Цели урока:
Формировать представления о связи технического и художественного моделирования, учить видоизменять выкройку основы плечевого изделия, развивать понимание, необходимости учёта особенностей телосложения и облика человека в целом при выборе фасона. Развивать пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.
Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, аккуратность в выполнении практической работы.
Наглядные пособия:
Образцы моделей легкой одежды, журналы мод, плакаты по композиции костюма. Раздаточный материал: лекала спинки и переда в М 1:4.
Оборудование:
Шаблоны деталей спинки и переда выкройки основы женского платья в М 1:4, линейка, карандаш. На классной доске - контуры деталей выкройки.
Ход урока:
Организационный момент.
1.Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Сообщение темы и цели урока
Повторение пройденного материала.
Тесты:
1. Выберите из перечисленных те мерки, которые записываются полностью:
а) СШ; в) ДИ; д) Вг;
б) СГ2 г)ДТС; е)СТ.
2. Выберите и определите соответствия названий
мерок и условных
обозначений.
Сг полуобхват талии
Ст. высота груди
Сб. длина переда до талии
Вг полуобхват груди
ДТП полуобхват бедер
Дет длина спины до талии.
2. Перечислите ассортимент плечевых изделий:
а) платье; в) — д)
б) ----- г) –
Вступительное слово.
Вот уже несколько занятий мы с вами говорим об одежде. – Знакомились с историей костюма разных эпох и народов.
-Что такое костюм? (от франц. - одеяние). Им обозначают тиничные, устойчивые, общепринятые формы одежды для данного народа, сословия, эпохи.
- Изучали одно из самых важных понятий из области культуры одежды – стиль.
Что такое стиль? (Это манера, характер, идейно – художественные особенности произведения автора). Какие стили вы знаете? (Классический, спортивный, джинсовый, молодежный, романтический, фольклорный, сафари).
Мы с вами уже знаем, что одежду, прежде чем шить, проектируют и конструируют – так же, как станки и машины. В основе производства одежды обязательно дожжен быть точный инженерный расчет. Это относится не только к фабричной продукции, но и самой первой , самой простой вещи, которую вы сделаете своими руками.
- Учились измерять фигуру человека и записывать результаты измерений.
(Какие мерки фигуры человека записываются полностью? Какие в половинном размере? Почему?)
Имея результаты измерений – строили чертеж выкройки плечевого изделия.
Что такое выкройка?Если использовать эту выкройку без изменений,
то можно сшить простое изделие. Но каждая из вас, овладев элементами моделирования может на основе данной конструкции создать оригинальные с точки зрения фасона и декоративной отделки модели одежды.
Тема нашего сегодняшнего урока посвящена моделированию одежды. Что такое моделирование? Вы уже знакомы с этим понятием. Мы занимались моделированием фартука, ночной сорочки, юбки. Сегодня на уроке мы предложим работу по моделированию: узнаем о связи технического и художественного моделирования, постараемся понять необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом при выборе фасона. Будем учиться видоизменять выкройку основы плечевого изделия, перемещать нагрудную вытачку в различные линии лифа.
Запишите тему урока в тетрадь.
Процесс создания любого изделия начинается с эскиза, т.е. рисунка будущей модели. Этот этап называется художественным моделированием. Эскиз модели плечевого изделия вы выполняли дома. Давайте познакомимся с вашими рисунками.
После того, когда готов эскиз модели, приступают к разработке фасона.
Что такое фасон? Это внешняя форма изделия, которая определяется покроем отдельных деталей, тканью, цветом, отделкой.
Что такое модель? Образец готового изделия.
При создании новой модели обязательно учитывают назначение будущего изделия, его конструкцию, простоту технологии изготовления, свойства и стоимость ткани и отделки, особенности фигуры и направления современной моды.
Давайте посмотрим – люди, каких профессий заняты в процессе создания одежды.
В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художники – модельеры, которые придумывают новые модели одежды и воплощают их в эскизах и готовых изделиях; художник – конструктор, воплощающий идеи художника модельера в чертежах и выкройках; технолог швейного производства, определяющий способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и современной технологии пошива одежды (закройщик); оператор швейного оборудования, непосредственно выполняющий швейные операции. ( рис.1)
Отечественная школа моделирования основывается на идеях и разработках первого российского художника – модельера Надежды Петровны Ламановой (1861 – 1941г.) Её принципы “Для чего создается костюм , для кого , из чего” - не потерял актуальности и сегодня. (небольшое сообщение об этом замечательном человеке нам предложит ученица.)
В тетрадь.
Основные элементы композиции костюма – пропорции, силуэт, цвет и различные виды отделки.
Первое зрительное впечатление от костюма получают, обращая внимание на его силуэт. Что такое силуэт? (контурное очертание форм предмета – одежды).
Мы с этим понятием уже знакомы. Современный костюм можно условно вписать в одну из простых геометрических форм (треугольник, трапеция, овал, полусфера, прямоугольник). Рис 2
(Из газеты “Аргументы и факты” декабрь 2008г. статья “Мода требует!”).
Пропорции – это соотношение частей костюма по величине между собой и в сравнении с фигурой человека. Рис 3
Многообразие одежды в значительной степени достигается изменением пропорции целой вещи и составляющих её частей. По вашему желанию вы можете, увеличив длину юбки, зрительно удлинить фигуру человека, сделав её более стройной. Художник – модельер в поисках пропорции костюма прежде всего ориентируется на фигуру человека и в соответствии с ней определяет форму и силуэт одежды, а затем все остальные её элементы, что позволяет подчеркнуть грациозность и красоту женщины.
Цвет – одно из самых выразительных средств в костюме. При создании любой модели обязательно учитываются свойства цвета.
Светлые, чистые, теплые тона как бы приближают и увеличивают предмет, но в то же время делают его легче. Темные, холодные цвета удаляют и уменьшают предмет, но придают тяжесть.
Виды отделок.
Следующий элемент композиции костюма – художественная отделка изделия. К отделке относятся накладные детали, строчки, пуговицы, пряжки, застежка тесьмой “молния”, канты, кружева, вышивка, аппликация и т.д.
Неисчерпаемой кладовой творческих замыслов для художника – модельера всегда была национальная одежда народов нашей страны. Национальные костюмы дают богатейший материал для создания современных моделей с использованием народных образов, орнаментов, вышивок, украшений.
Все части костюма по величине, форме, цвету, пропорциям, отделке должны быть уравновешены, соответствовать , не спорить между собой.
Для создания новой модели необходимо иметь немного фантазии, чтобы представить изделие в пространстве, знать основы художественного моделирования и уметь выполнять некоторые приемы технического моделирования.
В тетрадь.
Техническое моделирования называется процесс разработки новых фасонов по рисункам художников – модельеров и фотографиям.
Этапы технического моделирования предусматривают:
- изучение внешнего вида модели;
- изучение свойств материала модели;
- выбора базовых лекал (чертежей)
- нанесение на чертеж фасонных линий.
Техническому моделированию подлежат различные элементы легкого женского платья:
- изменение длины изделия;
- изменение формы выреза горловины;
- изменение формы выреза рукава;
- перемещение нагрудной вытачки;
- моделирование надрезов, рельефов, кокеток.
Сейчас мы с вами будем выполнять перемещение нагрудной вытачки.
Вытачка не только техническое средство получения из плоского материала объемной формы. Она является и художественно – декоративным средством придания внешнего своеобразия моделям одежды. Обязательным условием перемещения вытачек является сохранение величин раствора и направление вершин выточки к центру выпуклости.
Перемещение выточек можно выполнить методом шаблона и графическим методом.
Остановимся на методе шаблона – он более простой.
Из бумаги вырезаем вспомогательное лекало, на которое наносим линию нового направления выточки. По этой линии разрезаем и разводим новый раствор, разрывая прежний раствор выточки. Вспомогательное лекало накладываем на чертеж, совмещая основные контуры и линии и очерчиваем их при новом положении выточки.
Практическая работа.
Перенос нагрудной вытачки (см. “инструкционная карта”) Рис 4
Техника безопасности при работе.
- инструктаж по безопасной работе с ножницами;
- соблюдение порядка на рабочем столе;
- аккуратность;
- следить за осанкой.
Вводный инструктаж.
Самостоятельная работа (см.задания) Рис.5
Во время самостоятельной работы учащихся учитель делает целевые обходы, направляя деятельность учащихся, контролируя правильность выполнения задания.
Закрепление.
Что такое моделирование?
Какие способы моделирования вы узнали?
Что является одним из самых выразительных средств в костюме?
Что такое техническое моделирование?
Куда можно переносить нагрудную выточку?
Какова последовательность переноса вытачки?
Итог урока.
Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы узнали, что создание любого изделия начинается с художественного моделирования, расчета чертежа базовой конструкции и технического моделирования. Конкретно учились изменять фасон легкого платья, перенося нагрудную выточку в различные части лифа.
В домашних условиях вы сами себе и художник, и конструктор, и технолог, поэтому знания и умения, полученные сегодня помогут вам создать неповторимые вещи, учитывая вашу личность, образ и мастерство в рукоделии.
Умение моделировать, создавать новые формы изделия самостоятельно в соответствии с вашей фигурой и направлениями моды может пригодиться при работе с выкройками из журнала моды. Это умение позволит вам “реконструировать вещи, из которых вы выросли, в супермодные модели.
Выставление оценок. Их аргументация.