Массы о голоде и восстании И.И. Болотникова”.
- Восстание Хлопка по “Новому летописцу”.
- Из записок К. Буссова о Болотникове.
Наглядные пособия:
- Карта России в начале XVII в.
- Иллюстрации портретов Б. Годунова, И. Болотникова, Лжедмитрия I.
Форма урока: лабораторное занятие.
Основные понятия: смута, самозванчество.
Важнейшие даты: 1605-1613 г.г. Смутное время, 1606-1607 г.г. крестьянская война под предводительством И. Болотникова
Ход урока.
- Постановка учителем цели и задач урока. Учитель направляет и корректирует деятельность учащихся. Учитель задает вопрос к уроку, ответ на который нужно дать учащимся по завершению изучения нового материала.
- Вопрос к уроку: дайте определение понятию “смутное время”? Чем оно было вызвано?
Разбить класс на 2 группы (“знатоки” и “умники”).
“Знатоки” делятся еще на две подгруппы. Первой подгруппе дается отрывок из краткого известия о Московии в начале XVII в. и карточка с вопросами. Второй подгруппе дается отрывок о восстании Хлопка по “ Новому летописцу” и карточка с вопросами.
“Умники” также делятся на 2 подгруппы. Первая подгруппа разбирает по учебнику тему “голодные бунты”. Вторая подгруппа – “восстание Хлопка”. Раздаются карточки с вопросами.
Учитель сообщает:
Со смертью царя Федора Иоанновича прекратилась династия князей Рюриковичей. Перед государством встал вопрос о престолонаследии. По инициативе патриарха Иова, Бориса Годунова избрали на Земском соборе царем и великим князем всея Руси. Еще при Федоре Б. Годунов устранил всех своих политических соперников, бояр Бельских, Шуйских, Мстиславских.
Борису Годунову досталось не спокойное государство. Слух о причастности Б. Годунова к смерти царевича Дмитрия плохо отражался на его авторитете. В конце 90-х годов в стране наметился экономический подъем, но он был прерван неурожаями и голодом.
“Знатоки” и “умники” преступают к работе с материалом. По итогам работы делается вывод и записывается в тетрадь.
Вывод:
Восстание Хлопка стало кульминацией “голодных бунтов” Обострение внутриполитической ситуации привело к падению авторитета нового царя
Учитель раздает следующий материал: “Лжедмитрий I” и “Крестьянская война под предводительством И. Болотникова.”.
Знатоки работаю с материалом учебника по теме “Лжедмитрий I”.
Умники работают с материалом учебника по теме “ Крестьянская война под предводительством И. Болотникова” и выдержкой из записок К.Буссова о Болотникове.
Обеим группам раздаются карточки с вопросами. Ответы заносятся в тетрадь. Вывод делает учитель.
Вывод:
Восстание И. Болотникова – наивысший этап народного движения в начале XVII в. Это была гражданская война, так как в ней участвовали все слои населения. Поражение восстания И. Болотникова не привело к окончанию гражданской войны, а породило новое движение самозванчества.
Учитель сообщает: по итогам изучения нового материала, дайте ответ на вопрос к уроку.
Ответ: Смутное время характеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванчеством, гражданской войной, и великой разрухой государства.
Причины смуты:
- Отсутствием прямого наследника
- Экономический упадок
- Обострение социальных отношений в обществе.
- Произвол власти.
Набор карточек “ Знатокам”:
Карточка с вопросами к отрывку из краткого известия о Московии в начале XVII в.:
- Как описывает Исаак Масса положение в стране в начале XVII в.?
- Каковы социальные последствия голода для страны?
Карточка с вопросами по “Новому летописцу”:
- Как описывает летописец восставших? И почему именно так?
- Кто был послан царем для подавления восставших?
- Чем закончилось восстание?
Карточка к пункту текста учебника “Первый самозванец”
- Дать биографическую справку первому самозванцу.
- Какой социальный состав войск Лжедмитрия I?
- Покажите на карте территорию движения Лжедмитрия. I.
- Чем вызваны причины перехода народа на сторону самозванца?
- Чем закончилось движение первого самозванца?
Набор карточек “Умникам”:
Карточка к тексту учебника о голодных бунтах:
- Когда и почему разразился голод?
- Каковы социальные последствия голода для страны?
Карточка к тексту учебника о восстании Хлопка:
- Назовите причины восстания Хлопка. Когда оно началось?
- Чем закончилось восстание и что оно породило?
Карточка к запискам К. Буссова о Болотникове и к пункту текста учебника “Восстание Болотникова”.
- Как описывает жизнь Болотникова К. Буссов до прихода его в Россию?
- Назовите цель, ход и покажите на карте территорию восстания.
- Каков социальный состав восставших? Назовите соратников Болотникова.
- Назовите причины поражения.
Источники.
Отрывки из краткого известия о Московии в начале XVII в “Исаака Массы о голоде и восстание Болотникова”:
“В то время (1601г.) по воле Божией, во всей московской земле наступила такая дорогозвина и голод, что подобного еще не приходилось описывать ни одному историку…
Велик был голод и нужда во всей Московии. Все крестьяне и поселяне, у которых были коровы, лошади, овцы и куры, съели их, невзирая на пост, собирали в лесах различные коренья, грибы и многие другие и ели их с большой жадностью, ели также мякину, кошек и собак; и от такой пищи животы у них становились толстыми, как у коров, и постигла их жалкая смерть; зимою случались с ними странные обмороки, и они в беспамятстве падали на землю.
В самой Москве было не лучше: привозить хлеб на рынок надо было тайком, чтобы его не отняли силой…
…Московиты, у которых был достаточный запас хлеба, пренебрегали этим бедствием и ставили его ни во что. Иные, имея запасы года на три или четыре, желали продление голода, чтобы выручить большое денег, не помышляя о том, что их тоже может постичь голод.
…Люди становились, чем дальше, тем хуже, вдавались в разбой и грабили все более, ожесточились и впали в такое коснение, какого еще никогда не было на свете; и такая дороговизна хлеба продолжалась четыре года, почти до 1605 года”.
Восстание Хлопка по “Новому летописцу” (о разбойниках и посылке на разбойников):
“Бысть в то время, умножишась разбойство в земле русской, не токмо что по пустым местом поезду не быть, ино и под Москвою быша разбои велись. Царь Борис, видя такое в земле настроение и кровопролитие, посылал многожда на них. Они же разбойники, аки звери зубы своими скрежутаху на человека…Они же воры и достали православных христиан посещали и грабили. У них же воровских людей старейшина в разбойниках именем Хлопка. Царь послал на них околничество своего Ивана Федоровича Басманова, а с ним многую рать. Они же подошли и сошлись в близ Москвы. Разбойники ж с ними биющемися, не щадя голов своих, и воеводу Ивана Федоровича убиша до смерьи. Ратные же, видя такую о них над собой погибель, что убиша у них разбойники воеводу, и начали с ними битися, не жалеюще живота своего, и едва возмогоша их окаянных осилить, многих их побиша. Хлопка едва возмогоша жива взяти, что изнемог от многих ран, а иные уйдоша на Украину и там их всех воров поимаша и всех повелеша перевешать. Воеводу ж Ивана Басманова повелел царь Борис погрести честно у Троицы в Сергиеве монастыре”.
Из записок К. Буссова о Болотникове:
Вскоре после Мартынова дня на помощь путивльскому воеводе Истоме Пашкову прибыл опытный витязь Иван Исаевич Болотников, пройдя со своими силами через комарицкую волость, Калугу и далее к Москве до Котлов. Всю область привел к присяге к Дмитрию и усилил значительно свое войско. По рождению Болотников был московитом, но в юности был взят в плен татарам и продан в Турцию. Там он был прикован к Галере и несколько лет должен был исполнять тяжелую работу и, наконец, был освобожден немецким судном, которое перехватило турок на море, и привезен в Венецию. Оттуда через Германию он пришел в Польшу и узнал об удивительных изменениях, происшедших всего отечестве время его отсутствия когда он узнал, что его государь царь Дмитрий ускользнул от московских убийц пробрался в Польшу и теперь находиться у воеводы Сандомирского, он представился ему. После того как тот, который выдавал себя за Дмитрия, его проэкзаменовал и порасспрашивал: кто он такой, откуда пришел, куда направляется, и увидел из его ответов, что он опытный войн, тогда спросил он его, не хочет ли он служить ему против соотечественников-убийц и клятвопреступников. Когда Болотников ответил что готов биться за своего наследного государя, тогда Лжедмитрий сказал ему: “Я не имею пока возможности много дать, возьми 30 дукатов, саблю, и шубу и отправляйся с этим письмом в Путивль к князю Григорию Шаховскому, который из моих сокровищ даст достаточно золота и назначит тебя воеводой и командующим над несколькими тысячами войск, с которым ты начнешь наступать вместо меня и с помощью Божией попытаешься счастья против моих неверных подданных. Скажи там, что ты меня здесь в Польше видел и говорил со мной, получил из моих рук это послание” С этим письмом и подобным известием Болотников кратчайшим путем прошел в Путивль и был принят здесь с большой радостью.
(Кондрат Буссов - немец, находившейся в Туле вместе с Болотниковым. Оставил наиболее подробное описание предводителя восстания. Григорий Шаховский изменил В. Шуйскому, находился в отряде Болотникова, после взятия Тулы царскими войсками оставлен на свободе и бежал в лагерь Лжедмитрия II.).
Список литературы
- История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник для 10 кл./Под ред. А.Н. Сахарова, В.И. Буганова – М.:Просвещение, 2008 г.
- История России с древнейших времен до наших дней. Учебник для ВУЗов./ Под ред. А.С. Орлова, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиевой, Т.А. Сивохиной - М.: “ПБОЮЛ Л.В. Рожников”, 2000 г.
- Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие- М.:ПБОЮЛ Л.В. Рожникова, 2000 г.