Пояснительная записка
Многое из того, что делается сегодня на благодатном поле культуры, направлено на разрушение ее традиционного русского ядра. Люди, чуткие сердцем, чувствуют как в обществе – на страницах литературных произведений, на театральных подмостках, в живописи, в средствах массовой информации нарушаются священные для народа запреты, сбрасываются покровы с сокровенных сторон бытия, с человеческих отношений. Жизнь без духа, бездуховность, никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда была сильна власть идей добра, справедливости, нравственности. У русских в настоящее время появилась необходимость познать самих себя, ответить на вечные вопросы: Кто мы? Откуда вышли? Куда идем? Что берем от прошлого? Во имя чего живем в настоящем? Что передадим потомкам? И обернувшись к своим корням, мы, прежде всего, хотим осознать себя как граждан мировой цивилизации.
Еще в прошлом столетии И. В. Киривский (педагог и общественный деятель) писал: «Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа, так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю… Забыть это правило – все равно, что уничтожить народ. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный».
Различные явления народной жизни – ее уклад, семейно – социальные отношения, область умственной деятельности и искусства – возникают, изменяются и частично умирают, оставляя лучшее в традициях, обрядах, фольклоре.
Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои любимые блюда и свои, присущие только ему, традиции застолья.
В наш технический век появились автоматы для приготовления блинчиков, блинов, оладий, пирожков, пончиков. С приходом этих машин пропадает поэзия древнейшего ремесла.
Программа элективного курса " Вкусные истории " направлена на приобщение молодого поколения к русской культуре, способствует развитию интереса к богатейшей истории русской кухни, выбору профиля обучения, развивает интерес к профессиям повара, технолога, позволяет использовать в быту разнообразный ассортимент блюд. Курс рассчитан на 18 часов.
Цель: Способствовать выбору технологического профиля, приобщению к национальнойкультуре.
Задачи курса:
- Познакомить с особенностями русской национальной кухни.
- Познакомить с обычаями русских людей, связанных с приёмом и приготовлением пищи, (праздники, обряды, поверья, пословицы, поговорки).
- Познакомить с требованиями к качеству приготовления русских блинов.
- Познакомить с технологией приготовления блинов (опарный и безопарный способ).
- Научить печь блины из разных видов муки.
- Развивать интерес к русской культуре, истории русской кухни.
- Развивать интерес к профессии технолога, повара.
Тематическое планирование
№п/п |
Содержание |
Кол-во часов |
Вид деятельности |
I |
Теоретическая часть Русская национальная кухня. |
8 |
|
1. |
Особенности русской кухни. |
2 |
Лекция. Беседа. |
2. |
Русская трапеза. Обычаи, обряды, легенды. |
2 |
Лекция. Рефераты уч-ся. Сообщения. |
3. |
Русское застолье. |
2 |
Обыгрывание элементов народных традиций. Ролевая игра «У нас гости». |
4. |
«Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». (А.И. Куприн). |
2 |
Сообщения, рефераты учащихся. |
II |
Практическая часть. (Приложение 1) |
6 |
|
1. |
Приготовление гречневых блинов |
1 |
Беседа, Практическая работа. |
2. |
Приготовление овощных блинов |
1 |
Беседа, Практическая работа. |
3. |
Приготовление гурьевских блинов. |
1 |
Беседа, Практическая работа. |
4. |
Масленица – весёлый русский праздник. |
3 |
Праздник. |
III |
Работа над проектом. |
4 |
|
1. |
«Новые русские блины». |
2 |
Практическая работа. |
2. |
Защита проектов. |
1 |
Анкетирование. Тесты. |
3. |
Итоговая рефлексия. |
1 |
Итого: 18 часов. |
1. На каком содержательном материале построен курс? |
В содержание данного курса вошли русские народные традиции, обряды, легенды, особенности национальной кухни, а также виды, способы, технология замешивания и выпечки блинов, рассмотрены понятия: опарный, безопарный способ замешивания теста, сдобные блины, блинчики под бешамелью, блинчатый пирог. |
||||||||||
2. Чем содержание курса будет отличаться от базового курса. |
Содержание курса более глубоко и полно раскроет историю, особенности русской национальной кухни, её традиции и обычаи, связанные с приёмом гостей, правилами поведения за столом. Курс направлен на возможность закрепления на практике полученных знаний, что повлияет на положительную мотивацию учащихся к данной программе, на приобщение к народной культуре. Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного развития учащихся. |
||||||||||
3. Определение результатов обучения по предполагаемой программе. |
По окончании обучения учащиеся должны знать: - опарный, безопарный способ замеса теста для блинов. Иметь представление: - о блинчиках под бешамелью. Учащиеся должны уметь: - печь блины из разных видов муки. |
||||||||||
4. Определение видов учебной деятельности. |
|
||||||||||
5. Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем всей программы в целом. |
Программа курса предлагает три раздела.
|
||||||||||
6. Система оценивания достижений учащихся. |
" 5 " --- 100 балов и более. |
||||||||||
7. Разработка контролирующих материалов, являющихся средством оценки степени обученности ученика, работающего по программе. |
Оценить степень обученности учащихся помогут: |
||||||||||
8. Какова доля самостоятельной работы ученика по данному курсу, в чем он может проявить инициативу. |
Самостоятельная работа учащихся будет осуществляться при работе над проектом «Новые русские блины». Где ученицы могут применить полученные знания и проявить своё творчество, а также во время кулинарных экспериментов. |
||||||||||
9. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу? |
Анкетирование учащихся в начале и конце курса, регулярность посещения занятий, результаты деятельности учеников. |
Структура курса (Приложение 2)
Ожидаемые результатыПредполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с особенностями русской национальной кухни, с обычаями русского застолья, вызвать интерес к профессии историка, повара, технолога, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с приготовлением и приёмом пищи.
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.
Список литературы
1. Бакланов В.Н. Современное домоводство. Советы со всего света о том, как вести дом,
укреплять семью и здоровье. 3-е изд. М.: Воскресенье, 1998.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого русского языка: Т. 1-4. – М., 1978.
3. Ковалёв. В.М. Кулинарные рецепты.– М.: Экономика, 1991.
4. Ковалев Н.Н. Рассказы о русской кухне: о блюдах, их истории, названиях и пользе ими
приносимой, а также об утвари, посуде и обычаях стола. – М., 1989.
5. Коринфский А. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы Русского народа.
М.: Белый город, 2007
6. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово, 1998.
7. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Русская кухня – от закусок до заедок. Сборник кулинарных
рецептов. – Ростов н/ Д: Феникс, 2000.
8. Ляховская Л.П. Основы кулинарного мастерства. – Спб., 1997.
9. Могильный Н.П. Русская кухня. М.: ООО Гамма Пресс 2000, 2001
10. Русская кухня. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005
11. Рябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII – XIX вв. М.:
Гуманитарный издательский центр Владос, 1997.
12. Святки. Сборник. – Москва: ЗАО РИФМЭ, 1997.
13. Сомов И.Н. Русская домашняя кулинария. Москва: Вече. 2003.
14. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997.
15. Юдина Н. А. Русские обычаи и обряды. М.: Вече, 2006