Основание для разработки: областная целевая программа: “Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту”, решение Совета безопасности РФ от 28.09.2001 г.
Обоснование для разработки:
Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. В настоящее время выявляются социальные болезни, “болезни поведения”, когда человек ведёт неприемлемый образ жизни и нерационально использует силы, данные ему природой, тем самым, ухудшая своё здоровье.
Медицина, занимающаяся вопросами здоровья, к сожалению, не обладает потенциалом и возможностями, которые позволили бы вести полноценное формирование правильного отношения к здоровью.
Поэтому, анализируя результаты воспитательной работы по направлению ЗОЖ, школа пришла к выводу, что одной пропаганды недостаточно, т. к. несмотря на эту работу в школе поддерживается количество курящих, уменьшается их возрастной ценз, повышается количество употребляющих алкогольные напитки. В тоже время школа единственный социальный институт, охватывающий все слои населения – и детей и их родителей и лиц старшего поколения. В школу ребёнок приходит в восприимчивом к воспитанию возрасте, и длительность его пребывания в школе - важный фактор в профилактической работе по ЗОЖ. Всё это дало основание для разработки программы “Здоровый образ жизни. Ученик и его здоровье”.
Главная цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья; формирование культуры здоровья. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников воспитательного процесса.
Главные идеи:
-
сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека;
-
образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;
-
социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;
-
воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;
-
стремление к воспитанию воли, характера, стремления к достижению цели.
Задачи воспитания:
- знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения к своему здоровью;
- создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
- формировать отношение к здоровью как к бесценному дару природы;
- создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
- способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом;
- вовлекать учащихся в оценку и анализ материала о влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм;
- воспитывать мотивы здоровья на трех уровнях: знание опасности, желание её избежать и реализация способов защиты от опасности;
- выявлять группы риска и систематически проводить коррекционную работу.
Направления деятельности:
- информационное обеспечение - сбор информации о состоянии здоровья учащихся;
- методическое обеспечение - повышение педагогического мастерства учителей;
- работа с учащимися – воспитание у школьников потребности в ведении здорового образа жизни;
- работа с педагогическими кадрами – создание условий для использования педагогами здоровьесберегающих технологий;
- работа с родителями – организация сотрудничества со школой;
- контроль, анализ и регулирование выполнения программы – выявление и коррекция состояния и результатов работы.
Методы и методики, используемые при реализации программы:
- тренинги;
- интерактивные игры, ролевые игры;
- создание тематических презентаций;
- лекционные занятия и беседы;
- индивидуальные и групповые консультации;
- тесты и анкетирование;
- диспуты; круглые столы и школьные конференции;
- родительские собрания и лектории, родительские чтения;
- выпуск газет, листовок, плакатов;
- просмотр тематических видеофильмов;
- экскурсии;
- конкурсы;
- спортивные мероприятия.дительские собрания и лектории, родительские чтения;мы:вление йчающихся.
Сроки реализации программы: 2007-2010 гг. с последующей пролонгацией.
Система контроля над выполнением программы: Контроль над выполнением подпрограммы осуществляет директор школы, зам. директора по ВР. Исполнители отчитываются на заседаниях ШМО классных руководителей, педсоветах школы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
- понимание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
- возможность сокращения численности курящих и употребляющих алкоголь, а также уменьшение пропусков по причине болезни;
- увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и мероприятия;
- социальная адаптация детей с проблемами в развитии, ограниченными возможностями здоровья; детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Содержание программы
№ п\п |
Наименование мероприятия |
Возраст учащихся |
Сроки |
Исполнители |
Межведомственные службы |
||
Блок №1 Организационно-правовой. |
|||||||
1. |
Утверждение программы на педагогическом совете школы |
Педагогичес-кий коллектив |
март 2007 |
Администрация школы |
|||
2. |
Поддержание постоянной связи с отделом ОДН, прокуратурой |
1-11 классы |
2007-2010 гг |
Администрация школы, социальный педагог, классные. руководители |
Отдел ОДН, прокуратура |
||
3. |
Знакомство с медицинскими картами учащихся 1 классов. |
1 класс |
1-15 сентября |
медицинский работник |
дошкольные учреждения, детская поликлиника |
||
4. |
Организация работы спортивных секций, спортивного зала. Создание спортивного комитета школы. |
1-11 классы |
сентябрь, ежегодно |
зам. директора по ВР. |
учреждения дополнительного образования |
||
5. |
Проведение педагогических советов, заседаний ШМО классных руководителей, учителей- предметников по темам программы |
2007-2010 гг. |
Администрация школы, классные руководители, учителя предметники |
||||
6. |
Обобщение опыта работы классных руководителей по выполнению данной программы |
Педагогичес-кий коллектив |
2007-2010 гг. |
Руководитель ШМО классных руководителей. |
|||
7. |
Методическая помощь классным руководителям по планированию и анализу работы по ЗОЖ |
Классные руководители |
2007-2010 гг. |
Зам. директора по ВР |
|||
8. |
Работа по выполнению программ о туберкулёзе и табакокурении, вакцинации. |
1-11 классы |
2007-2010 гг. |
Классные руководители, учитель биологии, медицинский работник школы |
Детская поликлиника |
||
9. |
Организация работы с родителями:
|
1-11 классы |
2007-2010гг |
Классные руководители, учитель биологии, медицинский работник школы, социальный педагог |
Центр “Согласие” |
||
Блок №2 Работа по профилактике медико-социальных болезней. |
|||||||
1. |
Проведение классных часов и бесед с учащимися по профилактике употребления алкоголя:
|
1-11 классы |
2007-2010 гг. |
Зам. директора по ВР. Классные руководители. |
Детская поликлиника, врач-нарколог, отдел ОДН |
||
2. |
Проведение классных часов и бесед с учащимися о наркомании:
|
5-11 классы |
2007-2010 гг. |
Зам. директора по ВР Классные руководители. |
Детская поликлиника, врач-нарколог, отдел ОДН |
||
3. |
Проведение классных часов и бесед с учащимися о вреде курения. |
5-11 классы |
2007-2010 гг. |
Зам. директора по ВР Классные руководители. |
Детская поликлиника, врач-нарколог, отдел ОДН |
||
4. |
Работа с учащимися: 1. Работа психологов центра “Доверие” и “Согласие”. |
5-9 классы | 2007-2010 гг. | Психологи. |
Центр “Доверие” и “Согласие”.
|
||
2. Проведение занятий по программе “Разговор о правильном питании”; “Все цвета, кроме чёрного”. | 1-4 класс | 2007-2010 гг. |
Учителя начальных классов |
||||
3. Выпуск стенгазет, плакатов, рисунков по теме. | 1-11 класс | 2007-2010 гг. | Классные руководители. Учитель изо. | ||||
4. Участие в акциях и конкурсах: Единого дня здоровья, Дня борьбы со СПИДом, Дня отказа от курения и т.д. |
5-11 класс |
2007-2010 гг. | Экологический клуб, учителя- предметники. | ||||
5. Заседания ученического комитета школы по фактам курения, употребления алкоголя и др. | 2007-2010 гг. | Зам. директора по ВР Классные руководители. | |||||
6. Организация занятости детей в каникулярное время. | 1-11 класс | 2007-2010 гг. | Зам. директора по ВР Классные руководители. | ||||
7.Определение подростков группы риска. | Социальный педагог. | Инспектор ОДН | |||||
8. Анкетирование учащихся об их отношении к вопросам здоровья. Использование данных опроса в работе с ребятами и родителями. | 2007-2010 гг. | Зам. директора по ВР | ОДН | ||||
5. |
Работа с родителями:
|
2007-2010 гг. |
Администра-ция
школы,
социальный
педагог, мед
работник.
социальный педагог, администрация школы Управляющий совет школы |
Детская поликлиника, врач-нарколог, отдел ОДН. |
|||
Блок №3 Научно-методическая работа школы по ЗОЖ. |
|||||||
1. |
Организация работы экологического клуба по данному направлению. |
5-11 классы |
2007-2010 гг. |
Руководитель экологического клуба. |
|||
2. |
Работа по накоплению материала в папке рекомендаций классным. руководителям “Здоровый образ жизни”. |
2007-2010 гг. |
Учитель биологии |
РМО учителей биологии |
|||
3. |
Проведение методической недели “Проблемы здоровья подрастающего поколения на уроке и во внеклассной деятельности”. |
1-11 классы |
2007-2010 гг.
|
Зам. директора по УВР |
|
||
4. |
Оказание методической помощи педагогам в освоении передовых здоровьесберегаю-щих технологий. |
|
2007-2010 гг. |
Зам. директора по УВР и ВР. |
Управление образования |
||
5. |
Организация выставок школьной библиотеки по проблемам ЗОЖ. |
|
2006-2010 гг. |
Библиотекарь. |
Районная библиотека |
||
6. |
Проведение мониторингов уровня физического здоровья школьников и санитарно-гигиенического состояния школы. |
1-11 классы |
2007-2010 гг. |
Администрация школы. Медицинский работник |
|
||
Блок №4 Совершенствование медицинской помощи учащимся в школе. |
|||||||
1. |
Диагностика и мониторинг состояния здоровья детей и подростков. |
1-11 классы |
2007-2010 гг. |
Мед. работник школы |
Детская поликлиника. |
||
2. |
Организация проведения профилактических прививок и проведение противоэпидемиологических мероприятий в случае регистрации инфекционных заболеваний. |
1-11 классы |
2007-2010 гг. |
Мед. работник школы |
Детская поликлиника |
||
3. |
Оказание стоматологической помощи. |
1-11 классы |
2007-2010 гг. |
врач-стоматолог |
Стоматологическая поликлиника |
||
4. |
Проведение профилактических медицинских осмотров всех учащихся школы. |
1-11 классы |
2007-2010 гг. |
Мед. работник школы |
Детская поликлиника |