Использование информационных технологий при изучении темы "Золотое сечение"

Разделы: Математика, Информатика


Одна из проблем информационного общества – проблема информационной перегруженности и ориентировки в избыточном количестве информации. За последнее время объем информации, которую должен усвоить школьник, возрос на 30%.

В огромном море информации, которую получают наши ученики из различных источников, включая наши занятия, хочется выделить наиболее важную, значимую для их развития, для формирования их общей и информационной культуры. К сожалению, не всегда в памяти учащихся остаются сведения, имеющие определённую культурную ценность. Например, на вопрос “Что означает число π?” подавляющее число выпускников школ отвечают: “π – это 3, 14”. Лишь единицы знают, что π – это отношение длины окружности к её диаметру, и уж совсем немногие представляют себе, какое значение имело открытие этой постоянной для развития цивилизации.

Тема “Золотое сечение” была выбрана для данной работы именно потому, что, с моей точки зрения, она имеет очень большую общекультурную ценность и всегда вызывает неподдельный интерес у учащихся. При изучении материалов этой темы обнаруживаются связи науки и искусства, природы и космоса и, конечно связи между различными дисциплинами, изучаемыми как в школе, так и в колледже.

Сегодня возникает необходимость организации учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий. И именно информационные и коммуникационные технологии могут помочь учащимся найти информацию о “золотом сечении”, систематизировать её, наглядно увидеть “золотое сечение” в творениях природы и человека, и, конечно усвоить как само понятие “Золотое сечение”, так и основные, связанные с ним знания, чтобы в дальнейшем использовать их в своей деятельности.

Созданная мною компьютерная презентация и текстовые документы могут быть использованы преподавателями математики и информатики:

  • При изучении дисциплины “математика” всеми студентами педагогического колледжа.
  • При изучении дисциплины “геометрия” студентами с дополнительной подготовкой по математике.
  • При изучении дисциплины “новые информационные и коммуникационные технологии в образовании” студентами с дополнительной подготовкой по информатике.

Надеюсь, что данная работа может быть интересна преподавателям биологии, истории, литературы и МХК, а также всем учителям-предметникам, работающим в школах.

Использование компьютерной презентации “Золотое сечение” при изучении дисциплины “математика”

В рамках изучения дисциплины “математика” студенты знакомятся с темой “Роль математики в жизни общества”. По программе на неё отводится 2 часа учебного времени. Эта тема может быть дана преподавателем в форме лекции или в форме мастерской (Приложение 2 ). В любом случае я предлагаю в конце занятия перед рефлексией (в конце лекции) продемонстрировать на большом экране презентацию “Золотое сечение” (Приложение 1 (Из-за большого размера, презентация исключена из статьи, ее можно получить в редакции)). Данная презентация ярко и наглядно покажет связь человека, природы и искусства, описанную одной математической формулой и выраженную одним числом.

Студентам, пропустившим тему “Роль математики в жизни общества”, предлагается изучить её самостоятельно по материалам в Информационном центре колледжа.

Использование ИКТ при изучении темы “Золотое сечение” в рамках дисциплины “геометрия”

В рамках дисциплины “геометрия” студенты 4 курса во II полугодии изучают темы “Преобразование плоскости” и “Преобразование пространства”. Для верного выполнения ими необходимых построений перед изучением темы “Параллельный перенос” необходимо повторить тему “Деление отрезка в данном отношении”. Здесь, с моей точки зрения, уместно дать понятия золотого сечения и ряда золотой пропорции, и выполнить построение золотого сечения. В качестве наглядности я предлагаю использовать 1-10 слайды компьютерной презентации “Золотое сечение”. Также я считаю нужным дать краткие сведения из истории (слайды 11-13), дать понятие пентаграммы и построить её (слайды 13-14). После чего распределить между студентами темы их будущих сообщений:

  1. Золотое сечение в природе.
  2. Золотое сечение в теле и лице человека.
  3. Золотое сечение в скульптуре.
  4. Золотое сечение в архитектуре.
  5. Золотое сечение в живописи.
  6. Золотое сечение в фотографии.
  7. Золотое сечение в музыке.
  8. Золотое сечение в поэзии.

Данная тема всегда вызывает у учащихся живой интерес. Так как многие студенты интересуются компьютерными технологиями, и все студенты знакомы с технологией создания презентаций с помощью программы Power Point (учащиеся изучали её в рамках дисциплины основы информатики), можно предложить им создать собственную презентацию по выбранной теме и сопровождать ею своё выступление. Студентам также выдаётся список литературы и список ссылок в Интернете для поиска нужной информации. В конце полугодия предлагаю провести семинар (1 час), на котором каждый выступит со своим сообщением. Закончить это занятие предлагаю просмотром презентации “Золотое сечение 1” и рефлексией. Во время рефлексии предлагаю обсудить со студентами следующие вопросы:

Какое впечатление произвёл на вас данный семинар?

Интересно ли было Вам работать над Вашей темой?

Довольны ли вы своим выступлением?

Какая информация Вас удивила, показалась наиболее интересной, спорной, вызвала недоверие?

Какие материалы данного семинара Вы считаете целесообразным использовать на практике и в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности? По материалам семинара студенты под руководством преподавателя могут оформить стенд “Математика вокруг нас” по теме “Золотое сечение”.

Студентам, пропустившим семинар, даётся задание изучить электронную презентацию и другие материалы по теме “Золотое сечение” в информационном центре колледжа.

Использование сети Интернет для создания презентации по теме “Золотое сечение” в рамках изучения дисциплины “новые информационные и коммуникационные технологии в образовании”

Умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением, лежащим в основе любой профессиональной и просто культурной компетенции. На занятиях по дисциплине “Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании” во II полугодии студенты 5 курса с дополнительной подготовкой по информатике учатся работать с информацией, полученной в Интернет и использовать её для создания собственных электронных материалов – текстовых документов, презентаций, конспектов уроков, тестов и т.д. На изучение темы “Использование Интернет-ресурсов для создания учебных презентаций” отводится 4 часа. Первое 2-х часовое занятие я предлагаю построить следующим образом.

  1. Вступительное слово преподавателя. (3 минуты)

“Главной ценностью современного человека являются знания. Человечество накопило огромную коллекцию важных и нужных фактов. Одной из жемчужин этой коллекции является знание о “Золотом сечении”. Сегодня я предлагаю вам обогатить свою собственную коллекцию. Добывать информацию мы будем в Интернет. Так как информации слишком много, мы разделимся: каждый получит задание – найти информацию о золотом сечении в определённой области – природе, архитектуре, живописи, фотографии и т.д. Каждый из вас выберет главное и самое интересное с его точки зрения и разместит в своей авторской презентации из 3-5 слайдов, затем, с помощью нашей локальной сети мы объединим ваши работы в одну презентацию, которая позволит нам создать одну общую информационную картину. В результате мы узнаем, что такое золотое сечение и где мы можем его увидеть. Надеюсь, что полученный результат позволит нам увидеть не только это, но и возможности Интернет для поиска информации, а также преимущества групповой работы на уроке”.

  1. Выдача задания студентам. (2 минуты)

Каждый студент получает свою тему:

  1. Золотое сечение в природе.
  2. Золотое сечение в теле и лице человека.
  3. Золотое сечение в скульптуре.
  4. Золотое сечение в архитектуре.
  5. Золотое сечение в живописи.
  6. Золотое сечение в фотографии.
  7. Золотое сечение в музыке.
  8. Золотое сечение в поэзии.

Студентам предлагается выбрать поисковую систему, например, Rambler, Yandex, Google и, грамотно сформировав запрос, найти необходимую информацию. Затем, выбрать главное и создать свою учебную презентацию с помощью программы Microsoft Power Point.

  1. Самостоятельная работа студентов. (30 минут)

Студенты осуществляют поиск информации в Интернет и создают презентацию. Преподаватель осуществляет индивидуальный контроль, оказывает помощь, даёт консультации.

  1. Физкультминутка. Упражнения для глаз. (5 минут)

Перемена. Проветривание. (по расписанию)

  1. Выдача задания студентам. (2 минуты)

Студентам даётся задание зайти по сети к своим товарищам и присоединить их презентации к своей. Затем оформить получившуюся презентацию в едином стиле.

  1. Самостоятельная работа студентов (15 минут)

Студенты объединяют все презентации в одну. Преподаватель осуществляет индивидуальный контроль, оказывает помощь, даёт консультации.

  1. Обсуждение полученных результатов.(10 минут)

Студенты отвечают на вопросы:

Что такое золотое сечение?

Где мы можем увидеть золотое сечение? Какую из найденной вами информацию вы считаете наиболее интересной и полезной?

Желательно дать слово каждому.

  1. Просмотр презентации “Золотое сечение 1” (8 минут)
  2. Подведение итогов занятия. Рефлексия. (10 минут)

Студенты отвечают на вопросы:

Какое впечатление произвёл на Вас данное занятие?

Интересно ли было Вам работать над Вашей темой?

Довольны ли вы своей презентацией?

Какая информация Вас удивила, показалась наиболее интересной, спорной, вызвала недоверие?

Какие материалы данного семинара Вы считаете целесообразным использовать на практике и в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности?

Необходимо обратить внимание студентов на возможности использования материалов данной темы при обучении детей работе в графических редакторах, при создании слайдов, при работе с фотографиями.

Также необходимо обратить внимание на организацию занятия: индивидуальные творческие работы – объединяются в одну общую. Следует обсудить, при изучении каких тем школьного курса информатики такая форма работы на уроке может быть использована.

Литература.

  1. Волошинов А.В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии. – М.: Школа-Пресс, 1998.
  3. Левитин К.Е. Геометрическая рапсодия. – М.: Знание, 1984.
  4. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. - К.: Выща школа, 1989.
  5. Кеплер И. О шестиугольных снежинках. – М., 1982.
  6. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты – Л., М., 1957.
  7. Цеков-Карандаш Ц. О втором золотом сечении. – София, 1983.
  8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр “Академия”, 2007.
  9. Александров Е.Л. Интернет – легко и просто! Популярный самоучитель. – Спб.: Питер, 2005.
  10. http://www.photoline.ru/
  11. http://www.harunyahya.ru/
  12. http://n-t.ru/
  13. http://www.olish.ru/
  14. http://zolotoe-sechenie.nm.ru/
  15. http://www.fotodelo.ru/
  16. http://www.pentaxnews.ru/articles/scool/zolotoe_sechenie_v_fotografii.htm
  17. http://netnotes.narod.ru/math/gold5.html
  18. http://www.ropnet.ru/newcom/pol-pola/terra/98/gold.htm
  19. http://gazetangn.narod.ru/archive/ngn0318/garmony.html