"Вкусные истории" (программа элективного курса по предпрофильной подготовке учащихся 9-го класса)

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Многое из того, что делается сегодня на благодатном поле культуры, направлено на разрушение ее традиционного русского ядра. Люди, чуткие сердцем, чувствуют как в обществе – на страницах литературных произведений, на театральных подмостках, в живописи, в средствах массовой информации нарушаются священные для народа запреты, сбрасываются покровы с сокровенных сторон бытия, с человеческих отношений. Жизнь без духа, бездуховность, никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда была сильна власть идей добра, справедливости, нравственности. У русских в настоящее время появилась необходимость познать самих себя, ответить на вечные вопросы: Кто мы? Откуда вышли? Куда идем? Что берем от прошлого? Во имя чего живем в настоящем? Что передадим потомкам? И обернувшись к своим корням, мы, прежде всего, хотим осознать себя как граждан мировой цивилизации.

Еще в прошлом столетии И. В. Киривский (педагог и общественный деятель) писал: «Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа, так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю… Забыть это правило – все равно, что уничтожить народ. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный».

Различные явления народной жизни – ее уклад, семейно – социальные отношения, область умственной деятельности и искусства – возникают, изменяются и частично умирают, оставляя лучшее в традициях, обрядах, фольклоре.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои любимые блюда и свои, присущие только ему, традиции застолья.

В наш технический век появились автоматы для приготовления блинчиков, блинов, оладий, пирожков, пончиков. С приходом этих машин пропадает поэзия древнейшего ремесла.

Программа элективного курса " Вкусные истории " направлена на приобщение молодого поколения к русской культуре, способствует развитию интереса к богатейшей истории русской кухни, выбору профиля обучения, развивает интерес к профессиям повара, технолога, позволяет использовать в быту разнообразный ассортимент блюд. Курс рассчитан на 18 часов.

Цель: Способствовать выбору технологического профиля, приобщению к национальнойкультуре.

Задачи курса:

  1. Познакомить с особенностями русской национальной кухни.
  2. Познакомить с обычаями русских людей, связанных с приёмом и приготовлением пищи, (праздники, обряды, поверья, пословицы, поговорки).
  3. Познакомить с требованиями к качеству приготовления русских блинов.
  4. Познакомить с технологией приготовления блинов (опарный и безопарный способ).
  5. Научить печь блины из разных видов муки.
  6. Развивать интерес к русской культуре, истории русской кухни.
  7. Развивать интерес к профессии технолога, повара.

Тематическое планирование

№п/п

Содержание

Кол-во часов

 Вид деятельности

 I

Теоретическая часть Русская национальная кухня.

8

 

1.

Особенности русской кухни.

2

Лекция. Беседа.

2.

Русская трапеза. Обычаи, обряды, легенды.

2

Лекция. Рефераты уч-ся. Сообщения.

3.

Русское застолье.

2

Обыгрывание элементов народных традиций. Ролевая игра «У нас гости».

 4.

«Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». (А.И. Куприн).

2

Сообщения, рефераты учащихся.

II

Практическая часть. (Приложение 1)

6

 

1.

Приготовление гречневых блинов

1

Беседа, Практическая работа.

2.

Приготовление овощных блинов

1

Беседа, Практическая работа.

3.

Приготовление гурьевских блинов.

1

Беседа, Практическая работа.

4.

Масленица – весёлый русский праздник.

3

Праздник.

III

Работа над проектом.

4

 

1.

«Новые русские блины».

2

Практическая работа.

2.

Защита проектов.

1

Анкетирование. Тесты.

3.

Итоговая рефлексия.

1

Итого: 18 часов.

 

1. На каком содержательном материале построен курс?

В содержание данного курса вошли русские народные традиции, обряды, легенды, особенности национальной кухни, а также виды, способы, технология замешивания и выпечки блинов, рассмотрены понятия: опарный, безопарный способ замешивания теста, сдобные блины, блинчики под бешамелью, блинчатый пирог.

2. Чем содержание курса будет отличаться от базового курса.

Содержание курса более глубоко и полно раскроет историю, особенности русской национальной кухни, её традиции и обычаи, связанные с приёмом гостей, правилами поведения за столом.

Курс направлен на возможность закрепления на практике полученных знаний, что повлияет на положительную мотивацию учащихся к данной программе, на приобщение к народной культуре.

Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся.

3. Определение результатов обучения по предполагаемой программе.

По окончании обучения учащиеся должны знать:

- опарный, безопарный способ замеса теста для блинов.

Иметь представление:

- о блинчиках под бешамелью.
- о блинчатом пироге.

Учащиеся должны уметь:

- печь блины из разных видов муки.
- выпекать блины с припеком.
- заварные блины.
- сдобные блины.

4. Определение видов учебной деятельности.

  1. Подготовка сообщений: Сбор материалов по народным обычаям, связанных с приготовлением пищи.
  2. Участие в диспуте, беседе.
  3. Участие в празднике « Масленица ».
  4. Практическая работа. Обыгрывание элементов народных традиций.
  5. Участие в (кулинарных) экспериментах.
  6. Выполнение и защита проекта.

5. Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем всей программы в целом.

Программа курса предлагает три раздела.

1. Русская национальная кухня.

8 часов.

2. Практическая часть.

6 часов.

3. Создание творческого проекта.

4 часа

6. Система оценивания достижений учащихся.

1. Подготовка сообщения.

10 балов.

2. Подготовка реферата.

20 балов.

3. Участие в празднике.

10 балов.

4. Результаты практической деятельности

20 балов.

5. Выполнение и защита проекта.

50 балов.

" 5 " --- 100 балов и более.
" 4 " --- 80 балов.
" 3 " --- 50 балов.

7. Разработка контролирующих материалов, являющихся средством оценки степени обученности ученика, работающего по программе.

Оценить степень обученности учащихся помогут:
Тестирование, рефераты по предложенным темам, выполнение проектов, результаты практической работы.

8. Какова доля самостоятельной работы ученика по данному курсу, в чем он может проявить инициативу.

Самостоятельная работа учащихся будет осуществляться при работе над проектом «Новые русские блины». Где ученицы могут применить полученные знания и проявить своё творчество, а также во время кулинарных экспериментов.

9. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу?

Анкетирование учащихся в начале и конце курса, регулярность посещения занятий, результаты деятельности учеников.

Структура курса (Приложение 2)

Ожидаемые результаты

Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с особенностями русской национальной кухни, с обычаями русского застолья, вызвать интерес к профессии историка, повара, технолога, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с приготовлением и приёмом пищи.

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Список литературы

1. Бакланов В.Н. Современное домоводство. Советы со всего света о том, как вести дом, укреплять семью и здоровье. 3-е изд. М.: Воскресенье, 1998.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого русского языка: Т. 1-4. – М., 1978.
3. Ковалёв. В.М. Кулинарные рецепты.– М.: Экономика, 1991.
4. Ковалев Н.Н. Рассказы о русской кухне: о блюдах, их истории, названиях и пользе ими приносимой, а также об утвари, посуде и обычаях стола. – М., 1989.
5. Коринфский А. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы Русского народа. М.: Белый город, 2007
6. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово, 1998.
7. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Русская кухня – от закусок до заедок. Сборник кулинарных рецептов. – Ростов н/ Д: Феникс, 2000.
8. Ляховская Л.П. Основы кулинарного мастерства. – Спб., 1997.
9. Могильный Н.П. Русская кухня. М.: ООО Гамма Пресс 2000, 2001
10. Русская кухня. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005
11. Рябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII – XIX вв. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997.
12. Святки. Сборник. – Москва: ЗАО РИФМЭ, 1997.
13. Сомов И.Н. Русская домашняя кулинария. Москва: Вече. 2003.
14. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997.
15. Юдина Н. А. Русские обычаи и обряды. М.: Вече, 2006