Паспорт школьной целевой программы "За здоровый образ жизни. Ученик и его здоровье"

Разделы: Администрирование школы


Основание для разработки: областная целевая программа: “Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту”, решение Совета безопасности РФ от 28.09.2001 г.

Обоснование для разработки:

Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. В настоящее время выявляются социальные болезни, “болезни поведения”, когда человек ведёт неприемлемый образ жизни и нерационально использует силы, данные ему природой, тем самым, ухудшая своё здоровье.

Медицина, занимающаяся вопросами здоровья, к сожалению, не обладает потенциалом и возможностями, которые позволили бы вести полноценное формирование правильного отношения к здоровью.

Поэтому, анализируя результаты воспитательной работы по направлению ЗОЖ, школа пришла к выводу, что одной пропаганды недостаточно, т. к. несмотря на эту работу в школе поддерживается количество курящих, уменьшается их возрастной ценз, повышается количество употребляющих алкогольные напитки. В тоже время школа единственный социальный институт, охватывающий все слои населения – и детей и их родителей и лиц старшего поколения. В школу ребёнок приходит в восприимчивом к воспитанию возрасте, и длительность его пребывания в школе - важный фактор в профилактической работе по ЗОЖ. Всё это дало основание для разработки программы “Здоровый образ жизни. Ученик и его здоровье”.

Главная цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья; формирование культуры здоровья. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников воспитательного процесса.

Главные идеи:

  • сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека;

  • образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;

  • социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;

  • воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;

  • стремление к воспитанию воли, характера, стремления к достижению цели.

Задачи воспитания:

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения к своему здоровью;
  • создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
  • формировать отношение к здоровью как к бесценному дару природы;
  • создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
  • способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом;
  • вовлекать учащихся в оценку и анализ материала о влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм;
  • воспитывать мотивы здоровья на трех уровнях: знание опасности, желание её избежать и реализация способов защиты от опасности;
  • выявлять группы риска и систематически проводить коррекционную работу.

Направления деятельности:

  • информационное обеспечение - сбор информации о состоянии здоровья учащихся;
  • методическое обеспечение - повышение педагогического мастерства учителей;
  • работа с учащимися – воспитание у школьников потребности в ведении здорового образа жизни;
  • работа с педагогическими кадрами – создание условий для использования педагогами здоровьесберегающих технологий;
  • работа с родителями – организация сотрудничества со школой;
  • контроль, анализ и регулирование выполнения программы – выявление и коррекция состояния и результатов работы.

Методы и методики, используемые при реализации программы:

  • тренинги;
  • интерактивные игры, ролевые игры;
  • создание тематических презентаций;
  • лекционные занятия и беседы;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • тесты и анкетирование;
  • диспуты; круглые столы и школьные конференции;
  • родительские собрания и лектории, родительские чтения;
  • выпуск газет, листовок, плакатов;
  • просмотр тематических видеофильмов;
  • экскурсии;
  • конкурсы;
  • спортивные мероприятия.дительские собрания и лектории, родительские чтения;мы:вление йчающихся.

Сроки реализации программы: 2007-2010 гг. с последующей пролонгацией.

Система контроля над выполнением программы: Контроль над выполнением подпрограммы осуществляет директор школы, зам. директора по ВР. Исполнители отчитываются на заседаниях ШМО классных руководителей, педсоветах школы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
  • понимание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
  • возможность сокращения численности курящих и употребляющих алкоголь, а также уменьшение пропусков по причине болезни;
  • увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и мероприятия;
  • социальная адаптация детей с проблемами в развитии, ограниченными возможностями здоровья; детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Содержание программы

№ п\п

Наименование мероприятия

Возраст учащихся

Сроки

Исполнители

Межведомственные службы

Блок №1 Организационно-правовой.

1.

Утверждение программы на педагогическом совете школы

Педагогичес-кий коллектив

март 2007

Администрация школы

 

2.

Поддержание постоянной связи с отделом ОДН, прокуратурой

1-11 классы

2007-2010 гг

Администрация школы, социальный педагог, классные. руководители

Отдел ОДН, прокуратура

3.

Знакомство с медицинскими картами учащихся 1 классов.

1 класс

1-15 сентября

медицинский работник

дошкольные учреждения, детская поликлиника

4.

Организация работы спортивных секций, спортивного зала. Создание спортивного комитета школы.

1-11 классы

сентябрь, ежегодно

зам. директора по ВР.

учреждения дополнительного образования

5.

Проведение педагогических советов, заседаний ШМО классных руководителей, учителей- предметников по темам программы

2007-2010 гг.

Администрация школы, классные руководители, учителя предметники

 

6.

Обобщение опыта работы классных руководителей по выполнению данной программы

Педагогичес-кий коллектив

2007-2010 гг.

Руководитель ШМО классных руководителей.

 

7.

Методическая помощь классным руководителям по планированию и анализу работы по ЗОЖ

Классные руководители

2007-2010 гг.

Зам. директора по ВР

 

8.

Работа по выполнению программ о туберкулёзе и табакокурении, вакцинации.

1-11 классы

2007-2010 гг.

Классные руководители, учитель биологии, медицинский работник школы

Детская поликлиника

9.

Организация работы с родителями:

  • формирование активного и заинтересованного отношения к своему здоровью и здоровью своей семьи;
  • информирование родителей об особенностях возрастного развития детей;
  • помощь социального педагога и психолога.

1-11 классы

2007-2010гг

Классные руководители, учитель биологии, медицинский работник школы, социальный педагог

Центр “Согласие”

Блок №2 Работа по профилактике медико-социальных болезней.

1.

Проведение классных часов и бесед с учащимися по профилактике употребления алкоголя:

  • Вино- причина всех несчастий.
  • Во что обществу обходится пьянство?
  • Употребление алкоголя и здоровье.
  • Преимущества трезвого образа жизни.

1-11 классы

2007-2010 гг.

Зам. директора по ВР.

Классные руководители.

Детская поликлиника, врач-нарколог, отдел ОДН

2.

Проведение классных часов и бесед с учащимися о наркомании:

  • Токсические вещества и их опасность.
  • Не допустить беды.
  • Наркотики и СПИД.
  • Не дай погибнуть другу.

5-11 классы

2007-2010 гг.

Зам. директора по ВР

Классные руководители.

Детская поликлиника, врач-нарколог, отдел ОДН

3.

Проведение классных часов и бесед с учащимися о вреде курения.

5-11 классы

2007-2010 гг.

Зам. директора по ВР

Классные руководители.

Детская поликлиника, врач-нарколог, отдел ОДН

4.

Работа с учащимися:

1. Работа психологов центра “Доверие” и “Согласие”.

5-9 классы 2007-2010 гг. Психологи.

Центр “Доверие” и “Согласие”.

 

2. Проведение занятий по программе “Разговор о правильном питании”; “Все цвета, кроме чёрного”. 1-4 класс 2007-2010 гг.

Учителя начальных классов

3. Выпуск стенгазет, плакатов, рисунков по теме. 1-11 класс 2007-2010 гг. Классные руководители. Учитель изо.
4. Участие в акциях и конкурсах: Единого дня здоровья, Дня борьбы со СПИДом, Дня отказа от курения и т.д.

5-11 класс

2007-2010 гг. Экологический клуб, учителя- предметники.
5. Заседания ученического комитета школы по фактам курения, употребления алкоголя и др.   2007-2010 гг. Зам. директора по ВР Классные руководители.
6. Организация занятости детей в каникулярное время. 1-11 класс 2007-2010 гг. Зам. директора по ВР Классные руководители.
7.Определение подростков группы риска.     Социальный педагог. Инспектор ОДН
8. Анкетирование учащихся об их отношении к вопросам здоровья. Использование данных опроса в работе с ребятами и родителями.   2007-2010 гг. Зам. директора по ВР ОДН

5.

Работа с родителями:

  1. Освещение вопросов ЗОЖ: на родительских собраниях, родительских собраниях и лекториях, родительских чтениях.
  2. Беседы с родителями детей “группы риска”, проведение Совета по профилактике.
  3. Работа комиссии Управляющего совета школы по вопросу профилактической работы с “группой риска”.
 

2007-2010 гг.

Администра-ция школы, социальный педагог, мед работник.

социальный педагог, администрация школы

Управляющий совет школы

Детская поликлиника, врач-нарколог, отдел ОДН.

Блок №3 Научно-методическая работа школы по ЗОЖ.

1.

Организация работы экологического клуба по данному направлению.

5-11 классы

2007-2010 гг.

Руководитель экологического клуба.

2.

Работа по накоплению материала в папке рекомендаций классным. руководителям “Здоровый образ жизни”.

2007-2010 гг.

Учитель биологии

РМО учителей биологии

3.

Проведение методической недели “Проблемы здоровья подрастающего поколения на уроке и во внеклассной деятельности”.

1-11 классы

2007-2010 гг.

 

Зам. директора по УВР

 

4.

Оказание методической помощи педагогам в освоении передовых здоровьесберегаю-щих технологий.

 

2007-2010 гг.

Зам. директора по УВР и ВР.

Управление образования

5.

Организация выставок школьной библиотеки по проблемам ЗОЖ.

 

2006-2010 гг.

Библиотекарь.

Районная библиотека

6.

Проведение мониторингов уровня физического здоровья школьников и санитарно-гигиенического состояния школы.

1-11 классы

2007-2010 гг.

Администрация школы. Медицинский работник

 

Блок №4 Совершенствование медицинской помощи учащимся в школе.

1.

Диагностика и мониторинг состояния здоровья детей и подростков.

1-11 классы

2007-2010 гг.

Мед. работник школы

Детская поликлиника.

2.

Организация проведения профилактических прививок и проведение противоэпидемиологических мероприятий в случае регистрации инфекционных заболеваний.

1-11 классы

2007-2010 гг.

Мед. работник школы

Детская поликлиника

3.

Оказание стоматологической помощи.

1-11 классы

2007-2010 гг.

врач-стоматолог

Стоматологическая поликлиника

4.

Проведение профилактических медицинских осмотров всех учащихся школы.

1-11 классы

2007-2010 гг.

Мед. работник школы

Детская поликлиника